дело по иску о признании нуждающимся в жилом помещении, решение вступило в законную силу 29.12.2011 года



Дело № 2-2979/2011

Изгот. ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

05 октября 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Дмитриевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козинского Алексея Леонидовича к мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, Управлению Министерства внутренних дел России по Ярославской области, Управлению Министерства внутренних дел России по г. Ярославлю, Правительству Ярославской области о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на соответствующий учет,

у с т а н о в и л :

Козинский А.Л. проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, а с ММ.ГГГГ по настоящее время в должности <данные изъяты>.

Жилья в г. Ярославле на праве собственности или социального найма Козинский А.Л. не имеет и проживает в жилых помещениях, снимаемых у других лиц. Так, в настоящее время Козинский А.Л. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение занимает на основании договора краткосрочного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с собственником данной квартиры – ФИО1. Срок действия данного договора сторонами определен до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Основания, необходимые для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.

Для реализации предусмотренного законом права на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий Козинский А.Л. обратился с заявлениями о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в мэрию г. Ярославля и Территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля.

Однако, Территориальной администрацией в признании Козинского А.Л. нуждающимся в жилом помещении было отказано (письмо от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 8). Основанием для отказа в данном случае послужил вывод органа местного самоуправления о не предоставлении заявителем полного пакета документов, необходимого для постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях (ст. 4 Закона Ярославской области № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»), а именно – документов, подтверждающих его регистрацию по месту жительства в г. Ярославле, и характеризующих его жилищные условия по месту данной регистрации.

Мэрией г. Ярославля (письмо от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 10) Козинскому А.Л. также было отказано в признании за ним права на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку регистрации по месту жительства в г. Ярославле он не имеет, а зарегистрирован в <адрес>.

Считая данные отказы незаконными, Козинский А.Л., в лице своего представителя Мардашова В.М., обратился в суд с иском к мэрии г. Ярославля и Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также возложении на Территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля обязанности по постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Впоследствии, Козинский А.Л., в лице своего представителя Мардашова В.М., исковые требования о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет расширил, предъявив их также к УМВД России по г. Ярославлю, УМВД России по Ярославской области и Правительству Ярославской области. Расширенные исковые требования мотивировал положениями ст. 44 ФЗ «О полиции».

В судебное заседание Козинский А.Л. не явился, доверив представление свои интересов в суде Мардашову В.М., о времени и месте судебного заседания извещен.

Представитель истца - Мардашов В.М., действующий на основании доверенности, исковые требования Козинского А.Л. поддержал согласно доводам, приведенным в исковом заявлении, полагает, что, являясь сотрудником органов внутренних дел, Козинский А.Л. имеет право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от наличия у него регистрации по месту жительства в указанном населенном пункте.

Представитель ответчиков: мэрии г. Ярославля и Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля – Фролова Е.А., действующая на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований Козинского А.Л. возражала, указав, что Жилищный кодекс РФ устанавливает единые правила для признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма по месту их жительства, подтвержденному соответствующей регистрацией. Род деятельности граждан в данном случае правового значения не имеет. Отметила также, что вступившим в законную силу ФЗ «О полиции» не предусмотрено право сотрудников полиции, в том числе – участковых уполномоченных, на предоставление им жилых помещений на условиях социального найма. В связи с чем, органы муниципального образования не обязаны вести учет нуждаемости указанных лиц в улучшении жилищных условий, поскольку их полномочия ограничиваются ведением учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма.

Представители ответчиков: УМВД России по Ярославской области – Лебедев А.С. и УМВД России по г. Ярославлю – Трусильников А.С., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований Козинского А.Л., предъявленных к данным организациям, возражали. Отметили, что вступивший в законную силу с 01.03.2011 г. ФЗ «О полиции» не предусматривает механизм реализации жилищных прав сотрудников полиции. При этом, в настоящее время ни на УМВД России по Ярославской области, ни на УМВД России по г. Ярославлю обязанность по ведению учета нуждаемости своих сотрудников в улучшении жилищных условий ни законом, ни иным нормативным правовым актом не возложена.

Ответчик - Правительство Ярославской области - явку своего представителя в суд не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено. Правовая позиция указанного ответчика относительно рассматриваемого спора изложена в отзыве на иск, представленном в материалы дела (л.д. 29-30).

В связи с чем, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Козинского А.Л., в связи с чем, отказывает в их удовлетворении.

Истец просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на соответствующий учет в Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля.

Согласно ст. 52 ЖК РФ орган местного самоуправления ведет учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма.

Ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на иных условиях, органом местного самоуправления, в силу положений ЖК РФ, не осуществляется.

Основания, необходимые для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.

Суд отмечает, что Козинский А.Л. отвечает требованиям нуждаемости в улучшении жилищных условий по правилам п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как лицо, не имеющее жилья в г. Ярославле на праве собственности или социального найма.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ определенным федеральным законом категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из смысла ст. 49 ЖК РФ, законом определены две категории граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма: малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, а также иные категории граждан, определенные законодательством РФ, признанные нуждающимися в жилых помещениях.

Козинский А.Л. является сотрудником полиции, соответственно, имеет право на предоставление ему жилого помещения не только по основаниям Жилищного кодекса РФ, но и в соответствии с ФЗ «О полиции».

Между тем, в силу ст. 44 ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, предоставление сотрудникам органов внутренних дел жилых помещений на условиях социального найма ФЗ «О полиции» не предусмотрено.

Не предусмотрена такая возможность и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 247-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2012 года.

Поскольку Козинский А.Л., как сотрудник полиции, права на предоставление ему жилого помещения на условиях социального найма не имеет, то может претендовать на предоставление ему жилого помещения на условиях социального найма по общим основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.

В силу ст. 1 Закона Ярославской области № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории Ярославской области. При этом, факт постоянного или преимущественного проживания на территории Ярославской области данных граждан подтверждается сведениями об их регистрации по месту жительства.

Кроме того, постановка гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится при обращении гражданина с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления и предоставлении им необходимых документов, предусмотренных ст. 4 Закона ЯО № 50-з, характеризующих жилищные условия заявителя по месту его постоянного или преимущественного проживания в г. Ярославле, а также его имущественное положение.

Истцом указанные документы в материалы дела не представлены. Договор краткосрочного найма жилого помещения документом, подтверждающим факт постоянного или преимущественного проживания Козинского А.Л. в г. Ярославле, не является. В связи с чем, основания для признания истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма отсутствуют.

Относительно требований истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании положений ФЗ «О полиции», предъявленных к УМВД России по г. Ярославлю, УМВД России по Ярославской области и Правительству Ярославской области суд отмечает следующее.

Согласно ст. 44 ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений ст.ст. 4, 5 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 247-ФЗ, вступающего в силу с 01.01.2012 года, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, а также предоставления жилого помещения в собственность должны определяться Правительством Российской Федерации.

На момент принятия судом решения такой порядок Правительством РФ не разработан. Соответственно, у УМВД России по г. Ярославлю, УМВД России по Ярославской области, Правительства Ярославской области в настоящее время отсутствует установленная законом обязанность по признанию участкового уполномоченного полиции Козинского А.Л. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Козинскому Алексею Леонидовичу в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

А.В. Мухин