дело по иску об обжаловании отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, решение вступило в законную силу 19.12.2011 года



Дело № 2-4054 /2011

Изгот.ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

03 октября 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Русаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусаровой Галины Павловны, Чинкова Бориса Александровича, Чинкова Александра Борисовича к мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля об обжаловании отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма, возложении обязанности по постановке на соответствующий учет и предоставлении жилого помещения,

установил:

Гусарова Г.П., Чинков Б.А., Чинков А.Б. обратились в суд с исковым заявлением к мэрии города Ярославля и Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля, в котором просят: признать незаконным распоряжение главы Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ; признать истцов малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из времени постановки на учет в ГГГГ; обязать мэрию г. Ярославля представить им на семью из трех человек благоустроенное жилое помещение в городе Ярославле по норме предоставления, установленной в городе Ярославле, то есть, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратного метра, по договору социального найма.

В обоснование исковых требований ссылались на то, что с ГГГГ состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по месту работы Гусаровой Н.П. – в ОРГАНИЗАЦИЯ1. Однако истцы до настоящего времени жильем не обеспечены, поскольку ОРГАНИЗАЦИЯ1 свободными жилыми помещениями не располагает.

В целях постановки истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту их жительства, в свете требований Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, они обратились в Территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии г. Ярославля с заявлением о признании семьи истцов малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом, истцы полагают, что поскольку право на предоставление им жилого помещения возникло у них с ГГГГ и до настоящего времени не реализовано, то они подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты возникновения у них оснований для улучшения жилищных условий, т.е. с ГГГГ.

Однако, распоряжением главы Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в признании малоимущими и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с непредоставлением ими документов, подтверждающих указанное право.

Полагая, что все необходимые документы для рассмотрения заявления о признании их семьи малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях истцами были представлены, они обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями. Считают, что наряду с признанием оспариваемого ими распоряжения главы Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля реальная защита нарушенных прав истцов может быть обеспечена путем признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из времени постановки на учет в ГГГГ; и возложения на мэрию г. Ярославля обязанности по предоставлению им на семью из трех человек благоустроенного жилого помещения в городе Ярославле.

Истцы Чинков Б.А. и Чинков А.Б. в судебное заседание не явились, представление своих интересов в суде доверили Правдухиной Е.В., о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании истец Гусарова Г.П., представитель истцов – Правдухина Е.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержали, согласно доводам, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков: мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля – Черная Л.В.. действующая на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований Гусаровой Г.П., Чинкова Б.А. и Чинкова А.Б. возражала, отметив, что Перечень документов, необходимых для признания граждан малоимущими, используемых при учете отдельных категорий граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден постановлением Администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. Представленные истцами документы не в полной мере отвечали данному Перечню. Так, документы, подтверждающие место жительства истцов (выписки из домовой книги и лицевого счета) на момент их представления были просрочены; справка о размере доходов Гусаровой Г.П. не содержала информации за полный год; не представлены налоговые декларации; у Чинкова Б.А. справка о доходах также не содержала информации за полный год; не представлены документы из ГИБДД о наличии (отсутствии) в собственности истцов автотранспортных средств.

Отсутствие данных документов не позволяло Территориальной администрации достоверно определить уровень имущественной обеспеченности истцов, что исключало признание их малоимущими с последующей постановкой на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма. Поскольку истцы в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, не признаны, оснований для постановки их на соответствующий учет, тем более с ГГГГ, с последующим предоставлением жилья отсутствуют.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Гусаровой Г.П., Чинкова Б.А. и Чинкова А.Б. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется малоимущим гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Таким образом, по договору социального найма жилое помещение предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Соответствующий порядок на территории Ярославской области установлен Законом Ярославской области № 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" (далее – Закон ЯО № 40-з).

В силу ст. 4 данного Закона граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, могут быть признаны малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случае обращения с соответствующим заявлением в орган учета по месту своего жительства в порядке, установленном законом об учете граждан. Перечень документов, необходимых для признания гражданина малоимущим, устанавливается Правительством Ярославской области.

Орган учета рассматривает документы, необходимые для признания гражданина малоимущим, в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с законом об учете граждан. В целях установления оснований для признания гражданина малоимущим орган учета в соответствии со статьями 5 - 9 настоящего Закона:

1) проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином-заявителем;

2) исчисляет размер дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи;

3) определяет общую стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи.

По окончании проверки сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином-заявителем, исчислив размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и оценив общую стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, орган учета соотносит указанные размер дохода и стоимость имущества с установленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области минимальным размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и минимальной стоимостью имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению.

Если полученные значения меньше или равны установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области минимальному размеру дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и минимальной стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, орган учета принимает решение о признании гражданина-заявителя (членов его семьи) малоимущим (малоимущими). В иных случаях орган учета принимает решение об отсутствии у гражданина-заявителя (членов его семьи) оснований для признания малоимущим (малоимущими).

Указанные решения органа учета являются основанием для одновременного принятия решения о принятии гражданина-заявителя (членов его семьи) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо об отказе в принятии на учет в соответствии с законом об учете граждан.

Согласно ст. 7 Закона ЯО № 40-3 для целей исчисления размера дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, принимаются во внимание все виды доходов, полученных гражданином-заявителем и членами его семьи в денежной и натуральной форме. Учету подлежат доходы, полученные гражданином-заявителем и членами его семьи в течение учетного периода.

При этом, учетным периодом признается календарный год, предшествующий году обращения в органы учета (ст. 2 Закона ЯО № 40-З).

Перечень документов, необходимых для признания граждан малоимущими, используемых при учете отдельных категорий граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден постановлением Администрации Ярославской области № 374 от 14.11.2007 года.

Согласно указанному Перечню в подтверждение размера доходов гражданина-заявителя и членов его семьи, полученных в течение учетного периода должны быть представлены:

- справки о доходах физических лиц по форме 2, 3, 4 НДФЛ;

- копии налоговых деклараций о доходах, полученных за учетный период, заверенные налоговыми органами;

- справки из органов социальной защиты о социальных выплатах из бюджетов всех уровней;

- другие документы, подтверждающие доходы гражданина-заявителя и всех членов его семьи, полученные за указанный период.

- документы, подтверждающие вид и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, и подлежащие налогообложению, в том числе:

- справки налоговых органов, подтверждающие стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину-заявителю;

- выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты имущества, расположенные на территории Ярославской области.

Как следует из представленной в материалы дела расписки в получении Территориальной администрацией Фрунзенского района мэрии г. Ярославля документов, подтверждающих имущественное положение истцов и их жилищные условия (л.д. 13), а также копий данных документов: справки о доходах Гусаровой Г.П. за ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не содержали информации о доходах истицы за период <данные изъяты> ГГГГ. При этом, непредставление Гусаровой Г.П. трудовой книжки не позволяло убедиться в прекращении ею трудовой деятельности с ММ.ГГГГ. Никем из истцов не были представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ. Отсутствовала информация из налоговых органов о наличии (отсутствии) у истцов имущества, подлежащего налогообложению.

Отсутствие данных документов не позволяло Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля объективно оценить имущественное положение заявителей.

Относительно доводов Гусаровой Г.П. об отсутствии у нее и членов ее семьи других доходов, кроме тех, информация о которых была представлена в учетный орган, а также имущества, подлежащего налогообложению, суд отмечает, что данные обстоятельства должны быть документально подтверждены, а именно: должны содержаться в официальных документах (налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ, справках из налоговых органов, других документах, характеризующих имущественное положение заявителей).

К пояснениям представителя истцов о возможности у Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля самостоятельно запросить необходимые документы суд относится критически, поскольку в силу положений Закона ЯО № 40-з орган учета проводит проверку полноты и достоверности сведений, представленных гражданином-заявителем, но не занимается первичным сбором необходимых документов.

Более того, в силу прямого указания закона, сбор документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, осуществляется заявителем самостоятельно (ст. 4 Закона ЯО от 27.06.2007 N 50-з "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В рассматриваемом случае при изучении представленных истцами документов органом учета была установлена неполнота представленной ими информации об имущественном положении, что повлекло принятие Территориальной администрацией Фрунзенского района мэрии г. Ярославля соответствующего решения.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд отмечает, что оспариваемое истцами распоряжение главы Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в пределах компетенции органа местного самоуправления, является законным и обоснованным, в связи с чем, права и законные интересы истцов не нарушает.

Суд соглашается с выводами данного распоряжения о предоставлении истцами неполного пакета документов, позволяющего сделать вывод об их малоимущности и нуждаемости в улучшении жилищных условий.

При этом, отмечает, что указанное обстоятельство не препятствует истцам повторно обратиться в Территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии г. Ярославля с заявлением о признании их малоимущими, представив необходимые доказательства.

Поскольку распоряжение главы Территориальной администрацией Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Гусаровой Г.П. и членам ее семьи в признании малоимущими и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» судом незаконным не признано, основания для признания истцов малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отсутствуют.

Более того, истцами заявлены требования о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с ГГГГ года.

Вместе с тем, сами понятия «малоимущие граждане» и «граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» были определены Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, до указанной даты граждане малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не признавались и в настоящее время признаваться не могут.

В силу ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В Едином списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии города Ярославля до ДД.ММ.ГГГГ, истцы не состоят. Постановка их на данный учет в настоящее время невозможна ввиду изменения законодательства (вступления в силу Жилищного кодекса РФ).

В связи с чем, истцы могут иметь право на постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по правилам Жилищного кодекса РФ (при документальном подтверждении указанного права). Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в данном случае производится с учетом времени подачи соответствующего заявления (ст. 4 Закона ЯО N 50-з "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", а не со времени фактического появления такой нуждаемости.

При таких обстоятельствах, у мэрии города Ярославля обязанность по предоставлению жилого помещения истцам не возникла, в связи с чем, основания для удовлетворения иска в указанной части также отсутствуют. Нереализованное по вине Ярославского радиозавода (государственного предприятия) право истцов на улучшение их жилищных условий не влечет возникновение обязанности по предоставлению истцам жилого помещения у органа местного самоуправления, поскольку обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений на условиях социального найма распространяется в отношении граждан, принятых на соответствующий учет органами местного самоуправления.

При этом, предоставление жилья должно производиться согласно существующей очередности, исходя из времени постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно информации Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля в Едином списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии города Ярославля до ДД.ММ.ГГГГ, значатся <данные изъяты> человек, признанных нуждающимися в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. – до признания Гусаровой Г.П. и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий ОРГАНИЗАЦИЯ1.

Таким образом, предоставлением истцам жилого помещения вопреки существующей очередности будут нарушены требования ст. 57 ЖК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Гусаровой Галине Павловне, Чинкову Борису Александровичу, Чинкову Александру Борисовичу в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

А.В.Мухин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200