Дело № 2-2502 /11
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 29 июня 2011 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Трошиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисова Михаила Владимировича к Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о восстановлении в очереди на получение жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Борисов М.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, уволен в запас в ГГГГ году по состоянию здоровья. Выслуга лет Борисова М.В. на момент его увольнения с военной службы составила 12 лет.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» № 4338-1, действовавшего в указанный период времени, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
При этом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Последним местом службы Борисова М.В. являлся <адрес>. На момент увольнения с военной службы Борисов М.В. жилым помещением обеспечен не был, местом жительства после увольнения избрал г. Ярославль.
В связи с чем, на основании его обращения в мэрию г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, направленного через Военный комиссариат Ярославской области, Борисов М.В. был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства с учетом состава семьи 1 человек.
После увольнения с военной службы Борисов М.В. переехал в г. Ярославль, где зарегистрировался в квартире своих родителей по адресу: <адрес>.
Приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Борисов М.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду решения жилищной проблемы (пп. «г» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года).
Настоящий приказ обжалован Борисовым М.В. в судебном порядке.
Кроме того, Борисов М.В. просил признать незаконным решение городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ, послужившее основанием для издания приказа Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета Борисова М.В.», а также обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля восстановить его на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Впоследствии истец дополнил свои исковые требования требованием о признании незаконным решения городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета Борисова М.В. оставлено в силе.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, отметив, что его проживание в квартире родителей нельзя считать решением жилищной проблемы, поскольку данное проживание носит вынужденный характер до выполнения государством принятой на себя обязанности по обеспечению его жилым помещением. Поскольку предусмотренная законом обязанность государства по предоставлению ему жилого помещения не позднее трех месяцев со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства остается неисполненной более 15 лет, а другого жилого помещения для проживания у него не было, то он вынужденно проживал на съемных квартирах, формально зарегистрировавшись по месту жительства в квартире своих родителей по адресу: АДРЕС1, а впоследствии за счет привлеченных кредитных средств приобрел квартиру по адресу: г. АДРЕС2. Данная квартира была приобретена в период его нахождения в браке с ФИО1, т.е. являлась совместно нажитым имуществом супругов. Но после расторжения брака, на основании достигнутого супругами соглашения о разделе общего имущества от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: АДРЕС2 подлежит переходу в собственность ФИО1. Государственная регистрация перехода права собственности на указанную квартиру пока не произведена, поскольку квартира находится в залоге банка до полного погашения кредита, полученного для приобретение данной квартиры. Срок погашения кредита соответствующим договором определен до ГГГГ года. В связи с чем, истец полагает, что жилым помещением в г. Ярославле в порядке, предусмотренном Законом РФ «О статусе военнослужащих», он не обеспечен, соответственно, основания для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий у ответчика отсутствовали.
Представитель Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля - Фрольцова Е.Е., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала. Полагает, что Борисов М.В. самостоятельно без помощи государства улучшил свои жилищные условия, изначально став членом семьи собственника жилого помещения, а впоследствии самостоятельно стал собственником жилого помещения по адресу: гАДРЕС2. При этом, обеспеченность его жилой площадью превышает не только учетную норму, но и норму предоставления жилого помещения, установленную по г. Ярославлю.
Ответчиком также было заявлено о пропуске Борисовым М.В. установленного законом трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об обжаловании решения органа местного самоуправления.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований Борисова М.В. ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Борисов М.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, уволен в запас в ГГГГ году по состоянию здоровья. Выслуга лет Борисова М.В. на момент его увольнения с военной службы составила 12 лет.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» № 4338-1, действовавшего в указанный период времени, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей подлежали обеспечению органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
При этом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Последним местом службы Борисова М.В. являлся <адрес>. На момент увольнения с военной службы Борисов М.В. жилым помещением обеспечен не был, местом жительства после увольнения избрал г. Ярославль.
В связи с чем, на основании его обращения в мэрию г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, направленного через Военный комиссариат Ярославской области, Борисов М.В. был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства с учетом состава семьи 1 человек.
После увольнения с военной службы Борисов М.В. переехал в г. Ярославль, где зарегистрировался в квартире своих родителей по адресу: АДРЕС1.
Приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Борисов М.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду решения жилищной проблемы (пп. «г» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года).
В силу ч. 2 п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года, снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам.
В связи с чем, изданию соответствующего приказа директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля предшествовало принятие решения городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Борисова Михаила Владимировича (протокол №).
Как следует из выписки из протокола № заседания городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении вопроса о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, уволенных в запас, было учтено, что согласно выпискам из лицевого счета и домовой книги Борисов М.В. зарегистрирован в квартире общей площадью 53,6 кв.м. по адресу: АДРЕС1. Квартира находится в собственности ФИО2. Всего в квартире зарегистрированы 3 человека. В связи с чем, был сделан вывод об обеспеченности Борисова М.В. жилой площадью более нормы предоставления по г. Ярославлю и, соответственно, об отсутствии у истца нуждаемости в предоставлении ему другого жилого помещения.
Между тем, такое основание для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как решение жилищной проблемы (пп. «г» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства) предполагает улучшение гражданином своих жилищных условий в период нахождения его на учете нуждающихся.
Однако, Борисов М.В. на момент постановки его мэрией г. Ярославля на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГГГГ году уже проживал в квартире по адресу: АДРЕС1 и был поставлен на учет, исходя из имеющихся жилищных условий. Таким образом, последующее его проживание в течение 15 лет в данной квартире вместе с родителями (по данным регистрации) не свидетельствовало об изменении жилищных условий истца и решении Борисовым М.В. своей жилищной проблемы.
Вывод органа местного самоуправления о неправомерности изначальной постановки Борисова М.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий предполагал снятие его с данного учета по иным основаниям, но не в связи с решением истцом жилищной проблемы.
С учетом изложенного, суд считает необоснованным снятие Борисова М.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям пп. «г» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Более того, суд отмечает, что порядок ведения учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства установлен специальными нормами Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года.
В силу пп. «и» п. 7 настоящих Правил … избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Соответственно, вывод о решении уволенным с военной службы гражданином своей жилищной проблемы в рассматриваемом случае может быть сделан лишь в случае предоставления ему государством жилого помещения по избранному месту жительства.
В данном случае также необходимо учитывать длительное неисполнение государством (в лице мэрии г. Ярославля, осуществлявшей государственные функции по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы) установленной Законом РФ «О статусе военнослужащих» обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в трехмесячный срок со дня постановки его на соответствующий учет.
Длительное (более 15 лет) не предоставление Борисову М.В. жилого помещения, безусловно, предполагало принятие им мер для решения вопроса об определении своего места жительства до предоставления ему жилого помещения. Между тем, данное обстоятельство не влечет освобождение государства от принятой на себя обязанности по обеспечению жильем гражданина, уволенного с военной службы и избравшего местом жительства после увольнения иной населенный пункт, отличный от места прохождения службы.
Борисов М.В. жилым помещением в г. Ярославле (по избранному им месту жительства) до настоящего времени не обеспечен, в связи с чем, вывод ответчика о решении истцом жилищной проблемы является необоснованным.
С учетом дополнительно полученной информации о приобретении Борисовым М.В. в ГГГГ году в собственность жилого помещения по адресу: АДРЕС2 городской комиссией по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» ДД.ММ.ГГГГ повторно был рассмотрен вопрос о снятии Борисова М.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), решение городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета Борисова М.В. оставлено в силе.
Вместе с тем, обстоятельства, связанные с приобретением Борисовым М.В. квартиры по адресу: АДРЕС2, Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля при издании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета Борисова М.В.» не учитывались, в обоснование данного решения не принимались.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав обоснованным заявление гражданина об обжаловании решения органа местного самоуправления, принимает решение об обязанности данного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Судом была установлена незаконность и необоснованность решения городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Борисова Михаила Владимировича (протокол №) и приказа Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета Борисова М.В.», что бесспорно повлекло нарушение прав и законных интересов истца относительно его нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с чем, на Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля должна быть возложена обязанность по восстановлению Борисова М.В. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.
К доводу ответчика о пропуске Борисовым М.В. срока обращения в суд с заявлением об обжаловании вышеуказанных решений органов местного самоуправления суд относится критически.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Вместе с тем, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суд отмечает, что приказ Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета Борисова М.В.» был направлен в адрес истца и получен Борисовым М.В. в ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, из содержания данного приказа невозможно сделать вывод о том, какие обстоятельства послужили основанием для снятия Борисова М.В. с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, что послужило выводом о решении истцом жилищной проблемы. Данное обстоятельство, безусловно, препятствовало обжалованию данного приказа в установленном законом порядке.
Поэтому, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Борисов М.В. просил Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля ознакомить его с решением городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ, послужившим основанием для издания приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета Борисова М.В.».
Соответствующая информация была направлена Борисову М.В. заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ и получена истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
С учетом изложенного суд полагает, что только с получением Борисовым М.В. решения городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ у него появилась возможность мотивированного обжалования решений, нарушивших его права и законные интересы.
С жалобой на решение городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ и приказ Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Борисов М.В. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в разумный (2-х месячный) срок, исчисляемый со дня устранения препятствий к подаче мотивированной жалобы.
Указанное обстоятельство свидетельствует о намерении Борисова М.В. обжаловать оспариваемые в рамках настоящего гражданского дела решения органов местного самоуправления, невозможности сделать это в установленный законом срок по независящим от истца обстоятельствам и реализации данного намерения в разумный срок после устранения препятствий обращения в суд.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод об уважительности причины пропуска Борисовым М.В. предусмотренного ст. 112 ГПК РФ.
Относительно заявленного истцом требования о признании незаконным решения городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ суд отмечает, что на основании данного решения соответствующий приказ Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля не принимался, а само по себе решение данной городской комиссии (в силу положений ч. 2 п. 26 Правил учета военнослужащих …) обязательного значения не имеет, в связи с чем, права и законные интересы заявителя нарушать не может.
Соответственно, основания для признания данного решения городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» незаконным в порядке, предусмотренном ст. 258 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Борисова Михаила Владимировича удовлетворить частично.
Признать незаконными решение городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Борисова Михаила Владимировича (протокол №) и приказ Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета Борисова М.В.».
Обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля восстановить Борисова Михаила Владимировича на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья А.В. Мухин