дело по иску об оспаривании дисциплинированного взыскания, решение вступило в законную силу 04.11.2011 года



Дело № 2- 4009 /2011                     Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ        

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

6 октября 2011 г.                                    г.Ярославль

Кировский районный суд г.Ярославля в составе председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Гордеевой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой Елены Николаевны к ОАО «Сбербанк России» об оспаривании дисциплинарного взыскания и взыскании сумм премии,

У С Т А Н О В И Л :

    Назарова Е.Н. обратилась в суд с иском к ОАО «Сбербанк России», указав в исковом заявлении, что работала в ДОЛЖНОСТИ1 и выполняла работу по обслуживанию клиентов банка в филиале ОАО «Сбербанк России» - городское отделение № 17, ОФИС1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ на нее наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение п.1.3, 3.2 и 4.2 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ В связи с наложением дисциплинарного взыскания она лишена премии на 100% за ... года. Считает действия работодателя незаконными, поскольку она наказана за неисполнение указания лица в ДОЛЖНОСТИ2 ФИО1, которое было дано в обеденный перерыв, и которое она не была обязана исполнять. Просит отменить наложенное на нее дисциплинарное взыскание в виде выговора, взыскать с ответчика в ее пользу сумму премии за ... года, компенсировать моральный вред в размере 25.000 рублей.

    В судебном заседании истец Назарова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и дополнительно указала, что согласна с расчетом размера суммы премии за ... года, представленным ответчиком-4545 руб. 46 коп..

    Представитель ответчика по доверенности Павлова Е.В. исковые требования Назаровой Е.Н. не признала, подтвердила доводы письменных пояснений по иску. В письменных пояснениях указано следующее. ДД.ММ.ГГГГ в 12.45 час. в ОФИС1 пришла клиент ФИО2, заняла очередь к окошку, за которым работала Назарова Е.Н.. Когда подошла очередь ФИО2, Назарова Е.Н. отказалась ее обслуживать, сославшись на начало обеда. В соответствии с п.1.7 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Назаровой Е.Н.установлена сменная работа при суммированном учете рабочего времени. Правилами внутреннего трудового распорядка Городского отделения № 17 ОАО «Сбербанк России» продолжительность перерыва для отдыха и питания в течение рабочего дня составляет 45 минут. Конкретное время перерыва не установлено ни трудовым договором, ни правилами внутреннего трудового распорядка. Отказав клиенту в обслуживании, Назарова Е.Н. нарушила «Стандарты сервиса на основных этапах обслуживания физических лиц ВСП Сбербанка России». На основании служебной записки ФИО1 с Назаровой Е.Н. истребовано объяснение, ДД.ММ.ГГГГ она была привлечена к дисциплинарной ответственности. Истцом не доказан факт причинения ей морального вреда. В связи с тем, что Назарова Е.Н. проявила недобросовестность в исполнении своих должностных обязанностей, допустила некорректное поведение по отношению к клиентам и была привлечена к дисциплинарной ответственности, она была лишена премии за ... года. Решение о выплате ежемесячной премии сотрудникам принимается не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, с изданием соответствующих приказов Председателя территориального банка для сотрудников отделений Ярославского региона. В соответствии с п.4.8 Положения о премировании премия сотрудникам за отчетный месяц выплачивается не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным. Решение о премировании сотрудников за ... года принималось в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.7.4 Положения о премировании не выплачивается премия сотрудникам, привлеченным к дисциплинарной ответственности в виде выговора в отчетном месяце.

    В ходе судебного заседания судом были допрошены свидетели ФИО1 и ФИО2.

    ФИО2 показала, что в ... года пришла в ОФИС1 Сбербанка РФ с целью открыть счет. В офис она вошла за полчаса до обеденного перерыва, заняла очередь и присела на стул. Когда подошла ее очередь, лицо в ДОЛЖНОСТИ1 Назарова Е.Н. отказалась обслужить ее, сказала, что уходит на обед. Она попросила Назарову Е.Н. открыть ей счет, сказала, что спешит, однако выполнить ее просьбу та категорически отказалась. К ним подошла лицо в ДОЛЖНОСТИ2, предложила Назаровой Е.Н. ее обслужить, но истец требования лица в ДОЛЖНОСТИ2 не исполнила, ушла.

ФИО1 пояснила, что работает в ДОЛЖНОСТИ2 ОФИСА1 Сбербанка РФ. Истец Назарова Е.Н. в период своей работы находилась в ее подчинении. Режим работы ОФИСА1: с 8.30 час. до 18.30 час., с 13 до 14 час. перерыв. ДД.ММ.ГГГГ в 13.30 час. в ОФИС1 пришла клиент ФИО2. За 10 минут до обеденного перерыва дверь в офис была закрыта, клиенты, находившиеся в офисе, должны были быть обслужены работниками офиса. Однако Назарова Е.Н. отказалась обслужить клиента ФИО2. Ее указание обслужить клиента Назарова Е.Н. выполнить также отказалась. Ей пришлось самой завести счет ФИО2. Это заняло не более двух минут, после чего она сама ушла на обед в 13.05 час.. ФИО2 написала жалобу, которая, на ее взгляд, являлась обоснованной. Во время работы Назаровой Е.Н. имелись замечания к ее работе, в частности, к исполнению Стандартов сервиса.

    Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Назаровой Е.Н. не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Назарова Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ на ДОЛЖНОСТЬ1, с ней заключен срочный трудовой договор . Истец проработала в указанной должности до ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям трудового договора с работником ей установлена сменная работа при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом полгода. Время начала и окончания рабочего дня, перерывов для отдыха и питания устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка филиала Банка.

Согласно п.2.4 трудового договора работник обязуется соблюдать коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка филиала Банка, иные локальные нормативные акты, непосредственно связанные с его трудовой деятельностью.

ДД.ММ.ГГГГ Назарова Е.Н. была ознакомлена с должностной инструкцией ДОЛЖНОСТИ1 ОФИСА1 Сбербанка России.

В соответствии с п.1.3 должностной инструкции лицо в ДОЛЖНОСТИ1 своевременно и качественно обслуживает клиентов дополнительного офиса, соблюдает операционно-кассовые правила, правила работы с денежной наличностью и другими ценностями.

Согласно п.4.2 должностной инструкции в рамках проведения отдельных работ лицо в ДОЛЖНОСТИ1 выполняет поручения в соответствии с распоряжением лица в ДОЛЖНОСТИ2 дополнительным офисом, лица, его замещающего.

В соответствии с п.3.2 должностной инструкции лицо в ДОЛЖНОСТИ1 несет ответственность за своевременное и качественное обслуживание клиентов дополнительного офиса.

В силу ст.21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.

ДД.ММ.ГГГГ приняты Правила внутреннего трудового распорядка Городского отделения № 17 Сбербанка России (ОАО). В соответствии с п.4.2 Правил внутреннего трудового распорядка работник обязан выполнять условия заключенного трудового договора и дополнительных соглашений к нему, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, способствовать эффективной деятельности банка, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

ДД.ММ.ГГГГ в организации ответчика приняты Стандарты сервиса на основных этапах обслуживания физических лиц в ВСП Сбербанка России. Согласно названным Стандартам сервиса сотрудникам банка предписано руководствоваться правилом: проявлять внимание к каждому клиенту, ставя его потребности в приоритет. Сотрудникам полагается при обслуживании клиента равно положительно относиться к каждому клиенту независимо от социальной, возрастной группы, внешнего вида, вероисповедания или пола. По Стандартам сервиса сотрудник первый устанавливает визуальный контакт с клиентом, используя заинтересованный взгляд, доброжелательную интонацию, улыбку, поддерживает визуальный контакт с клиентом на всех этапах взаимодействия- от установления до завершения контакта. Сотрудники не должны смотреть мимо клиента, игнорировать клиента.

Из обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 13 часов Назарова Е.Н. не выполнила распоряжение лица в ДОЛЖНОСТИ2 ФИО1, отказалась обслужить клиента ФИО2, явившуюся в ОФИС1 с целью открыть счет в банке.

Данное обстоятельство истцом не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ лицом в ДОЛЖНОСТИ2 ОФИСА1 ФИО1 составлена служебная записка об отказе Назаровой Е.Н. исполнить ее указание обслужить клиента. ФИО1 выступила с предложением депремировать Назарову Е.Н..

На основании служебной записки проведена служебная проверка, от Назаровой Е.Н. истребовано объяснение. ДД.ММ.ГГГГ Назаровой Е.Н. дано письменное объяснение, в котором она признала факт отказа открыть счет клиенту в связи с обеденным перерывом.

ДД.ММ.ГГГГ лицом в ДОЛЖНОСТИ3 Городским отделением № 17 ОАО «Сбербанк России» издан приказ «О применении дисциплинарного взыскания», которым Назаровой Е.Н. объявлен выговор за нарушение п.п. 1.3, 3.2, 4.2 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, которое выразилось в отказе обслужить клиента ФИО2 и отказе исполнить просьбу лица в ДОЛЖНОСТИ2 ОФИСА1 ФИО1 обслужить ФИО2.

Возражения Назаровой Е.Н. относительно законности применения к ней мер дисциплинарного воздействия основаны на том, что представитель работодателя дала указание ей обслужить клиента в обеденный перерыв - в не рабочее для нее время.

Суд с указанными возражениями не соглашается.

Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.

    В соответствии со ст.108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Принятыми в организации ответчика Правилами внутреннего трудового распорядка от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями № 3 от ДД.ММ.ГГГГ установлено время начала и окончания работы - в 8.30 час. и 17.30 час. соответственно, продолжительность перерыва для отдыха и питания в течение рабочего дня составляет 45 минут.

Время начала и окончания обеденного перерыва Правилами внутреннего трудового распорядка от ДД.ММ.ГГГГ не определено.

Согласно сведениям о режиме работы дополнительного офиса, время начала работы с клиентами-8.30 час., окончание работы в 18.30 час., перерыв в работе-с 13 до 14 часов.

Из объяснений истца и свидетеля ФИО1 следует, что время начала обеденного перерыва - в 13.00 час.- сложившаяся в дополнительном офисе практика. Вместе с тем это не означает, что время начала обеденного перерыва - в 13.00 час. нормативно установлено, и обеденный перерыв работников совпадает с перерывом в работе дополнительного офиса. Так, продолжительность обеденного перерыва, согласно п.7.3 Правил внутреннего трудового распорядка, составляет 45 минут, тогда как перерыв в работе дополнительного офиса равен 1 часу.

Сама истец поясняла в судебном заседании, что во время перерыва в работе дополнительного офиса сотрудники часть этого времени тратили на выполнение поручений лица в ДОЛЖНОСТИ2, что само по себе свидетельствует о том, что перерыв в работе офиса не может расцениваться как установленный для сотрудников ОФИСА1 перерыв для отдыха и питания; продолжительность этих перерывов разная.

Таким образом, возражения истца относительно того, что указание обслужить клиента ей руководителем дано в ее не рабочее время, не подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии со ст.192 ТК РФ, дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

    Назаровой Е.Н. не были исполнены ее должностные обязанности, предусмотренные пунктами 1.3, 3.2 и 4.2 ее должностной инструкции. Суд усматривает вину Назаровой Е.Н. в данном нарушении.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде выговора (ст.192 ТК РФ).

Закон обязывает при наложении дисциплинарного взыскания учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Суд находит, что применение в отношении Назаровой Е.Н. дисциплинарного взыскания в виде выговора в полной мере соответствует тяжести совершенного ею дисциплинарного проступка. Неисполнение ею своих должностных обязанностей повлекло за собой отрицательную запись клиента в книге отзывов и предложений. Поведение Назаровой Е.Н. в общении с клиентом и руководителем не отвечает задачам, ценностям и правилам Сбербанка РФ, закрепленным в Стандартах сервиса на основных этапах обслуживания физических лиц в ВСП Сбербанка России.

    Предусмотренная ст.193 ТК РФ процедура применения к работнику дисциплинарного взыскания ответчиком соблюдена. Перед применением взыскания с работника было истребовано объяснение. Взыскание наложено в установленный законом срок, с учетом тяжести содеянного, обстоятельств его совершения и данных о личности работника, его отношении к труду.

Требование Назаровой Е.Н. о взыскании в ее пользу суммы премии за ... года также удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.129 ТК РФ в состав заработной платы входят стимулирующие выплаты –доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Согласно ст.135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.

Поскольку премия входит в состав заработной платы, обязанность по полной и своевременной выплате которой закреплена ст. 22 ТК РФ, то лишение либо неначисление премии допускается лишь на основании принятых у работодателя локальных нормативных актов в предусмотренных этими актами случаях.

Согласно Положению о премировании сотрудников Северного банка ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ , сотрудники Сбербанка России имеют право на получение премий за отчетный месяц, за отчетный квартал.

В соответствии с п.7.1 Положения о премировании лишение сотрудника премии является исключительной мерой материального воздействия и должно применяться с учетом вины сотрудника.

На основании п.7.3 Положения о премировании сотрудники, допустившие нарушения трудовой дисциплины и/или производственные упущения при выполнении своих должностных обязанностей в отчетном периоде, периодах, предшествующих отчетному, выявленные до момента принятия решения о премировании за отчетный период, могут быть полностью лишены премии при премировании за отчетный период в соответствии с решением Председателя территориального банка/управляющего отделением (Правления территориального банка/Совета отделения) на основании приказа Председателя территориального банка/управляющего отделением.

В силу п.7.4 Положения о премировании сотрудникам, привлеченным к дисциплинарной ответственности в виде выговора, оформленного в установленном порядке в отчетном месяце, премия по итогам работы за месяц не выплачивается.

Согласно п.7.5 Положения о премировании лишение премии сотрудника подразделения осуществляется по служебной записке руководителя подразделения, в штате которого числится сотрудник, с указанием оснований лишения премии, согласованной с куратором подразделения.

Из обстоятельств дела следует, что руководитель подразделения, в котором работала Назарова Е.Н., представила служебную записку с просьбой депремировать Назарову Е.Н. начальнику сектора поддержки клиентов ДД.ММ.ГГГГ.

Решение о выплате сотрудникам Сбербанка РФ премии по итогам работы за ... года принято ДД.ММ.ГГГГ. Соответствующий приказ о выплате премии по результатам работы за ... года работникам Городского отделения № 17 ОАО «Сбербанк России» издан ДД.ММ.ГГГГ. Данным приказом размер премии за ... года Назаровой Е.Н. снижен на 50%-за невыполнение требований ПСС. Снижение размера премии за ... года истец не оспаривает.

ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «О выплате премии по результатам работы за ... года работникам Городского отделения № 17 ОАО «Сбербанк России», в соответствии с которым за наличие дисциплинарного взыскания Назарова Е.Н. была лишена премии на 100%.

Суд считает, что у ответчика имелись законные основания для принятия решения о лишении работника Назаровой Е.Н. премии по итогам работы за ... года.

Основанием для лишения истца премии явилось наличие у нее дисциплинарного взыскания в виде выговора. Назарова Е.Н. оспаривает законность лишения премии только на том основании, что дисциплинарное взыскание к ней применено неправомерно. Однако законность привлечения к дисциплинарной ответственности работника судом установлена.

Несмотря на то, что дисциплинарный проступок Назаровой Е.Н. был совершен в ... года, к ответственности она привлечена в ... года. Пункт 7.4 Положения о премировании позволяет вынести решение о лишении премии по итогам работы за месяц, в который работник привлечен к ответственности. Кроме того, решение о выплате премии по итогам работы за ... года принято до привлечения истца к дисциплинарной ответственности. В соответствии с п.7.3 Положения о премировании работодатель в таком случае вправе принять решение о лишении премии по итогам работы за месяц, следующий за тем, в котором допущено нарушение.

Таким образом, все заявленные Назаровой Е.Н. требования не основаны на законе, а потому не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Назаровой Елене Николаевне отказать полностью.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья         И.Н.Бабикова