Дело №2-2706/ 2011
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 29 июня 2011 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Суринова М.Ю.,
при секретаре Смирновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красильникова Сергея Алексеевича о признании незаконным приказа Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля,
у с т а н о в и л :
Красильников С.А., проходил военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной в АДРЕС 1 и уволен из рядов ВС РФ в соответствии с подп. «а», пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» ( в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), Красильников С.А. и члены его семьи были включёны в списки очередников на получение жилья в г.Ярославле в ДД.ММ.ГГГГ. Проживает в настоящее время на территории закрытого военного городка в АДРЕС 1.
Приказом директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля от 05.04.2011 №181-ж принято решение о снятии с учета Красильникова С.А. и членов его семьи, всего пять человек, по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 №342-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военных службы, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей.
Красильников С.А. был включен в список военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, подлежащих увольнению в запас или отставку, и изъявивших желание встать на учет в избранном постоянном месте жительства для получения жилых помещении или улучшения жилищных условии. Предполагаемая дата увольнения - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в случае если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № Красильников С.А. был исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Правилами учета, в случае если военнослужащий в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, в военный комиссариат направляется, также ходатайство командира (начальника) воинской части перед соответствующим органом местного самоуправления о включении этого военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий Командир (начальник) воинской части извещает об этом военный комиссариат по избранному военнослужащим ранее постоянному месту жительства для снятия данного лица с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
С указанным приказом Красильников С.А. не согласен по следующим основаниям.
После увольнения из рядов вооруженных сил Красильников С.А. лично ежегодно интересовался в жилищном отделе мэрии г. Ярославля состоянием очереди на получение жилого помещения. При этом должностные лица жилищного отдела не запрашивали у него каких-либо дополнительных документов по нему и членам его семьи в дополнение к представленным ранее.
В соответствии с действующим законодательством органам местного самоуправления предоставляется право запрашивать у командиров воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы. При этом, в связи с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава войсковой части № в ДД.ММ.ГГГГ прекратились правоотношения между ним и командиром части, в силу чего он был лишён возможности влиять на действия командира части и понудить его выслать соответствующее ходатайство в адрес органа местного самоуправления или военного комиссариата.
В силу изложенного просил признать приказ директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля ( Далее - ДОС мэрии г.Ярославля) от ДД.ММ.ГГГГ №-н незаконным, нарушающим его право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства и отменить его.
Обязав директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля отменить данный приказ и восстановить его и членов его семьи в очереди нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства- г.Ярославль.
В судебном заседании заявитель и его представитель Косарев А.Ю. по устному ходатайству поддержали заявленные требования в полном объеме, дав пояснения в соответствии с текстом заявления дополнив, что Красильников С.А., не имеет юридического образования, в связи с чем, не знал всей процедуры оформления документов. В то время как контроль за ведением учёта и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретённого) за счёт средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованных при органах исполнительной власти субъектов России.
Также просили принять во внимание, что в настоящее время в соответствии с действующим законодательством функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений переданы Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в связи с данными обстоятельствами обжалуемый приказ директора департамента фактически лишает доверителя возможности по реализации своего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства.
Представитель ДОС мэрии г. Ярославля Фрольцова Е.Е., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворения заявленных требований, согласно доводам, приведенных в отзыве на заявление. Полагает, что в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г. №1054 (Далее - Правила учета), военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 26 Правил учета военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в случае если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. В установленном порядке документы об исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы Красильникова С.А. в орган местного самоуправления не поступали.
Также просила принять во внимание, что Красильников был уволен в ДД.ММ.ГГГГ, а не в ДД.ММ.ГГГГ, как было указано в ходатайстве командира части.
Заинтересованные лица, привлеченные судом к участию в деле, члены семьи Красильникова С. А., Красильникова Н.В., Красильников В.С.,Магницкая (до брака Красильникова) Н.С., Красильников И.С. в судебное заседание не явились, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, требования Красильникова С.А. просили удовлетворить.
Военный Комиссариат по Ярославской области, привлеченный судом к участию в деле, представил заявление об отложении дела ввиду нахождения юриста в ежегодном отпуске либо о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворяет их по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Красильников С.А. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, по контракту в войсковой части №, дислоцированной в АДРЕС 1. Уволен в запас в соответствии с подп. «а», пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»(в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе) с исключением из списков личного состава части приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.10). Общая выслуга лет Красильникова С.А. на момент его увольнения с военной службы составила 25 лет и 27 дней.
В соответствии с абз.3 п. 13 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» ( в редакции, действующей до 1 января 2005 года), военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трёхмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течении трёх месяцев.
Признание военнослужащих, увольняемых с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном п. 4 Правил учета.
В связи с чем, Красильников С.А., на основании его обращения в мэрию г. Ярославля ( в заявлении указано - Главе администрации г.Ярославля) от ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства с учетом состава семьи 5 человека: он, его жена: Красильникова Н.В., и дети: Красильников В.С., Красильникова Н.С., Красильников И.С.
Соответствующее ходатайство было подано также и командиром войсковой части №, в которой проходил службу Красильников С.А.
Также было указано предполагаемое год и месяц увольнения – ДД.ММ.ГГГГ год.
Так как Красильников С.А. был уволен от ДД.ММ.ГГГГ, то есть в любом случае с момента его обращения в мэрию г. Ярославля о постановке на учет в качестве нуждающихся (ДД.ММ.ГГГГ) не истек трехлетний срок как до даты предполагаемого увольнения с военной службы ( ДД.ММ.ГГГГ), так и до даты его реального увольнения его с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (от ДД.ММ.ГГГГ год).
Как следует из обжалуемого приказа решение о снятии с учета Красильникова С.А. и членов его семьи, принято на основании с подпунктом «б» пункта 26 Правил учета военнослужащих, в соответствии с которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае, если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Таким образом как следует из смысла указанной нормы, вопрос о снятии с очереди по указанным основаниям, должен быть решен в течении ближайшего времени по истечении шести месяцев.
Кроме того, требования о направлении письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий необходимы для работы органов местного самоуправления, по распределению государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета для указанной категории военнослужащих.
Кроме того, как следует из пояснений заявителя, Красильников С.А. лично ежегодно интересовался в жилищном отделе мэрии г. Ярославля состоянием очереди на получение жилого помещения, каждый раз получая от должностных лиц заверения, что он продолжает состоять на указанном учете, при этом от него каких-либо новых документов в дополнение к представленным ранее не запрашивали. Указанные пояснения не опровергнуты представителем ДОС мэрии г.Ярославля. Как следует из представленных заявителем в судебное заседание письма от ДД.ММ.ГГГГ мэрии города Ярославля Красильникову предлагалось принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ, как военнослужащему, уволенному в запас или отставку.
Вышеуказанное подтверждает наличие достаточных данных в мэрии города Ярославля, свидетельствующих об увольнении Красильникова С.А. из рядов вооруженных сил РФ, а также о том, что его избранным местом для постоянного проживания является г.Ярославль и то, что он продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, как следует из положений п.3 Правил учета учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности. Контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные требования обязанным лицом, в данном случае ДОС мэрии города Ярославля выполнены не были.
Ссылка в приказе об увольнении Красильникова С.А., что его постоянным избранным местом жительства является АДРЕС 2 указана необоснованно. Данное обстоятельство не являлось основанием для снятия Красильникова С.А. и членов его семьи с учета. А потому указанное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав обоснованным заявление гражданина об обжаловании решения органа местного самоуправления, принимает решение об обязанности данного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, ввиду признания судом незаконным приказа директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета Красильникова С.А.» на Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля должна быть возложена обязанность по восстановлению Красильникова С.А. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета с учетом состава семьи из 5 человек, включая Красильникова С.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным приказ директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №-н «О снятии с учета Красильникова С.А.»
Обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля восстановить Красильникова Сергея Алексеевича и членов его семьи ( всего пять человек) на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья М.Ю.Суринов