дело по иску о признании незаконным распоряжения об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, решение вступило в законную силу 19.09.2011 года



                                      Дело №2-2788/11

Изг.ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль                                                                08 августа 2011 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,

при секретаре Сергеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илгунене Елизаветы Леонидовны к территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля о признании незаконным распоряжения об отказе в признании нуждающейся, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет,

У С Т А Н О В И Л:

    Илгунене Е.Л. обратилась в суд с иском к территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля о признании незаконным распоряжения об отказе в признании нуждающейся, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет, требования мотивированы тем, что она является ветераном - участником Великой Отечественной войны, что для решения вопроса об обеспечении ее жильем обратилась в территориальную администрацию для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением главы территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и Постановлением мэра города Ярославля от 28 февраля 2005 года № 761. Истица не согласна и считает распоряжение не законным, поскольку она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение приватизировано ДД.ММ.ГГГГ в личную собственность ФИО 1 ее внука, истица в приватизации не участвовала, и приватизированного жилья не имеет. Истица не являлась членом семьи ФИО 1, не является ни нанимателем, ни собственником иного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 умер, в круг наследников после смерти ФИО 1 истица не входит. Просит признать распоряжение главы территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим закону, признать ее нуждающейся в жилых помещениях и признать за ней право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета путем включения в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета, обязать ответчика поставить её на учет нуждающихся в жилых помещениях и включить ее в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета.

    В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представитель истицы по доверенности Цымляков А.А. в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил признать распоряжение главы территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим закону, признать истицу нуждающейся в жилых помещениях и поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно пояснил, что фактически истица не имеет возможности проживать в спорной комнате, поскольку комната принадлежит наследникам ФИО 1, в частности его жене. В ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в больнице, после проживала у родственников на даче или в квартире сына. Истица не является нанимателем или собственником жилого помещения, в связи с чем, нуждается в улучшении жилищных условий. Одно только то, что истица в ДД.ММ.ГГГГ отказалась от участия в приватизации, и комната была приватизирована ее внуком ФИО 1, не подтверждает факт намеренного (умышленного) ухудшения ею своих жилищных условий.

    В судебном заседании представитель территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля по доверенности Зайцева И.В. исковые требования не признала, пояснила, что истица, отказавшись от участия в приватизации, намеренно ухудшила свои жилищные условия. В настоящее время истица зарегистрирована по адресу: <адрес> одна, согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика общая площадь комнаты составляет 24,5 кв.м., что превышает учетную норму, соответственно отсутствуют основания, для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий. Дополнительно пояснила, что комиссия из представителей администрации трижды выходила для обследования жилищных условий истицы по адресу регистрации, однако в спорной комнате проживающих граждан, не установлено.

    Представитель Департамента строительства Ярославской области по доверенности Иванова М.С. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную представителем территориальной администрации. Пояснила, что истица как ветеран Великой Отечественной войны подпадает под категорию граждан, которым могут предоставляться меры социальной поддержки, однако необходимо иметь статус нуждающейся в улучшении жилищных условий, в данном случае отсутствуют основания считать истицу таковой.

    Третьи лица - Смирнова Е.В, Кезина Ю.А., извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайств об отложении дела не представили.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования Илгунене Е.Л. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. ст. 14, 15 ФЗ "О ветеранах" обеспечению за счет средств бюджета подлежат ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Указом Президента РФ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, перечисленные в данном Указе.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области, утв. Постановлением Правительства ЯО от 11.01.2010 N 1-п (ред. от 29.09.2010) (далее - Порядок), определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Порядок распространяется на следующие категории граждан:

- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года;

- граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- граждане, указанные в статье 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Аналогичная норма содержится в ст. 4 Закона Ярославской области от 27 июня 2007 года № 50-з "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

ДД.ММ.ГГГГ истицей подано в территориальную администрацию Кировского района мэрии города Ярославля заявление о постановке ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением главы территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ , Илгунене Е.Л. отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и Постановлением мэра города Ярославля от 28 февраля 2005 года № 761.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

    Судом установлено, что собственником комнаты кв. д. по <адрес>, являлся внук истицы ФИО 1.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО 1 ДД.ММ.ГГГГ умер.

Так, в рамках ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства.

В соответствии с ответом нотариуса ФИО 2 заявление о принятии наследства подали: жена – Кезина Ю.А., ФИО 3

В состав наследственного имущества, в том числе входят 24/50 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>.

На запрос территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля нотариус ФИО 2 сообщила, что Илгунене Е.Л. в круг наследников не входит. (л.д.16)

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В п. 2 ст. 8 ГК РФ указано, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

     Иной момент возникновения права собственности на недвижимое имущество предусмотрен законом, регулирующим отношения по наследованию. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Статья 288 ГК Российской Федерации устанавливает, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии с ч. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

Таким образом, судом установлено, что истица в настоящее время не является ни нанимателем, ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственников жилого помещения в котором фактически зарегистрирована. Другого жилого помещения в собственности истицы, а также занимаемого по иным основаниям, не имеется, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и справкой ОРГАНИЗАЦИЯ 1.

На основании вышеуказанного, в соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ истица является нуждающейся в жилых помещениях и должна быть поставлена на соответствующий учет.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

    В соответствии со ст. 16 Закона ЯО от 11.07.2005 N 40-з (ред. от 06.04.2009) "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 квадратных метров общей площади.

В данном случае, в связи со сменой собственника жилого помещения и отсутствием у истицы прав на занимаемое ею жилое помещение и невозможности в нем проживать, о чем свидетельствуют, в том числе акты обследования жилого помещения, предоставленные ответчиком об отсутствии проживающих в спорной комнате, в том числе истицы и вынужденности истицы проживать в разных местах у родственников, представляются необоснованными доводы ответчика об обеспеченности истицы общей площади более учетной нормы.

Также являются необоснованными доводы ответчика о совершении истицей при отказе от приватизации жилья намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом, применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

У суда отсутствуют основания считать, что истицей допущены умышленные действия, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий.

Одно только то, что истица в ДД.ММ.ГГГГ отказалась от участия в приватизации жилого помещения в пользу внука, не может быть принято судом в качестве доказательств умышленности действий истицы.

Исходя из заявленных требований, истица считает, что имеет право состоять на учете с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно указанной датой рассмотрено ее заявление, суд считает возможным определить дату постановки истицы на учет с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она соотносится с 30-дневным сроком рассмотрения заявления истицы о постановке на соответствующий учет.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Илгунене Елизаветы Леонидовны удовлетворить.

Признать распоряжение Главы территориальной администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля признать Илгунене Елизавету Леонидовну нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья                                                                                        О.Н. Моисеева