дело по иску о признании незаконным бездействия органа государственной власти, решение вступило в законную силу 23.06.2011 года



Дело № 2-1732/2011

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярославль 08 апреля 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Драчева Д.А.,

при секретаре Поповой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малютиной Ангелины Алексеевны к Правительству Ярославской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти,

у с т а н о в и л :

Малютина А.А. обратилась в суд с заявлением к Правительству Ярославской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти. В обоснование сослалась на то, что Малютиной А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. Земельный участок предоставлен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты>. Кадастровый номер земельного участка: . Земельный участок принадлежит заявителю на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ .

В ДД.ММ.ГГГГ года Малютина А.А. обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения с ходатайством о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, включении земельного участка в границы населенного пункта <адрес>, и изменении вида разрешенного использования земельного участка: для строительства многофункционального торгового комплекса.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую определен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в уполномоченный орган подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

В силу части 1 статьи 7 данного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности с установлением или изменением черты населённых пунктов.

Частью 2 статьи 3 Закона о переводе земель предусмотрено, что в рассмотрении ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о переводе земель ходатайство, не подлежащее рассмотрению по указанным выше основаниям, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Карабихского сельского поселения направила Малютиной А.А. ответ ДУГИ Ярославской области о возвращении пакета документов о включении земельного участка в границы населенного пункта на доработку. Необходимые документы были представлены заявителем в Администрацию Карабихского сельского поселения, недостатки устранены и ДД.ММ.ГГГГ документы Администрацией Карабихского сельского поселения были направлены через Департамент по управлению государственным имуществом в Администрацию ЯО для принятия решения о переводе.

На основании пункта 2 части 4 статьи 3 Закона о переводе земель по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта (часть 7 статьи 3 Закона о переводе земель). Однако, до настоящего времени Малютина А.А. не получила ответа о переводе либо об отказе в переводе спорного земельного участка.

На основании изложенного, Малютина А.А. просила: признать незаконным бездействие Правительства Ярославской области, выразившееся в нерассмотрении ходатайства о переводе земельного участка, по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли населённых пунктов с изменением вида разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на строительство многофункционального торгового комплекса.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Сейфетдинова Т.А. доводы заявления поддержала, дала пояснения, аналогичные тексту заявления. Дополнительно пояснила, что в случае рассмотрения Правительством ходатайства о переводе земельного участка в установленный срок заявитель мог бы обжаловать принятое решение в судебном порядке и своевременно защитить свои права.

Представители Правительства Ярославской области по доверенности Пуговишников Д.Д., одновременно являющийся представителем заинтересованного лица ДУГИ Ярославской области, и Кулаев С.Ю. возражали против удовлетворения заявления Малютиной А.А., дали пояснения в соответствии с представленными письменными возражениями. Согласно позиции Правительства Ярославской области, изменение границ населенных пунктов осуществляется по заявлениям заинтересованных лиц, в порядке, предусмотренном ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Орган местного самоуправления представляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ соответствующее заявление, заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также заключение о результатах публичных слушаний. Согласно п. 4.8 Положения о департаменте по управлению государственным имуществом Ярославской области, при осуществлении мероприятий по рассмотрению заявлений органов местного самоуправления о включении земельных участков в границы населенных пунктов интересы Ярославской области представляет Департамент по управлению государственным имуществом. Он же, на основании п. 4.14 Положения, разрабатывает проекты Постановления Правительства Ярославской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов и об отказе во включении земельных участков в границы населенных пунктов.

По результатам рассмотрения заявления Малютиной А.А. о переводе земельного участка подготовлен проект постановления Правительства Ярославской области «Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта – с. Лучинское Ярославского муниципального района», принятый Правительством Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ Правительство не является уполномоченным и ответственным органом по рассмотрению заявлений органов местного самоуправления о включении земельного участка в границы населенного пункта, а также ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую. Дополнительно пояснили, что необходимые для рассмотрения обращения администрации Карабихского поселения документы были получены ДД.ММ.ГГГГ

Представитель заинтересованного лица Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области Устинова Т.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что в администрацию в ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от Малютиной А.А. о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений и об изменении вида разрешенного использования земельного участка. По данному вопросу проводились слушания, а собранный необходимый пакет документов направлен в Правительство Ярославской области. В ДД.ММ.ГГГГ года из ДУГИ поступило письмо, в котором излагались недочеты по собранному комплекту документов с предложением их устранения. Недостатки были устранены, и пакет документов был направлен в Правительство Ярославской области. Недостающие документы были направлены ДД.ММ.ГГГГ. Позже администрацией поселения был проведен мониторинг освоения переводимых земель и установлено, что часть земель освоена не была. Решением главы администрации перевод земель был прекращен и положительное заключение, данное ранее, было отозвано.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает заявление Малютиной А.А. подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Малютиной А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером , из числа земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>. Разрешенным использованием земельного участка является ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ Малютина А.А. обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения с ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений и изменении вида разрешенного использования земельного участка: для строительства многофункционального торгового комплекса.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Карабихского сельского поселения в Правительство Ярославской области было направлено ходатайство о переводе земельного участка Малютиной А.А. из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с разрешенным видом использования «для строительства многофункционального торгового комплекса» (л.д. 6).

Согласно сообщению ДУГИ Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, материалы по включению в границы населенного пункта земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возвращены на доработку (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Карабихского сельского поселения в Правительство Ярославской области повторно были направлены документы по переводу земельного участка Малютиной А.А. из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с ходатайством Малютиной А.А. о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений, включении земельного участка в границы населенного пункта <адрес>, и изменении вида разрешенного использования земельного участка: для строительства многофункционального торгового комплекса (л.д. 29).

ДД.ММ.ГГГГ в ДУГИ Ярославской области из Администрации Карабихского сельского поселения поступило ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ о включении земельного участка Малютиной в земли населенного пункта <адрес> с приобщением Постановления Правительства Ярославской области и картографического материала (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Карабихского сельского поселения на имя Директора ДУГИ Ярославской области направлено обращение об отзыве заключения от ДД.ММ.ГГГГ по переводу земельного участка общей площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером (л.д. 30).

Постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ -п в принятии решения о включении земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., в границы населенного пункта – <адрес> отказано (л.д. 27).

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае установления и изменения черты населенных пунктов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Вопросы включения земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка регулируются Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно ч. 4 ст. 4.1 вводного закона, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с ч. 13 ст. 4.1 вводного закона, орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.

Согласно ч. 18 ст. 4.1 вводного закона, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Как видно из ходатайства Малютиной А.А., поступившего в Правительство Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - в ДУГИ Ярославской области, заявитель просила перевести земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений и изменении вида разрешенного использования земельного участка: для строительства многофункционального торгового комплекса.

Ходатайство Администрации Карабихского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее ДД.ММ.ГГГГ в ДУГИ Ярославской области, поданное дополнительно с недостающими документами к ранее направленному пакету документов, сводилось к включению земельного участка Малютиной в земли населенного пункта сельского поселения.

Таким образом, тридцатидневный срок для разрешения данных ходатайств Малютиной А.А. и органа местного самоуправления, исходя из требований ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», заканчивался ДД.ММ.ГГГГ

Однако к окончанию указанного срока решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и, соответственно, изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также переводе земельного участка из одной категории в другую или отказе в принятии таких решений органом исполнительной власти Ярославской области принято не было.

Судя по представленному суду постановлению правительства Ярославской области , решение органом исполнительной власти Ярославской области об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта <адрес> было принято по ходатайству Администрации Карабихского сельского поселения только после обращения заявителя в суд с заявлением - ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу о допущенном Правительством Ярославской области бездействии в части нерассмотрения в установленный законом срок ходатайства заявителя и Администрации Карабихского сельского поселения о переводе земельного участка общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на строительство многофункционального торгового комплекса.

Суд не может согласиться с доводами представителей Правительства Ярославской области о том, что Правительство Ярославской области вправе не соблюдать сроки рассмотрения заявлений о включении земельных участков в границы населенного пункта, переводе земельных участков из одной категории в другую и, соответственно, сроки принятия решения. Обязанность Правительства Ярославской области как исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в своевременном разрешении данных вопросов установлена п.п. 2 п. 1 ст. 8 ЗК РФ и п. 18 ст. 4.1 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Принятие Правительством Ярославской области постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта <адрес> не свидетельствует об отсутствии нарушения прав заявителя.

По мнению суда, несоблюдение установленного срока исполнения государственной функции по принятию решения органом исполнительной власти Ярославской области нарушает права заявителя на своевременное разрешение государственным органом поданного гражданином обращения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие Правительства Ярославской области, выразившееся в нерассмотрении ходатайства о переводе земельного участка, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на строительство многофункционального торгового комплекса.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья                                        Д.А. Драчев