дело по иску о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, решение вступило в законную силу 17.10.2011 года



Дело № 2-3272 /11

Изгот. ДД.ММ.ГГГГ

                       РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

город Ярославль 16 сентября 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Трошиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сутормина Михаила Валентиновича, Суторминой Маргариты Евгеньевны, Сутормина Владимира Михайловича к Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о восстановлении в очереди на получение жилого помещения,

                                           у с т а н о в и л :

Сутормин М.В. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, уволен в запас в ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет Сутормина М.В. на момент его увольнения с военной службы составила <данные изъяты>, в льготном исчислении – <данные изъяты>.

Согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» № 4338-1, действовавшего в указанный период времени, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

При этом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с чем, Сутормин М.В., на основании его обращения в мэрию г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства с учетом состава семьи 3 человека: Сутормин Михаил Валентинович, Сутормина Маргарита Евгеньевна – жена, Сутормин Владимир Михайлович - сын.

На момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в мэрии г. Ярославля семья Суторминых проживала по месту прохождения службы Сутормина М.В.: <адрес>.

После увольнения с военной службы Сутормин М.В. с семьей переехал в город Ярославль, где семья Суторминых стала проживать вместе с матерью Суторминой М.Е. – Чайкой Т.В., в жилых помещениях, принадлежащих Чайке Т.В. на праве собственности (до ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <адрес>, а впоследствии по адресу: <адрес>).

Приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ Сутормин М.В. и члены его семьи, всего три человека, сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду решения жилищной проблемы (пп. «г» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года).

Настоящий приказ обжалован Суторминым М.В., Суторминой М.Е., Суторминым В.М. в судебном порядке.

Кроме того, истцы просили суд обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля восстановить Сутормина М.В. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, с учетом состава семьи из 3 человек и предоставить жилое помещение в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.

Впоследствии истцы от искового требования о предоставлении им Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля жилого помещения отказались, в указанной части производство судом было прекращено.

В судебное заседание истцы: Сутормин М.В., Сутормина М.Е., Сутормин В.М.; Чайка Т.В., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Чайка Т.В. представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что между ней и истцами в ГГГГ было достигнуто устное соглашение о временном вселении Суторминых в принадлежащую ей на праве собственности квартиру по адресу: <адрес> до предоставления Сутормину М.В. жилого помещения, как военнослужащему, уволенному в запас с военной службы. При этом, Сутормины приняли на себя обязательство по оплате коммунальных услуг на период проживания в принадлежащем ей жилом помещении. В ГГГГ ею был заключен договор инвестирования жилищного строительства на строительство квартиры по адресу: <адрес>. Оплата по договору производилась за счет ее денежных средств, вырученных от <данные изъяты>, без привлечения денежных средств Суторминых. С ГГГГ она стала проживать в квартире по адресу: <адрес>, куда ею также временно были вселены истцы на основании достигнутой с ними устной договоренности об оплате жилищно-коммунальных услуг до предоставления истцам жилого помещения за счет средств федерального бюджета. За период совместного проживания с Сутормиными она общего хозяйства не вела, имела самостоятельный семейный бюджет, питалась раздельно. В настоящее время квартира по адресу: <адрес> ею продана. В связи с чем, Чайка Т.В. исковые требования Суторминых поддержала, настоящее гражданское дело просила рассмотреть без своего участия.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истцы: Сутормин М.В. и Сутормина М.Е. исковые требования о признании незаконным приказа директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета Сутормина М.В.» и восстановлении их в очереди на получение жилья поддержали согласно доводам, приведенным в исковом заявлении, дали пояснения о временном характере их проживания в жилых помещениях, принадлежащих Чайке Т.В., на основании устной договоренности с Чайкой Т.В.. Отметили, что в настоящее время право на проживание в квартире по адресу: <адрес> утратили ввиду продажи Чайкой Т.В. указанной квартиры.

Представитель ответчика - Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля – Велитченко С.Н., действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражал согласно доводам, приведенным в отзыве на иск. Полагает, что истцы самостоятельно улучшили свои жилищные условия, став членами семьи собственника жилого помещения. При этом, обеспеченность их жилой площадью превышает не только учетную норму, но и норму предоставления жилого помещения, установленную по г. Ярославлю. Последующую продажу Чайкой Т.В. принадлежащей ей квартиры по адресу: <адрес>, рассматривает как намеренное ухудшение Сутормиными своих жилищных условий.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Сутормина М.В., Суторминой М.Е., Сутормина В.М. и удовлетворяет их ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, Сутормин М.В. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, уволен в запас в ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет Сутормина М.В. на момент его увольнения с военной службы составила <данные изъяты>, в льготном исчислении – <данные изъяты>.

Согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» № 4338-1, действовавшего в указанный период времени, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

При этом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с чем, Сутормин М.В., на основании его обращения в мэрию г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства с учетом состава семьи 3 человека: Сутормин Михаил Валентинович, Сутормина Маргарита Евгеньевна – жена, Сутормин Владимир Михайлович - сын.

На момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в мэрии г. Ярославля семья Суторминых проживала по месту прохождения службы Сутормина М.В.: <адрес>.

После увольнения с военной службы Сутормин М.В. с семьей переехал в город Ярославль, где семья Суторминых стала проживать вместе с матерью Суторминой М.Е. – Чайкой Т.В., в жилых помещениях, принадлежащих Чайке Т.В. на праве собственности (до ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <адрес>, а впоследствии - по адресу: <адрес>).

В настоящее время квартира по адресу: <адрес> Чайкой Т.В. продана на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88). В связи с чем, истцы сняты с регистрации по указанному адресу (л.д. 90) и на момент рассмотрения спора судом регистрации в г. Ярославле не имеют (л.д.91-93).

Приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ Сутормин М.В. и члены его семьи, всего три человека, сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду решения жилищной проблемы (пп. «г» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года).

При принятии данного решения ответчик исходил из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ об относимости к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с ним родственников, а согласно ч. 2 настоящей статьи члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Таким образом, истцы, являясь членами семьи собственника жилого помещения и будучи обеспеченными жилой площадью более установленной в г. Ярославле нормы, перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем, правомерно были сняты с соответствующего учета.

Данный вывод судом признается ошибочным.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как следует из пояснений истцов в судебном заседании, отзыва на иск Чайки Т.В., Сутормины вселялись в принадлежавшие Чайке Т.В. жилые помещения на временной основе до получения ими собственного жилья. При этом, они живут с Чайкой Т.В. отдельными семьями, совместного хозяйства не ведут.

Оснований не доверять пояснениям истцов об отсутствии у них семейных отношений с Чайкой Т.В. у суда не имеется, поскольку безусловные доказательства иного суду не представлены.

Суд также отмечает, что в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения приобретают право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В то же время, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

Таким образом, даже наличие семейных отношений с собственником жилого помещения не исключает возможность утраты впоследствии членами семьи собственника прав на занимаемое ими в настоящее время жилое помещение вопреки своей воле (вследствие прекращения семейных отношений).

С учетом изложенного, проживание истцов в квартире, принадлежащей на праве собственности другому лицу, не свидетельствует о возникновении у них безусловного и бессрочного права пользования данным жилым помещением.

Указанное обстоятельство подтверждается последовавшими событиями, связанными с продажей Чайкой Т.В. принадлежащей ей квартиры по адресу: <адрес>, с прекращением права истцов на проживание в указанной квартире.

В связи с чем, истцы не могли быть признаны обеспеченными жилым помещением в установленном порядке на постоянной основе (праве собственности или социального найма).

К доводам представителя ответчика о намеренном ухудшении истцами своих жилищных условий вследствие продажи квартиры по адресу: <адрес>, суд относится критически, поскольку Сутормины прав на указанную квартиру не имели, а ее продажа осуществлена собственником квартиры Чайкой Т.В..

Соответственно, жилищные условия Суторминых были ухудшены не ими, а Чайкой Т.В.. При этом неправомерности действий Чайки Т.В. при продаже принадлежащей ей квартиры суд не усматривает.

Более того, суд отмечает, что порядок ведения учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства установлен специальными нормами Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В силу пп. «и» п. 7 настоящих Правил … избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Соответственно, вывод о решении уволенным с военной службы гражданином, а также членами его семьи своей жилищной проблемы в рассматриваемом случае может быть сделан лишь при предоставлении им жилого помещения по избранному месту жительства.

Семья Суторминых жилым помещением в г. Ярославле (по избранному ими месту жительства) до настоящего времени не обеспечена, в связи с чем, вывод ответчика о решении данной семьей жилищной проблемы является несостоятельным.

На основании пп. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г., не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Следовательно, ухудшение жилищных условий Суторминых в результате продажи Чайкой Т.В. приобретенной за счет собственных средств квартиры по адресу: <адрес>, не свидетельствуют об отсутствии нуждаемости истцов в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав обоснованным заявление гражданина об обжаловании решения органа местного самоуправления, принимает решение об обязанности данного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, ввиду признания судом незаконным приказа директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета Сутормина М.В.» на Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля должна быть возложена обязанность по восстановлению истцов на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета с учетом состава семьи из 3 человек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                              решил:

Исковые требования Сутормина Михаила Валентиновича, Суторминой Маргариты Евгеньевны, Сутормина Владимира Михайловича удовлетворить.

Признать незаконным приказ директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета Сутормина М.В.».

Обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля восстановить Сутормина Михаила Валентиновича на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета с учетом состава семьи из 3 человек: Сутормин Михаил Валентинович, Сутормина Маргарита Евгеньевна – жена, Сутормин Владимир Михайлович - сын.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья                                                                                                     А.В. Мухин