дело по заявлению о признании незаконным решения муниципалитета, решение вступило в законную силу 24.10.2011 года



Дело № 2-3812/2011

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 2 сентября 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Тарасовой И.В.,

с участием прокурора Сивановой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Симона Александра Александровича о признании незаконным решения муниципалитета г.Ярославля,

У С Т А Н О В И Л :

    Симон А.А. обратился в Кировский районный суд. Ярославля с заявлением об оспаривании законности решения муниципалитета г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, указав в заявлении, что названным решением признан не соответствующим требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следующий вопрос: «Какой вариант структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Город Ярославль» для закрепления его в Уставе города Ярославля вы поддерживаете:

Вариант 1. Глава муниципального образования «Город Ярославль» - мэр города Ярославля -    избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного    права    при    тайном    голосовании    и    возглавляет    исполнительно- распорядительный    орган    -    мэрию    города    Ярославля.    Представительный    орган муниципального образования - муниципалитет города Ярославля - избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Вариант 2. Глава муниципального образования «Город Ярославль» - мэр города Ярославля -    избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, входит в состав муниципалитета города Ярославля с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, при этом глава исполнительно-распорядительного    органа - мэрии города Ярославля - назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом города Ярославля. Представительный орган муниципального образования - муниципалитет города Ярославля - избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Вариант 3. Глава муниципального образования «Город Ярославль» - мэр города Ярославля - избирается муниципалитетом города Ярославля из своего состава и исполняет полномочия его председателя, при этом глава исполнительно-распорядительного органа -мэрии города Ярославля - назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом города Ярославля. Представительный орган муниципального образования - муниципалитет города Ярославля - избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Заявитель считает решение муниципалитета незаконным, нарушающим его права и права прочих участников инициативной группы на участие в референдуме, поскольку по п.3 ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, а предложенный инициативной группой вопрос таковым и является. Формулировка данного вопроса не допускает двоякого толкования, кроме того, вопрос текстуально полностью основан на нормах Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Заявитель просит признать вопрос, вынесенный инициативной группой на местный референдум города Ярославля, вопросом местного значения, соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; обязать Избирательную комиссию города Ярославля зарегистрировать Региональный Совет (Бюро) ПАРТИИ1 в качестве инициативной группы по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения местного референдума города Ярославля.

В судебном заседании заявитель Симон А.А., являющийся также руководителем ПАРТИИ1, доводы заявления поддержал, дополнительно указал, что в ... году в ГОРОДЕ1 состоялся первый городской референдум, на котором рассмотрен аналогичный вопрос. Формулировка вопроса была взята из вопроса псковского референдума, поэтому считает, что претензий относительно несоответствия вопроса закону быть не может.

    Представитель муниципалитета г.Ярославля по доверенности Гурьева М.Н. с заявлением не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве, согласно которому Решением избирательной комиссии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство Симона А.А. о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему документы признаны соответствующими требованиям Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Ярославской области от 12.02.2007 № 6-з «Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума», Устава города Ярославля. В муниципалитет города Ярославля из избирательной комиссии города Ярославля указанные документы поступили ДД.ММ.ГГГГ.

Решением муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум» предложенный инициативной группой вопрос был признан не отвечающим требованиям пунктов 3, 6 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Муниципалитет города Ярославля считает заявленные требования Симона А.А. противоречащими действующему законодательству, а решение от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным. Предложенный вопрос не относится к вопросам местного значения городского округа, исчерпывающий перечень которых определен в статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; перечень данных вопросов является закрытым. К указанным вопросам не отнесены вопросы, связанные с определением структуры и порядка формирования органов местного самоуправления. В вопросе, выносимом на местный референдум, предлагается закрепить в Уставе города Ярославля один из трех вариантов структуры органов местного самоуправления городского округа города Ярославля. Вопрос принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений и дополнений Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесен не к вопросам местного значения, а к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 17). Исходя из данного положения, указанный Федеральный закон не предусматривает возможности принятия устава муниципального образования либо внесения в него изменений на местном референдуме и устанавливает специальную процедуру (статьи 43, 44 Федерального закона). Соответственно, выносимый на референдум вопрос о варианте структуры органов местного самоуправления города Ярославля для закрепления его в Уставе города Ярославля к вопросам местного значения не относится. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования (часть 7 статьи 34 указанного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Согласно пункту 1 части 10 статьи 35 указанного Федерального закона принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Таким образом, использование механизма проведения местного референдума для внесения изменений в устав муниципального образования подменяет процедуру принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений, предусмотренную действующим законодательством, а также влечет за собой вмешательство в деятельность представительного органа местного самоуправления и соответственно, нарушение принципа распределения компетенции представительного органа и местного референдума. Кроме того, согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания как форму непосредственного осуществления населением местного самоуправления должно быть вынесено обсуждение проекта устава муниципального образования, а также проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура органов местного самоуправления может определяться населением на местном референдуме только в случае создания новых муниципальных образований или в случае преобразования существующих муниципальных образований. Муниципальное образование городской округ город Ярославль не является вновь образованным и не находится в стадии преобразования. Соответственно, изменение структуры органов городского самоуправления городского округа города Ярославля возможно только представительным органом, а поскольку оно реализуется путем внесения изменений в устав муниципального образования, то с обязательным проведением публичных слушаний, а не вынесением данного вопроса на местных референдум.

Представитель Избирательной комиссии города Ярославля по доверенности Гущина А.А. с заявлением не согласилась, представила письменный отзыв на заявление, в котором указала, что в избирательную комиссию города Ярославля поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума от ДД.ММ.ГГГГ с вопросом, соответствие закону которого просит подтвердить заявитель. Решением избирательной комиссии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума и приложенные к нему документы были признаны соответствующими требованиям Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Ярославской области от 12.02.2007 г. № 6-з «Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума», Устава города Ярославля и направлены в муниципалитет города Ярославля. Решением муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ предложенный инициативной группой вопрос был признан не отвечающим пунктам 3,6 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ. Данное решение направлено в избирательную комиссию города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ. Стадия принятия избирательной комиссией города Ярославля решения об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля в соответствии с п.11 ст.36 Федерального закона № 67-ФЗ еще не наступила, правовые отношения между избирательной комиссией города Ярославля и Симоном А.А. не наступили. При признании заявленного вопроса соответствующим требованиям закона избирательная комиссия города Ярославля обязуется зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума города Ярославля в соответствии с действующим законодательством.

    Прокурор Сиванова К.В. дала заключение о несоответствии вопроса инициативной группы ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ и необоснованности требований заявителя.

    Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявление Симона А.А. не подлежащим удовлетворению.

    В силу п.п.1,3 ст.14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее-Федеральный закон № 67-ФЗ) инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.

Порядок реализации инициативы проведения местного референдума предусмотрен статьей 36 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 5 Закона ЯО от 12.02.2007 N 6-з "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума" (далее –закон № 6-з).

Согласно порядку, предусмотренному данными нормами, инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования Ярославской области с ходатайством о регистрации группы. Ходатайство и приложенные к нему документы должны быть рассмотрены соответствующей избирательной комиссией в течение 15 дней со дня их поступления. В случае соответствия ходатайства о проведении местного референдума и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Закона № 6-з, устава муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования Ярославской области принимает решение о направлении их в представительный орган соответствующего муниципального образования.

В срок, не превышающий 20 дней со дня поступления указанного ходатайства и приложенных к нему документов, представительный орган соответствующего муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум требованиям Федерального закона.

В случае признания представительным органом соответствующего муниципального образования вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям Федерального закона, избирательная комиссия соответствующего муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании Регионального Совета (Бюро) ПАРТИИ1 Симон А.А. предложил выступить с инициативой проведения местного референдума города Ярославля с вынесением на местный референдум следующего вопроса: «Какой вариант структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Город Ярославль» для закрепления его в Уставе города Ярославля вы поддерживаете:

Вариант 1. Глава муниципального образования «Город Ярославль» - мэр города Ярославля -    избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного    права    при    тайном    голосовании    и    возглавляет    исполнительно- распорядительный    орган    -    мэрию    города    Ярославля.    Представительный    орган муниципального образования - муниципалитет города Ярославля - избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Вариант 2. Глава муниципального образования «Город Ярославль» - мэр города Ярославля -    избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, входит в состав муниципалитета города Ярославля с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, при этом глава исполнительно-распорядительного    органа - мэрии города Ярославля - назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом города Ярославля. Представительный орган муниципального образования - муниципалитет города Ярославля - избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Вариант 3. Глава муниципального образования «Город Ярославль» - мэр города Ярославля - избирается муниципалитетом города Ярославля из своего состава и исполняет полномочия его председателя, при этом глава исполнительно-распорядительного органа -мэрии города Ярославля - назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом города Ярославля. Представительный орган муниципального образования - муниципалитет города Ярославля - избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

    Инициатива Симона А.А. была поддержана, Региональными Советом (Бюро) ПАРТИИ1 решено поручить Симону А.А. подготовить и передать в избирательную комиссию города Ярославля документы, необходимые для инициирования местного референдума города Ярославля.

    ДД.ММ.ГГГГ ходатайство уполномоченного представителя инициативной группы председателя ПАРТИИ1 Симона А.А. с выпиской из протокола заседания Регионального Совета (Бюро) ПАРТИИ1 от ДД.ММ.ГГГГ поступило в избирательную комиссию города Ярославля.

    ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией города Ярославля принято решение о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов в муниципалитет города Ярославля.

    Решением муниципалитета г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум» предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос признан не отвечающим требованиям пунктов 3,6 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Суд считает указанное решение законным.

Решение принято надлежащим органом, в установленные законом сроки с соблюдением процедуры его принятия.

В соответствии с п.п.3,6 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Перечень вопросов местного значения городского округа определен в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон № 131-ФЗ). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Вывод о том, что предложенный инициативной группой вопрос не может быть отнесен к вопросам местного значения городского округа, является верным, соответствует норме ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, в перечне которой отсутствует указание на вопрос о принципах формирования органов местного самоуправления, внесения изменений в их структуру.

Действующим Уставом города Ярославля, принятым Решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 года № 42, определена структура органов местного самоуправления. Инициативная группа, по сути, предлагает поставить на разрешение местного референдума городского округа вопрос о сохранении существующей структуры либо внесении изменений в структуру органов местного самоуправления города Ярославля.

    Статьей 3 Конституции РФ установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В силу ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Полномочия органов местного самоуправления закреплены в нормах Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 части 1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

На основании части 7 и 8 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования, которое осуществляется путем вынесения решения представительным органом муниципального образования.

Пункт 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ содержит перечень вопросов, разрешение которых находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, к которым относится, в том числе, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Порядок внесения изменений в Устав города Ярославля закреплен в статьях 43, 44 Федерального закона № 131-ФЗ. Возможность внесения изменений в Устав города Ярославля принятым на референдуме городского округа правовым актом указанными нормами не предусмотрена.

Суд считает, что вынесение на местный референдум вопроса, предложенного инициативной группой на заседании ДД.ММ.ГГГГ, разрешение которого может повлечь изменение структуры органов местного самоуправления и внесение изменений в Устав города Ярославля, влечет за собой вмешательство в деятельность представительного органа города Ярославля, и, соответственно, нарушение принципа распределения компетенции представительного органа и местного референдума, а потому данный вопрос не соответствует требованиям закона – пункту 6 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.

Ссылка заявителя на проведение местного референдума в ГОРОДЕ1 с разрешением аналогичного вопроса правового значения не имеет.

Требование Симона А.А. о возложении обязанности на избирательную комиссию города Ярославля зарегистрировать Региональный Совет (Бюро) ПАРТИИ1 в качестве инициативной группы по выдвижению и сбора подписей в поддержку проведения местного референдума города Ярославля производно от требования о признании предложенного на местный референдум города Ярославля вопроса отвечающим нормативным требованиям и также удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Симона Александра Александровича о признании незаконным решения муниципалитета г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья И.Н.Бабикова