Дело № 2-3677 /11
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 04 октября 2011 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Дмитриевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якимчука Владимира Николаевича к Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о возложении обязанности по постановке на учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства,
у с т а н о в и л :
Якимчук В.Н. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил, ДД.ММ.ГГГГ был уволен с действительной военной службы по ограниченному состоянию здоровья, на момент его увольнения выслуга лет составила <данные изъяты> лет.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» № 4338-1, действовавшего в указанный период времени, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Якимчук В.Н. местом своего жительства после увольнения с военной службы избрал г. Ярославль, в связи с чем, в ГГГГ обратился в мэрию г. Ярославля с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку лиц, уволенных с военной службы, за счет средств федерального бюджета. Соответствующее заявление, в соответствии с установленным порядком было подано через Военный комиссариат Ярославской области.
Вместе с тем, впоследствии Якимчуку В.Н. стало известно, что на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в мэрии г. Ярославля он поставлен не был.
Полагая, что пакет документов, приложенных им к заявлению о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, был достаточен для положительного решения поставленного им вопроса, Якимчук В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о постановке своей семьи в составе 2 человек на учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, с даты его обращения с заявлением о постановке на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец, представитель истца на основании ордера адвокат Громова С.В., исковые требования поддержали согласно доводам, приведенным в исковом заявлении. Якимчук В.Н. также пояснил, что после приезда в г. Ярославль он зарегистрировался по адресу: <адрес>, в кооперативной квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО1 (матери жены), но по месту регистрации фактически не проживал, снимая жилье. После расторжения в ГГГГ брака с женой его семья в настоящее время состоит из двух человек: Якимчук В.Н. и сын – ФИО2. Оба Якимчука продолжают сохранять регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, однако, новым собственником данного жилого помещения поставлен вопрос об их выписке. Между тем, какого-либо другого жилого помещения семья Якимчука В.Н. не имеет.
Представитель Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля (ответчик) и мэрии г. Ярославля, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, – Фрольцова Е.А., действующая на основании доверенностей, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что в мэрии г. Ярославля отсутствует информация об обращении в ГГГГ Якимчука В.Н. с заявлением о постановке его на учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Между тем, обязанность органов местного самоуправления по постановке указанной категории граждан на отдельный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий существовала до 2005 года. Соответственно, в настоящее время возможность постановки Якимчука В.Н. на данный учет отсутствует.
Представитель Военного комиссариата Ярославской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, - Орлов А.А., действующий на основании доверенности, пояснил, что первичные документы, подтверждающие направление заявления Якимчука В.Н. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в мэрию г. Ярославля в Военном комиссариате Ярославской области не сохранились. Вместе с тем, в карточке-заместителе, хранящейся в картотеке Яроблвоенкомата отражено обращение ДД.ММ.ГГГГ капитана ФИО2, уволенного по болезни из ВС Украины в ГГГГ, проживающего семьей из 2-х человек по адресу: <адрес>. Данное обращение было направлено на рассмотрение в мэрию г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Якимчука В.Н., и удовлетворяет их ввиду следующего.
Так, учитывая совпадение установочных данных о лице-заявителе, содержащихся в карточке-заместителе, с данными истца, за исключением указания его имени и отчества, и отмечая, что ФИО2 является сын истца, суд считает, что в карточке – заместителе содержится информация об обращении с заявлением Якимчука В.Н. и последующем направлении данного заявления в мэрию г. Ярославля.
Тем более, что данные обстоятельства подтверждаются другими доказательствами.
В частности, заявление Якимчука В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в мэрию г. Ярославля, содержит регистрационный штамп Военного комиссариата Ярославской области (вход. № от ДД.ММ.ГГГГ) и указание на новую дату подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление Якимчука В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в мэрию г. Ярославля, содержит указание на место жительства заявителя – <адрес>, исправленное на адрес – <адрес>.
В судебном заседании истец пояснил, что последовательно проживал по указанным адресам, снимая там жилые помещения, но сохраняя при этом регистрацию по месту жительства на <адрес>.
Военным комиссариатом Ярославской области Якимчук В.Н. был включен в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по списку граждан, уволенных с военной службы, с последующим направлением документов в мэрию г. Ярославля.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат Ярославской области возвратил Якимчуку В.Н. документы для постановки на очередь для получения жилья, возвратившиеся из мэрии г. Ярославля, в связи с отсутствием в них документов из БТИ на сына – ФИО2. Однако, поскольку документы были направлены по адресу: <адрес>, где Якимчук В.Н. на тот период времени уже не проживал, то они были утеряны и до адресата не дошли.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат Ярославской области просил рассмотреть на заседании жилищной комиссии мэрии г. Ярославля вопрос о постановке на очередь для получения жилья в г. Ярославле капитана запаса Якимчука В.Н., документы от уволенного военнослужащего поступили в военкомат – ДД.ММ.ГГГГ, направлены в мэрию г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), в связи с отсутствием справки из БТИ на сына документы возвращены Якимчуку В.Н. по указанному в заявлении адресу (исх. № военкомата № от ДД.ММ.ГГГГ), но адресату данные документы не поступили. В связи с чем, Военный комиссариат Ярославской области ходатайствовал о постановке Якимчука В.Н. в очередь для получения жилья в г. Ярославле с ДД.ММ.ГГГГ с последующим восстановлением утраченных при пересылке документов.
Между тем, документальное подтверждение рассмотрения мэрией г. Ярославля данного обращения Военного комиссариата Ярославской области суду не представлено, как и информирования Якимчука В.Н. о результатах рассмотрения мэрией г. Ярославля его обращения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из пояснений истца, о том, что он не стоит в мэрии г. Ярославля на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ему стало известно лишь из письма Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ. Представителем ответчика и мэрии г. Ярославля данное утверждение истца не опровергнуто.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что ДД.ММ.ГГГГ Якимчук В.Н. обратился в мэрию г. Ярославля с заявлением о постановке на очередь для получения жилья, как уволенного в запас военнослужащего, на семью из 2 человек. При этом, к заявлению были приложены следующие документы: выписка из личного дела о составе семьи, выписка из домовой книги, выписка из лицевого счета, выписка из приказа об увольнении, выписка из приказа об исключении из списков личного состава части, справка о сдаче жилой площади по месту прохождения службы, справка-подтверждение о сдаче жилой площади, справка о неполучении субсидий на покупку или строительство жилья, справка из БТИ об отсутствии в собственности недвижимого имущества (жилья), оригинал удостоверения на право пользования льготами. Указанное обстоятельство подтверждается заявлением Якимчука В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и письмом Военного комиссариата Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом Военного комиссариата Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ заявление Якимчука В.Н. с приложенными к нему документами, а также оформленным военкоматом списком очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий были направлены на рассмотрение в мэрию г. Ярославля.
Однако, в период <данные изъяты> ГГГГ данные документы мэрией г. Ярославля были возвращены с указанием на отсутствие в представленных документах справки из БТИ об отсутствии недвижимого имущества (жилья) в собственности ФИО2 - члена семьи Якимчука В.Н..
Доказательством возврата мэрией г. Ярославля заявления Якимчука В.Н. без рассмотрения является информация Военного комиссариата Ярославской области о направлении заявления, его возврате, а также отсутствие постановки Якимчука В.Н. на соответствующий учет в ГГГГ.
Вместе с тем, суд отмечает, что на основании п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
То обстоятельство, что Якимчук В.Н. относится к категории лиц, указанных в п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», сторонами не оспаривается.
Порядок реализации положений ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года.
Согласно п. 17 вышеуказанных Правил учета … военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
К рапорту прилагаются:
заявление на имя главы муниципального образования;
выписка из личного дела о составе семьи;
выписка из домовой книги;
копия финансового лицевого счета;
выписка из приказа об увольнении;
выписка из приказа об исключении из списков личного состава части;
справка об отсутствии забронированной жилой площади;
справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья;
справка финансовых органов части о неполучении субсидий;
документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации.
Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.
Суд отмечает, что все предусмотренные данным перечнем документы Якимчуком В.Н. были предоставлены.
Требование дополнительного предоставления справки из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья члена семьи заявителя на положениях Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, не основано.
Тем более, что в силу п. 10 данных Правил … не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры). Соответственно, наличие жилых помещений в собственности членов семьи заявителя само по себе не является безусловным основанием для отказа заявителю в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из представленных истцом в материалы дела документов следует, что ни он, ни ФИО2 в настоящее время жилых помещений в собственности не имеют, как не имели их и в ГГГГ, зарегистрированы в жилом помещении, находящемся в собственности другого лица, вместе с которым, согласно выписок из домовой книги и лицевого счета, не проживают, совместного хозяйства не ведут, соответственно, продолжают оставаться нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Неправомерный возврат мэрией г. Ярославля заявления Якимчука В.Н., последующая утрата представленных истцом документов, не позволили Якимчуку В.Н. до 01.01.2005 г. в установленном законом порядке встать на учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Между тем, постановка Якимчука В.Н. на соответствующий учет в органах местного самоуправления имела для истца особое значение, поскольку с 2005 года изменился порядок обеспечения жильем военнослужащих, при их увольнении с военной службы.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 342-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военных службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей.
Суд также отмечает, что нарушение органом местного самоуправления требований Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел…, утв. постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года, последовавшая утрата представленных Якимчуком В.Н. документов в подтверждение права на предоставление ему жилого помещения, не влекут прекращение права гражданина, возникшего у него в силу закона (ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года)).
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав обоснованным заявление гражданина об обжаловании решения органа местного самоуправления, принимает решение об обязанности данного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Ввиду признания судом незаконным фактического отказа мэрии г. Ярославля в постановке Якимчука В.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты его обращения в мэрию г. Ярославля на Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля (как структурное подразделение мэрии г. Ярославля осуществляющее в настоящее время ведение учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства) должна быть возложена обязанность по постановке Якимчука В.Н. с учетом состава семьи из 2 человек на учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, с даты его обращения с заявлением о постановке на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Якимчука Владимира Николаевича удовлетворить.
Обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля поставить Якимчука Владимира Николаевича с учетом состава семьи из 2 человек на учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, с даты его обращения с заявлением о постановке на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья А.В. Мухин