Дело № 2-3092/11
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 13 сентября 2011 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Трошиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шавитовой Натальи Владимировны к Управлению по молодежной политике мэрии г. Ярославля, Департаменту по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным и предоставлении субсидии,
у с т а н о в и л :
Шавитова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению по молодежной политике мэрии г. Ярославля и Управлению по земельным ресурсам мэрии г. Ярославля о признании неправомерными действий по реализации целевой программы «Жилище» в отношении молодых семей по получению социальных выплат на приобретение жилья или выделения в собственность земельного участка для индивидуального строительства. Впоследствии от исковых требований, предъявленных к Управлению по земельным ресурсам мэрии г. Ярославля, Шавитова Н.В. отказалась, в указанной части производство по делу судом было прекращено.
На момент рассмотрения исковых требований Шавитовой Н.В., предъявленных к Управлению по молодежной политике мэрии г. Ярославля, они были сформулированы следующим образом:
- признать неправомерным отказ Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля в предоставлении молодой семье Шавитовой Н.В. безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилья и обязать Управление по молодежной политике мэрии г. Ярославля реализовать ее право на получение безвозмездной субсидии.
В обоснование иска Шавитова Н.В. указала, что решением комиссии по жилищным вопросам при Территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ее семья в составе трех человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидии на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Приказом Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Шавитовой Н.В., ФИО1 и ФИО2 признана участником городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» на ГГГГ, однако, предусмотренная данной целевой программой субсидия на приобретение жилья молодой семье Шавитовой Н.В. не предоставлена до настоящего времени.
По мнению истицы, соответствующая субсидия должна была быть предоставлена ее семье еще в ГГГГ.
Таким образом, предметом настоящего гражданского спора является правомерность длительного непредоставления семье Шавитовой Н.В. социальной выплаты на предоставление жилья в рамках реализации целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле».
Судом, с учетом характера рассматриваемого спора к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, как государственный заказчик соответствующей Программы.
В судебном заседании истец Шавитова Н.В., а также ее представитель Тяжелова А.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков: Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Ярославской области – Мамаева Н.В. и Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля – Камалеева Е.К., действующие на основании доверенностей, исковые требования Шавитовой Н.В. не признали, поддержали правовую позицию, изложенную в отзывах на иск, отметили, что непредоставление семье истицы социальной выплаты в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» с 2009 года до настоящего времени связано с недостаточностью финансирования данной программы. Вместе с тем, по состоянию на ГГГГ семья Шавитовой Н.В. в установленном порядке признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы жилище на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в ГГГГ, и значится в Списке молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты в ГГГГ по Ярославской области под №, по г. Ярославлю – под №. В связи с чем, социальная выплата семье Шавитовой Н.В. будет производиться с учетом существующей очередности.
Территориальная администрация Ленинского района мэрии г. Ярославля, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена, представила отзыв на иск (л.д. 26), в котором указала на возможность рассмотрения настоящего спора без участия своего представителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Шавитовой Н.В. удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
Правовые основания участия граждан в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 года № 865; областной целевой программы "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" на 2008-2010 годы, утвержденной Законом Ярославской области от 27.06.2007 г. N 43-з, до 08.02.2011 г. были предусмотрены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 года, а также Положением о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденным постановлением администрации Ярославской области № 192-а от 28.08.2006 года, действовавшим до 04.04.2011 г..
Согласно п. 1 раздела 2 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утв. постановлением администрации Ярославской области № 192-а от 28.08.2006 г., для участия в подпрограмме в планируемом году молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства в период с 01 января по 20 августа года, предшествующего планируемому, необходимые документы.
В соответствии с п. 6 раздела 2 данного Положения орган местного самоуправления формирует Список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет его государственному заказчику Программы до 01 сентября года, предшествующего планируемому.
Список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется в хронологической последовательности согласно дате признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. В первоочередном порядке в указанный Список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, и долее – молодые семьи, включенные в резерв на получение социальной выплаты в текущем году (п. 7 раздела 2 Положения).
В силу Закона ЯО от 27.06.2007 г. № 43-з «Об утверждении областной целевой программы "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" на 2008-2010 годы государственным заказчиком данной Программы выступает Департамент по делам молодежи Ярославской области (Департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области).
Государственный заказчик Программы на основании Списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает Сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. 9 ч. 2 Положения).
Впоследствии, с учетом предварительных контрольных цифр обеспечения жильем молодых семей в планируемом году, определенных государственным заказчиком подпрограммы (Министерство регионального развития РФ), и размера средств на предоставление социальных выплат, предусматриваемых в областном и местном бюджетах на соответствующий год, государственный заказчик региональной программы (Департамент по делам молодежи Ярославской области) на основании Сводного списка утверждает Списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и Списки молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году (п. 10 раздела 2 Положения). Аналогичный порядок предусмотрен п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 года.
Таким образом, Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат формируется Департаментом по делам молодежи Ярославской области на основании Сводного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, но с учетом объемов предусмотренного на эти цели финансирования.
При этом, сроки формирования Сводного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и Списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на законодательном уровне не определены и связаны с формированием заявки на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат (в случае формирования Сводного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году) и с поступлением заказчику региональной государственной программы информации о размере финансирования данной государственной программы на соответствующий год (при формировании Списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году).
С учетом изложенного, семья Шавитовой Н.В. была включена в Сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату по г. Ярославлю в ГГГГ за №, в Список молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты по г. Ярославлю в ГГГГ за №.
Ввиду недостаточного финансирования, не позволившего обеспечить социальными выплатами все участвующие в программе молодые семьи, в частности, семью Шавитовой Н.В., семья истицы была включена в Сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату по г. Ярославлю в ГГГГ за №, в Список молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты по г. Ярославлю в ГГГГ за №.
По вышеуказанной причине по состоянию на ГГГГ семья Шавитовой Н.В. включена в Сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату по г. Ярославлю в ГГГГ за №, в Список молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты по г. Ярославлю в ГГГГ за № (по Ярославской области – №).
В связи с чем, социальная выплата семье Шавитовой Н.В. будет производиться в порядке реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» с учетом существующей очередности.
Доводы Шавитовой Н.В. о неправомерном затягивании ответчиками предоставления ее семье социальной выплаты на предоставление жилья в рамках реализации целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» суд считает необоснованными.
Судом установлено, что реализация программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Ярославле в 2009-2010 годах производилась с учетом утвержденного на эти годы финансирования программы за счет средств федерального, областного и городского бюджетов.
Как было предусмотрено разделом 6 действовавшей в рассматриваемый период (2009-2010 г.г.) подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 г., определение условий финансирования субсидий для молодых семей производилось на условиях софинансирования (не менее 10 процентов - за счет средств федерального бюджета, не менее 30 процентов - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).
При этом, средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранных для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные соглашения заключаются при условии, что в бюджетах соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетах предусмотрены средства для реализации подпрограммы.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации подпрограммы, определяют объемы ежегодного финансирования подпрограммы и предусматривают эти объемы в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.
Истцом доказательства, свидетельствующие о неполном освоении выделенных федеральным бюджетом, бюджетом Ярославской области и бюджетом города Ярославля денежных средств на реализацию программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Ярославле не представлены. Судом указанные обстоятельства не установлены.
Довод представителя истицы о необходимости предоставления социальной выплаты всем участникам целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Ярославле в год признания их участниками программы за счет средств бюджета муниципального образования (в случае недостаточности выделенного на эти цели финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) суд считает несостоятельными ввиду несоответствия данного довода положениям Федеральной целевой программы «Жилище».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Шавитовой Наталье Владимировне в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья А.В. Мухин