дело по заявлению об обжаловании действий администрации, решение вступило в законную силу 14.11.2011 года



Дело № 2-4480/2011

Изгот. ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

03 ноября 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Дмитриевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Урываева Глеба Владимировича об обжаловании действий Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа граждан в лице Урываева Г.В, ФИО1 и ФИО2 представила в Территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия вдоль <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты> до <данные изъяты> с предполагаемым количеством участников - <данные изъяты> человек.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальная администрация Кировского района мэрии г. Ярославля направила Урываеву Г.В. ответ на уведомление с сообщением о том, что в указанное им время будет проводиться другое массовое мероприятие, уведомление о котором поступило ранее, поэтому, проведение заявленного им публичного мероприятия невозможно. В связи с чем, Урываеву Г.В. предложено изменить место и время проведения мероприятия.

Урываев Г.В. обратился в суд с жалобой на действия Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля, в нарушение закона уклонившейся от своей обязанности предложить другое место или время проведения запланированного публичного мероприятия.

Заявленные Урываевым Г.В. требования сформулированы следующим образом:

- признать незаконным письмо Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля о рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ исх. ;

- разрешить проведение публичного мероприятия в форме шествия по указанному в уведомлении маршруту.

Впоследствии, с учетом полученной в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела информации о согласовании распоряжением главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции распоряжения главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ) гражданину Игнатченко А.Н. проведения публичных мероприятий в форме пикетирований по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в том числе ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты>, что повлекло отказ в согласовании заявителю проведения публичного мероприятия в виде шествия, заявленные Урываемым Г.В. требования были дополнены требованием о признании незаконным распоряжения главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ в части согласования Игнатченко А.Н. проведения публичных мероприятий в форме пикетирований по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты>.

В судебном заседании заявитель Урываев Г.В. заявленные требования, с учетом их дополнения, поддержал. В обоснование заявленных требований сослался на положения ч. 2 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Кроме того, пояснил, что считает распоряжение главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в полном объеме, как согласовывающее проведение пикетирования на срок более 15 дней, что противоречит положениям п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Представитель заинтересованного лица Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля Зайцева И.В., действующая на основании доверенности, с заявлением Урываева Г.В. не согласилась, пояснила, что отказа в проведении шествия заявителю не было, ему лишь было разъяснено право предложить к согласованию другие варианты места и времени проведения шествия, так как в указанное время и в указанном месте будет проводиться другое публичное мероприятие, уведомление о котором поступило ранее, чем уведомление Урываева Г.В. и других членов инициативной группы. Администрация не может взять на себя ответственность за последствия одновременного проведения двух массовых мероприятий, а потому не считает возможным согласовать проведение шествия. Считает невозможным одновременное проведение на <адрес> двух массовых мероприятий различной политической направленности, в связи с чем, в жалобе заявителю просит отказать.

Игнатченко А.Н., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, с заявлением Урываева Г.В. не согласился, указал, что он ранее чем заявитель обратился в Территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля с уведомлением о проведении публичного мероприятия – пикетирования с целью ведения предвыборной агитации за ОРГАНИЗАЦИЯ1. При этом, характер проводимого им публичного мероприятия не предполагает одновременного проведения в том же месте другого публичного мероприятия иной политической направленности, поскольку не исключает возникновение конфликтных ситуаций между их участниками. В связи с чем, одновременное проведение двух публичных мероприятий: пикетирований и шествия по <адрес> считает невозможным.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок проведения указанных публичных мероприятий регламентирован Федеральным законом РФ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее-Федеральный закон № 54-ФЗ).

На основании подп. 1 п. 4 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Судом установлено, что группой граждан запланировано проведение публичного мероприятия в форме шествия <адрес> без перекрытия проезжей части ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты> до <данные изъяты> с предполагаемым количеством участников - <данные изъяты> человек. В связи с чем, инициативной группой граждан в лице: Урываева Г.В, ФИО1 и ФИО2 в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за <данные изъяты> дней до проведения планируемого публичного мероприятия, в Территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля представлено уведомление в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Как следует из письма главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ , адресованном Урываеву Г.В., в планируемое время проведения шествия в месте его проведения будет проведено другое публичное мероприятие, уведомление о котором поступило ранее, распоряжение по нему выдано ДД.ММ.ГГГГ на руки заявителю. В связи с чем, Урываеву Г.В. предложено изменить место и время проведения мероприятия.

Из представленных в материалы дела уведомлений Игнатченко А.Н. о проведении публичных мероприятий усматривается, что данный гражданин ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> обратился в Территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля с уведомлением о проведении публичных мероприятий (пикетирований) с целью ведения предвыборной агитации за ОРГАНИЗАЦИЯ1 в местах проведения (по списку – всего <данные изъяты> места) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> часов. Предполагаемое количество участников в каждом месте проведения – <данные изъяты> человека.

В тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) Игнатченко А.Н. дополнил список мест проведения пикетирования следующими местами: <данные изъяты>. Соответствующее дополнительное уведомление о проведении публичных мероприятий было представлено Игнатченко А.Н. в Территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля в <данные изъяты>.

Суд отмечает, что в силу п. 1 ст. 7 ФЗ № 54-ФЗ при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем – не позднее четырех дней до дня его проведения. В рассматриваемом случае Игнатченко А.Н. данное требование закона было соблюдено.

Таким образом, оба уведомления Игнатченко А.Н. о проведении публичных мероприятий поступили в Территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля ранее соответствующего уведомления от инициативной группы граждан в составе Урываева Г.В, ФИО1 и ФИО2.

Ссылку заявителя о несовпадении порядковых номеров регистрации на уведомлениях о проведении публичных мероприятий: уведомление Игнатченко А.Н., поступившее в <данные изъяты>, имеет № регистрации – ; уведомление Игнатченко А.Н., поступившее в <данные изъяты> - № регистрации ; а уведомление инициативной группы, поступившее в <данные изъяты> - № регистрации - суд признает несущественной, поскольку указанное обстоятельство может свидетельствовать о несовершенстве организации работы Территориальной администрации по регистрации корреспонденции, но не является безусловным доказательством более раннего поступления уведомления инициативной группы, поскольку уведомление Игнатченко А.Н., поступившее в <данные изъяты>, имеет более ранний номер регистрации нежели уведомление инициативной группы.

ДД.ММ.ГГГГ Главой территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля издано распоряжение «Об уведомлении Игнатченко А.Н.», которым проведение публичных мероприятий в виде пикетирований по <данные изъяты> адресам было согласовано.

Распоряжением главы территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение Главы территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «Об уведомлении Игнатченко А.Н.» внесено изменение, места проведения публичных мероприятий дополнены следующими объектами: <данные изъяты>

Урываев Г.В. оспаривает законность распоряжения главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжения главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ в части согласования Игнатченко А.Н. проведения публичных мероприятий в форме пикетирований ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, поскольку на момент вынесения данного распоряжения в Территориальной администрации уже находилось уведомление инициативной группы о проведении публичного шествия по Которосльной набережной в указанное время в непосредственной близости от мест проведения пикетирований.

Суд отмечает, что действующим законодательством, в том числе Федеральным законом № 54-ФЗ, не предусмотрена возможность одновременного рассмотрения нескольких уведомлений о проведении публичных мероприятий, а также определения очередности рассмотрения таких уведомлений по усмотрению компетентного органа. В связи с чем, рассмотрение главой Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля уведомлений о проведении публичных мероприятий с учетом давности поступления данных уведомлений закону не противоречит.

Поскольку на момент рассмотрения главой Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля уведомлений Игнатченко А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичных мероприятий в форме пикетирований основания для отказа в согласовании указанных публичных мероприятий отсутствовали, распоряжение главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции распоряжения главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ), в части согласования гражданину Игнатченко А.Н. проведения публичных мероприятий в форме пикетирований по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в том числе ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты>, является законным, так как не противоречит закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу (ст. 13 ГК РФ).

    В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ cуд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В связи с чем, довод заявителя о противоречии распоряжения главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ положениям п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ в части согласования Игнатченко А.Н. проведения пикетирования до ДД.ММ.ГГГГ включительно правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку поведение пикетировании до указанной даты права и законные интересы заявителя не нарушает. Согласование пикетирования на ДД.ММ.ГГГГ произведено с учетом положений п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Относительно заявленного Урываевым Г.В. требования о признании незаконным письма Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля о рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ суд отмечает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно пп. 2 п. 4 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

В силу п. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Системное толкование вышеприведенных норм Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" с учетом их разъяснения определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года № 484-О-П позволяет сделать вывод, что орган публичной власти обязан предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели, поскольку запрет проведения публичного мероприятия законом не допускается.

Вместе с тем, Территориальной администрацией Кировского района мэрии <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. до сведения Урываева Г.В. была доведена лишь информация о невозможности проведения заявленного им публичного мероприятия и предложено изменить место и время проведения мероприятия.

Как следует из пояснений в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ сотрудника Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля ФИО3, допрошенной в качестве свидетеля, ею в устном порядке было предложено Урываеву Г.В. использовать для проведения публичного мероприятия места, специально предусмотренные для этих целей распоряжением главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции распоряжения главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ). Заявитель поступление ему предложения о задействовании для проведения публичного мероприятия <адрес> не отрицал, но указал, что данное место не соответствует формату проведения запланированного им публичного мероприятия в форме <данные изъяты>-минутного шествия.

Суд соглашается с возражениями Урываева Г.В. о несоответствии <адрес> формату проведения публичного мероприятия в форме шествия. Не приспособлены для проведения шествия и другие места проведения публичных мероприятий, предусмотренные распоряжением главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Иные места, приспособленные для проведения публичного мероприятия в форме шествия, либо иное время для проведения такого мероприятия в указанном Урываевым Г.В. месте, заявителю со стороны Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля не предлагались.

Тем самым, Территориальной администрацией Кировского района мэрии г. Ярославля в нарушение требований п. 2 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ до заявителя не было доведено приемлемое предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Указанное обстоятельство свидетельствует о незаконности письма Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля о рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ исх. .

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Нарушение Территориальной администрацией Кировского района мэрии г. Ярославля права Урываева Г.В. на проведение публичного мероприятия было связано с непредложением заявителю альтернативного варианта проведения запланированного им публичного мероприятия. Таким образом, защита нарушенного в данном случае права Урываева Г.В. могла быть осуществлена лишь в форме возложения на Территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля обязанности по предложению заявителю альтернативного варианта проведения публичного шествия.

В связи с чем, возложение на Территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля обязанности по разрешению (согласованию) проведения публичного мероприятия в форме шествия по указанному в уведомлении маршруту выходит за пределы способа защиты нарушенного права заявителя, поскольку судом не установлена незаконность отказа в согласовании Территориальной администрацией Кировского района г. Ярославля места и времени проведения публичного мероприятия в форме шествия по причине более раннего согласования проведения в заявленном месте другого публичного мероприятия.

В данном случае суд соглашается с возражениями заинтересованных лиц о том, что проведение в одном и том же месте нескольких публичных мероприятий различной политической направленности может повлечь нарушение прав их участников на свободное формирование и выражение мнений, гарантированное пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В то же время, суд отмечает, что подпунктом 2 пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ предусматривается минимальный 3-х дневный срок уведомления органа местного самоуправления о предстоящем проведении публичного мероприятия.

На момент рассмотрения судом настоящего спора до запланированного заявителем публичного мероприятия остается менее суток, соответственно, возложение на Территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля обязанности по предложению Урываеву Г.В. альтернативного варианта проведения публичного шествия ДД.ММ.ГГГГ будет противоречить требованиям Федерального закона № 54-ФЗ.

Гражданское процессуальное законодательство и Закон «Об исполнительном производстве» не предусматривают возможности принудительного исполнения решения суда, которым признаются незаконными действия органа местного самоуправления, если суд при этом не возлагает на указанный орган обязанности по совершению определенных действий (ст. 212 ГПК РФ). Поэтому настоящее решение суда не может быть обращено к немедленному исполнению.

По этой же причине суд не усматривает оснований для приостановления действия оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Урываева Глеба Владимировича удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ согласования Территориальной администрацией Кировского района мэрии г. Ярославля уведомления о проведении публичного мероприятия, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ, как не содержащий приемлемого предложения альтернативного варианта проведения публичного мероприятия.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

А.В. Мухин