дело по заявлению о признании незаконным решения избирательной комиссии, решение вступило в законную силу 29.02.2012 года



Дело № 2-963/12

Изг. ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

21 февраля 2012 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,

при секретаре Билат С.Л.,

с участием прокурора Захаровой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зубкова Владимира Владимировича о признании незаконным решения Избирательной комиссии г. Ярославля об отказе в регистрации кандидатом на должность мэра города Ярославля,

у с т а н о в и л:

Зубков В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии г. Ярославля об отказе в регистрации кандидатом на должность мэра города Ярославля, в заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность мэра города Ярославля согласно подпункту «д» п. 8.1 ст. 50 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области». Официальной причиной отказа послужили 2158 недостоверных и недействительных подписей из 10055 ранее представленных. Считает, что решение избирательной комиссии является незаконным, подлежит отмене, а заявитель должен быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность мэра города Ярославля, выдвинутого от ЯРО РОДП «Яблоко». Данное решение принято с нарушением закона, в частности, заявитель не был приглашен присутствовать на проверку подписей в нарушение п. 1 ст. 48 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области». Считает, что избирательная комиссия использовала процедуру проверки подписей для отсеивания неугодных кандидатов в интересах одного из кандидатов ФИО1 Таким образом, избирательная комиссия злоупотребила своим правом при проверке подписей с целью уменьшить число зарегистрированных кандидатов в мэры города Ярославля, чтобы облегчить возможность выиграть выборы нужному кандидату. При этом кандидат ФИО1 представил почти все подписи, собранные с нарушением закона. Просит отменить решение избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Зубкову В.В. в регистрации кандидатом на должность мэра города Ярославля, обязать Избирательную комиссию города Ярославля зарегистрировать Зубкова В.В. кандидатом на должность мэра города Ярославля, выдвинутого политической партией ЯРО РОДП «Яблоко».

В судебном заседании Зубков В.В. поддержал доводы, изложенные в заявлении, дал пояснения, аналогичные тексту заявления. Дополнительно указал, что информация о численности избирателей является недостоверной, поскольку представлена из ненадлежащего источника. Также Избирательной комиссией нарушена процедура проверки подписных листов, поскольку не были подвергнуты проверке около 100 подписных листов, которые были утеряны (около 450-475 подписей избирателей). Подлежащие проверке подписные листы в нарушение порядка были представлены без упаковки в ЭКЦ УМВД России по Ярославской области, о чем указано в заключении специалистов указанной организации. При этом выводы экспертов ЭКЦ УМВД России по Ярославской области о недостоверности 490 подписей носят вероятностный характер. 298 подписей признано недействительными в связи с отсутствием в адресе наименования субъекта РФ – Ярославской области, однако это не влечет их недействительность, поскольку указания на г. Ярославль достаточно. Также подписи, имеющие исправления, должны быть признаны действительными, поскольку внесенные исправления могли быть внесены третьими лицами в период направления подписных листов ЭКЦ УМВД России по Ярославской области, а также в связи с тем, что к подписным листам имели доступ не только члены рабочей группы по проверке подписей.

Представители Избирательной комиссии города Ярославля по доверенностям Юдин Г.Н. и Гущина А.А. доводы, изложенные в заявлении, не признали, пояснили, что кандидатом были представлены 2024 подписных листа, содержащих 10055 подписей избирателей. В результате проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность мэра города Ярославля Зубкова В.В. из 10055 подписей недостоверными и недействительными было признано 2158 подписей, в том числе: 490 признаны недостоверными по заключениям специалистов ЭКЦ УМВД России по Ярославской области; 1668 признаны недействительными в результате визуальной проверки членами избирательной комиссии города Ярославля. При этом, количество достоверных подписей составляло 7897 подписей, что в силу пункта 2 статьи 47 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» свидетельствует о недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, т.е. менее 9533 подписей избирателей (2% от 476668 избирателей по муниципальному образованию). Количество недостающих подписей составило 1636 подписей, что явилось основанием для отказа в регистрации кандидата на должность мэра города Ярославля Зубкова В.В. В части доводов Зубкова В.В. о том, что его не пригласили на проверку подписей, указали, что при сдаче подписных листов ДД.ММ.ГГГГ Зубков В.В. был предупрежден о начале проверки подписных листов с момента их сдачи, при этом Зубковым В.В. также ДД.ММ.ГГГГ был подписан итоговый протокол проверки подписных листов.

В судебном заседании свидетель ФИО2 пояснил, что участвовал в проверке подписных листов кандидата на должность мэра города Ярославля Зубкова В.В., указал, что при визуальной проверке подписных листов, были выявлены нарушения, которые привели к признанию подписей избирателей в количестве около 1600 недействительными, т.к. неправильно были указаны адреса места жительства, неправильные данные по избирателям, имелись ошибки, исправления. Подписные листы всех кандидатов проверялись экспертами ЭКЦ УМВД России в здании комиссии, в ЭКЦ подписные листы не направлялись. Хранились подписные листы в сейфе, что исключало доступ посторонних лиц. При представлении подписных листов кандидатам разъяснялось, что они могут присутствовать при проверке подписных листов. ДД.ММ.ГГГГ, когда Зубков В.В. знакомился с результатами проверки, ему представлялись подписные листы, в которых подписи избирателей были признаны недействительными, также он был ознакомлен с экспертными заключениями, согласно которым подписи избирателей были признаны недостоверными, просил сделать их ксерокопию. В части количества подписей в подписных листах могла быть путаница с погрешностью 1-2 листа, но не в сторону увеличения количества подписных листов. Также указал, что лично проверил 2 пачки подписных листов кандидата Зубкова В.В., и выявленные нарушения в подписях избирателей объективно в них содержатся.

Допрошенный в качестве специалиста ФИО3 в судебном заседании пояснил, что участвовал в почерковедческом исследовании подписей избирателей в поддержку кандидата Зубкова В.В. Им было установлено, что при сравнении подписей, часть из них была выполнена одним и тем же лицом. Выводы носят вероятностный характер, но основываются на непосредственном сравнительном анализе, который дает основания к таким выводам. Также указал, что папки с подписями избирателей ему выдавали сотрудники избирательной комиссии, проверка осуществлялась в здании избирательной комиссии. Указание в заключении о том, что папки с подписями поступили в ЭКЦ УМВД России по Ярославской области, связано с поступившим обращением из избирательной комиссии на его направление и указано в заключении. В папке № 3, где содержались подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата Зубкова В.В., имелись 200 листов, указание в заключении на наличие в папке 300 листов является технической ошибкой. Кроме того, количество листов в папке сравнивалось с итоговым протоколом сбора подписей кандидата Зубкова В.В., где также указано наличии подписных листов в количестве 200 штук.

Заинтересованное лицо – Избирательная комиссия Ярославской области, извещенное надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав заявителя, представителей заинтересованного лица, свидетеля, специалиста, заключение прокурора, полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления, суд считает, что заявление Зубкова В.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 Закона Ярославской области от 02.06.2003 N 27-з (ред. от 28.11.2011) "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" выборы в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", других федеральных законов, Устава Ярославской области, настоящего Закона и других законов Ярославской области, уставов муниципальных образований.

Согласно ст. 47 Закона Ярославской области от 02.06.2003 N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования Ярославской области должно быть собрано в порядке, установленном настоящим Законом, два процента подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования Ярославской области, независимо от того, кто является инициатором выдвижения, но не может быть менее 10 подписей.

Решением Избирательной комиссии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ отказано Зубкову В.В. в регистрации кандидатом на должность мэра города Ярославля.

Основанием к отказу в регистрации явилось признание недостоверными и недействительными 2158 подписей в поддержку кандидата из 10055 представленных. При этом, число достоверных подписей составило 7897 подписей, что в силу пункта 2 ст. 47 Закона Ярославской области от 02.06.2003 N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" свидетельствует о недостаточном количестве представленных достоверных подписей избирателей и является основанием для отказа в регистрации кандидата на должность мэра города Ярославля.

По сведениям о численности избирателей, зарегистрированных на территории города Ярославля, их количество составляет 476668 человек, т.е. минимально необходимое количество подписей в поддержку кандидата должно составлять 9533 подписи.

Доводы заявителя об ином количестве избирателей, зарегистрированных на территории города Ярославля, не подтверждены какими-либо доказательствами.

При этом судом учитывается, что учет избирателей, проживающих на территории муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района (Постановление Центризбиркома РФ от 06.11.1997 N 134/973-II "О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации").

В избирательную комиссию сведения о численности избирателей поступили письмом от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.17) из мэрии города Ярославля, за подписью заместителя мэра города ФИО4, в связи с чем, доводы о поступлении информации из ненадлежащего источника также представляются не обоснованными.

Как установлено судом на основании подтверждения о приеме для регистрации кандидата на должность мэра города Ярославля, ДД.ММ.ГГГГ Зубковым В.В. представлены в Избирательную комиссию города Ярославля подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на должность мэра города Ярославля на 2034 листах, о сдаче документов Зубковым В.В. поставлена на вышеуказанном документе подпись (л.д.20).

В силу положений п. 16 ст. 37 вышеупомянутого федерального закона подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.

При этом, в протоколе об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность мэра города Ярославля, Зубковым В.В. также указано о наличии 2034 подписных листов (л.д.21)

Доводы Зубкова В.В. о том, что в Избирательную комиссию было представлено на 100 подписных листов больше заявленного количества, опровергаются собственноручно подписанными Зубковым В.В. вышеуказанными документами.

Ссылки заявителя о том, что на папках подписных листов отсутствует его подпись под итоговым числом листов в каждой папке, представляются необоснованными, поскольку требований об обязательном проставлении подписи кандидата на папках, где сшиты подписные листы, закон не содержит.

Кроме того, доводы о том, что экспертом ЭКЦ УМВД России по Ярославской области ФИО3 в заключении отражено в папке № 3 – 300 листов, а в наличии суду представлено только 200 листов, опровергаются пояснениями указанного эксперта, данными в судебном заседании о допущенной технической ошибке.

Доказательств представления в Избирательную комиссию города Ярославля большего количества подписных листов, а соответственно и большего количества подписей избирателей Зубковым В.В. суду не представлено.

Таким образом, суд считает установленным, что Зубковым В.В. представлено 2034 подписных листа, содержащих 10055 подписей избирателей в его поддержку.

Представляются необоснованными доводы заявителя о том, что к проверке подписей избирателей были допущены иные лица, которые, в том числе, могли внести исправления в подписные листы, которые впоследствии были признаны недействительными.

К указанному выводу суд приходит в виду следующего.

Для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников ее аппарата и членов нижестоящих избирательных комиссий (ст. 48 Закона ЯО от 02.06.2003 N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области").

Так, решением Избирательной комиссии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав рабочей группы по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность мэра города Ярославля.

Согласно приложению к вышеуказанному решению количество членов рабочей группы составляет 12 человек.

Пояснения свидетеля ФИО2 о том, что папки с подписными листами переносились сотрудниками избирательной комиссии, не свидетельствуют о том, что к проверке подписей избирателей были допущены лица, не являющиеся членами рабочей группы по проверке подписей.

Согласно п. 6 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке кандидат должен извещаться.

Аналогичная норма содержится и в ст. 48 вышеназванного закона Ярославской области, согласно которой, при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей.

При этом заслуживают внимание доводы заявителя, не опровергнутые письменными доказательствами, о не уведомлении кандидата Зубкова В.В. о проведении проверки подписей в виде направления в его адрес надлежащего извещения.

Вместе с тем, оснований считать, что это обстоятельство повлекло нарушение прав заявителя и повлияло на правильность принятого решения, у суда не имеется.

Так, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, член рабочей группы по проверке подписей ФИО2 пояснил, что при приеме папок с подписными листами всем кандидатам разъяснялось, что на следующий день начинается их проверка, все кандидаты имели возможность лично или через представителей участвовать в проверке. При подписании итогового протокола проверки подписных листов ДД.ММ.ГГГГ Зубкову В.В. были представлены заключения специалистов о признании подписей недостоверными, а также папки с подписными листами, содержащими закладки о признанных недействительными подписей избирателей.

В силу ст. 48 вышеназванного Закона Ярославской области по результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В соответствии со ст. 48 вышеназванного закона Ярославской области, а также ст. 38 вышеуказанного федерального закона недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке.

В соответствии с заключениями экспертов отдела ЭКЦ УМВД России по Ярославской области ФИО5 ФИО3 ФИО6, ФИО7 (л.д.49-60) 490 подписей избирателей в поддержку кандидата Зубкова В.В. признаны недостоверными.

Допрошенный в качестве специалиста ФИО3 пояснил, что к выводам о недостоверности подписей избирателей, последний пришел на основании сравнительного анализа подписей выполненных на подписных листах, при этом подписи сравнивались как между собой, так и с почерками лиц, заполнивших бланки подписных листов. В результате исследования установлено, что подписи, указанные в таблицах № 1-4 могли быть выполнены как одними и теми же лицами, так и лицами, заполнившими бланки подписных листов.

В части доводов заявителя о вероятностном характере выводов экспертов, судом отмечается, что данные выводы представляют собой обоснованное предположение эксперта об устанавливаемом факте, вероятностный вывод не свидетельствует о его недостоверности.

Оснований не доверять выводам экспертов у суда не имеется, поскольку указанные лица являются специалистами в области почерковедческого исследования и непосредственным образом исследовали подписи избирателей, проводя их сравнительный анализ.

Позиция заявителя о том, что при недостоверности подписей, выполненных одним и тем же избирателем, либо сборщиком подписей, хотя бы одна из них могла быть учтена в числе действительных, противоречит положениям ст. 48 вышеназванного закона Ярославской области, а также ст. 38 вышеназванного федерального закона.

При этом судом отмечается, что при таких обстоятельствах достоверно установить, кем из этих лиц выполнена подпись, не представляется возможным, в связи с чем, все подписи признаются недостоверными.

Согласно данным ведомости проверки подписных листов (л.д.22-50) 1668 подписей избирателей признаны недействительными, в связи с не полностью указанными сведениями в части даты рождения сборщика подписей; исправлениями в дате рождения сборщика подписей, не указанием в адресе избирателей названия области, исправлениями в сведениях избирателей, отсутствием тех или иных сведений, обязательных в силу закона.

В соответствии с п.п. 6,10, 12 ст. 47 Закона Ярославской области от 02.06.2003 N 27-з (ред. от 28.11.2011) "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования Ярославской области изготавливаются и оформляются по формам, установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Избиратель ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

В соответствии с п. 5 ст. 48 Закона Ярославской области от 02.06.2003 N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" недействительными признаются: подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.

Заявителем указывается, что внесенные исправления в подписные листы могли быть внесены посторонними лицами, имеющими доступ к подписным листам, что представляется не обоснованным по вышеизложенным обстоятельствам.

Доводы Зубкова В.В. о том, что подписи избирателей при отсутствии в сведениях о месте жительства которых указания на название субъекта РФ – Ярославской области, должны быть признаны достоверными, представляются также необоснованными.

Согласно п. 11 ст. ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратель указывает в подписном листе в числе необходимых сведений адрес места жительства.

В силу п. 5 ст. 2 вышеназванного федерального закона адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, указание на название субъекта РФ, даже при одновременном указании на наименование города в рамках соблюдения требований закона, является обязательным.

Оснований считать, что в документах, удостоверяющих личность данных граждан (паспортах), при указании адреса их места жительства отсутствовало упоминание о конкретном субъекте РФ – Ярославской области у суда не имеется. Доказательств обратному заявителем суду не представлено.

Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

Оснований считать, что при отказе Зубкову В.В. в регистрации кандидатом на должность мэра города Ярославля Избирательной комиссией города Ярославля были допущены нарушения требований закона, повлекшие нарушение прав заявителя, у суда не имеется.

Согласно п. 11 ст.48 Закона Ярославской области № 27-з кандидат, список кандидатов не регистрируется, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.

В соответствии с подп. «д» п.8.1 ст.50 Закона Ярославской области № 27-з недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Решение Избирательной комиссии города Ярославля принято в соответствии с указанными нормами закона и не подлежит отмене.

Суд не оценивает доводы заявителя о допущенных нарушениях при сборе и проверке подписей в поддержку кандидата на должность мэра города Ярославля ФИО1., как не относящиеся к предмету рассматриваемого дела, поскольку в данном случае Зубковым В.В. реализуется свое право на обжалование решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на должность мэра города Ярославля, принятого в отношении заявителя.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Зубкова Владимира Владимировича отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 5 дней со дня принятия с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья                                     О.Н. Моисеева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200