Дело № 2-2235/2011
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 11 мая 2011 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Тарасовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Симона Александра Александровича о признании незаконным решения муниципалитета г.Ярославля,
У С Т А Н О В И Л :
Симон А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения муниципалитета г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ о признании вопросов, выносимых на местный референдум города Ярославля инициативной группой: "Следует ли лишить мэра ГОРОДА1 ФИО1 незаконно присвоенного ему звания "Почетный гражданин ГОРОДА1"" и "Следует ли приватизировать ОРГАНИЗАЦИЮ1" путем отчуждения ее акций в пользу третьих лиц",- не соответствующими Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Считает решение муниципалитета от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушающим его права и права прочих участников инициативной группы на участие в референдуме. Заявитель просит: признать вопрос "Следует ли приватизировать ОРГАНИЗАЦИЮ1" путем отчуждения ее акций в пользу третьих лиц" соответствующим требованиям подп. "г" п.8 ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", назначить местный референдум города Ярославля с вынесением на местный референдум следующего вопроса "Следует ли приватизировать ОРГАНИЗАЦИЮ1" путем отчуждения ее акций в пользу третьих лиц"; обязать избирательную комиссию города Ярославля зарегистрировать Региональный Совет (Бюро) ПАРТИИ1 в качестве инициативной группы по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения местного референдума города Ярославля; признать вопрос "Следует ли лишить мэра ГОРОДА1 ФИО1 незаконно присвоенного ему звания "Почетный гражданин ГОРОДА1" соответствующим требованиям п.3 ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", назначить местный референдум города Ярославля с вынесением на местный референдум следующего вопроса "Следует ли лишить мэра ГОРОДА1 ФИО1 незаконно присвоенного ему звания "Почетный гражданин ГОРОДА1""; обязать избирательную комиссию города Ярославля зарегистрировать Региональный Совет (Бюро) ПАРТИИ1 в качестве инициативной группы по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения местного референдума города Ярославля.
В судебном заседании Симон А.А. доводы заявления поддержал, отказался от требований о назначении местного референдума по обоим вопросам, подтвердил изложенные в тексте заявления обстоятельства.
Представитель заинтересованного лица муниципалитета г.Ярославля по доверенности Гурьева М.Н. с заявлением не согласилась, подтвердила доводы отзыва на заявление Симона А.А.. Согласно отзыву решением избирательной комиссии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума и приложенные к нему документы признаны соответствующими требованиям Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Ярославской области от 12.02.2007 № 6-з "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума", Устава города Ярославля. В муниципалитет города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ из избирательной комиссии города Ярославля поступило ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. В ходатайстве содержатся вопросы: 1. Следует ли приватизировать ОРГАНИЗАЦИЮ1 путем отчуждения ее акций в пользу третьих лиц, 2. Следует ли лишить мэра ГОРОДА1 ФИО1 незаконно присвоенного ему звания "Почетный гражданин ГОРОДА1". Симон А.А. избран в качестве уполномоченного инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля. Решением муниципалитета от ДД.ММ.ГГГГ № "О вопросах, предлагаемых на местный референдум" предложенные инициативной группой вопросы были признаны не отвечающими подпункту "г" п.8, п.3 ст.12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Решение муниципалитета от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Вопрос "Следует ли приватизировать ОРГАНИЗАЦИЮ1" путем отчуждения ее акций в пользу третьих лиц" непосредственно связан с формированием бюджета города Ярославля, исполнением финансовых обязательств муниципального образования, так как в соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным Кодексом РФ денежные средства, поступающие от приватизации акций, находящихся в муниципальной собственности, являются одним из источников образования бюджета города Ярославля и предназначены для финансового обеспечения задач и функций городского самоуправления. Принятие на местном референдуме того или иного решения по рассматриваемому вопросу повлечет невозможность исполнения муниципалитетом города Ярославля полномочия по утверждению местного бюджета, которое находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления и закреплено в п.2 ст.35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с подп. "г" п.8 ст.12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум не может быть вынесен вопрос о принятии либо об изменении соответствующего бюджета, исполнении либо изменении финансовых обязательств муниципального образования. Таким образом, предлагаемый вопрос обоснованно признан не отвечающим требованиям закона. Решением муниципалитета права Симона А.А. не затрагиваются. Устанавливая правовые пределы использования института местного референдума, законодатель предусмотрел в ст.12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что на референдум могут выноситься вопросы местного значения и одновременно перечислил вопросы, которые на местный референдум выноситься не могут, назвав в их числе вопросы о принятии и изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования. В силу принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную утверждение бюджета, установление состава доходов и расходов бюджета традиционно относится к сфере законодательного регулирования. Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. При этом решение этого вопроса находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, и в данном случае волеизъявление населения осуществляется через институт представительного органа власти. Вынесение на референдум вопроса, непосредственно связанного с формированием соответствующего бюджета, также противоречит п.6 ст.12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Довод заявителя, что решение любого вопроса местного значения так или иначе связано с исполнением бюджета, является необоснованным, поскольку не по всем вопросам местного значения городского округа, установленным ст.16 Федерального закона усматривается связь с формированием бюджета городского округа. В указанной норме приведен закрытый перечень вопросов местного значения городского округа. К указанным вопросам не относятся вопросы, связанные с присвоением органами городского самоуправления городских наград, к которым относится звание "Почетный гражданин ГОРОДА1". То есть вопрос "Следует ли лишить мэра ГОРОДА1 ФИО1 незаконно присвоенного ему звания "Почетный гражданин ГОРОДА1" к вопросам местного значения не относится и правомерно признан не отвечающим требованиям п.3 ст.12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, согласно п.7 ст.12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. В представленном вопросе содержится самостоятельное суждение о незаконности присвоения мэру ГОРОДА1 звания "Почетный гражданин ГОРОДА1", которое также требует разрешения, что приводит к двойственности рассматриваемого вопроса и возможности множественного его толкования. Требования Симона А.А. об обязании избирательной комиссии города Ярославля зарегистрировать Региональный совет (Бюро) ПАРТИИ1" в качестве инициативной группы по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения местного референдума и о назначении местного референдума города Ярославля с вынесением на местный референдум рассматриваемых вопросов противоречат действующей процедуре закона. Просит отказать в удовлетворении заявления Симону А.А..
Председатель Избирательной комиссии г.Ярославля Бурьяноватый А.Г. считал необоснованными требования Симона А.А., адресованные избирательной комиссии города.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Симона А.А. не подлежащими удовлетворению.
В силу п.п.1,3 ст.14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее-Федеральный закон № 67-ФЗ) инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Регионального Совета (Бюро) ПАРТИИ1, на котором принято решение выступить с инициативой проведения местного референдума города Ярославля с вынесением на местный референдум города Ярославля вопросов: 1. «Следует ли приватизировать ОРГАНИЗАЦИЮ1» путем отчуждения ее акций в пользу третьих лиц», 2. «Следует ли лишить мэра ГОРОДА1 ФИО1 незаконно присвоенного ему звания «Почетный гражданин ГОРОДА1»; а также на заседании решено поручить Симону А.А. подготовить и передать в избирательную комиссию города Ярославля документы, необходимые для инициирования местного референдума города Ярославля.
Порядок реализации инициативы проведения местного референдума предусмотрен статьей 36 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 5 Закона ЯО от 12.02.2007 N 6-з "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума" (далее –закон № 6-з).
Согласно порядку, предусмотренному данной нормой, инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования Ярославской области с ходатайством о регистрации группы. Ходатайство и приложенные к нему документы должны быть рассмотрены соответствующей избирательной комиссией в течение 15 дней со дня их поступления. В случае соответствия ходатайства о проведении местного референдума и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Закона № 6-з, устава муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования Ярославской области принимает решение о направлении их в представительный орган соответствующего муниципального образования.
В срок, не превышающий 20 дней со дня поступления указанного ходатайства и приложенных к нему документов, представительный орган соответствующего муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум требованиям Федерального закона.
В случае признания представительным органом соответствующего муниципального образования вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям Федерального закона, избирательная комиссия соответствующего муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию г.Ярославля Симоном А.А. представлены документы: ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума г.Ярославля и выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания Регионального Совета (Бюро) ПАРТИИ1.
Указанные документы избирательной комиссией направлены для рассмотрения в муниципалитет г.Ярославля.
ДД.ММ.ГГГГ муниципалитетом г.Ярославля принято решение № «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум», согласно которому вопрос «Следует ли приватизировать ОРГАНИЗАЦИЮ1» путем отчуждения ее акций в пользу третьих лиц» признан не отвечающим требованиям подпункта «г» пункта 8 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, а вопрос «Следует ли лишить мэра ГОРОДА1 ФИО1 незаконно присвоенного ему звания «Почетный гражданин ГОРОДА1»» признан не отвечающим требованиям пункта 3 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
Суд считает указанное решение законным.
Решение принято надлежащим органом, в установленные законом сроки с соблюдением процедуры его принятия.
В соответствии с п.п.3,6 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Перечень вопросов местного значения городского округа определен в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон № 131-ФЗ). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Вывод о том, что вопрос «Следует ли лишить мэра ГОРОДА1 ФИО1 незаконно присвоенного ему звания «Почетный гражданин ГОРОДА1» не может быть отнесен к вопросам местного значения городского округа, является верным, соответствует норме ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ.
Доводы Симона А.А. о том, что, поскольку названный вопрос нельзя считать вопросом, находящимся в ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то он относится к вопросам местного значения городского округа, не основаны на законе.
Суд также соглашается с возражениями заинтересованного лица относительно допустимости второго предлагаемого инициативной группой вопроса и считает, что вопрос «Следует ли приватизировать ОРГАНИЗАЦИЮ1» путем отчуждения ее акций в пользу третьих лиц» не соответствует требованиям подп. «г» пункта 8 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии с подп. «г» пункта 8 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования.
Согласно ч.3 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Статьей 3 Конституции РФ установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В силу ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Полномочия органов местного самоуправления закреплены в нормах Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности, полномочия муниципалитета города Ярославля также в статье 69 Устава города Ярославля, принятого Решением муниципалитета г.Ярославля от 16.10.1995 г. № 42. К полномочиям муниципалитета города относятся, в том числе, установление порядка рассмотрения проекта бюджета города, утверждения и исполнения бюджета города, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета города; рассмотрение проекта бюджета города, осуществление контроля за
В силу п.2 ч.10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Суд считает, что вынесение на местный референдум вопроса «Следует ли приватизировать ОРГАНИЗАЦИЮ1» путем отчуждения ее акций в пользу третьих лиц», разрешение которого может повлечь изменение городского бюджета, влечет за собой вмешательство в деятельность представительного органа города Ярославля, и, соответственно, нарушение принципа распределения компетенции представительного органа и местного референдума, а потому данный вопрос не соответствует требованиям закона, в частности, подп. «г» п.8, п.6 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
Остальные требования Симона А.А. производны от требований о признании предлагаемых на местный референдум вопросов отвечающими нормативным требованиям и также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Симона Александра Александровича о признании незаконным решения муниципалитета г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | И.Н.Бабикова |