Дело № 2-540/2012
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 19 марта 2012 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Дмитриевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, Воронцову Евгению Владимировичу, Кузьменкову Олегу Олеговичу, Копылову Андрею Николаевичу, Виноградову Сергею Александровичу о признании незаконным разрешения на строительство,
у с т а н о в и л :
Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ гражданам Воронцову Е.В., Виноградову С.А., Копылову А.Н. и Кузьменкову О.О. выдано разрешение № на строительство блокированного 4-квартирного жилого дома со встроенными гаражами с инженерными коммуникациями на земельном участке площадью 1456 кв.м. в районе <адрес>.
Прокурор Кировского района города Ярославля обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, Воронцову Евгению Владимировичу, Кузьменкову Олегу Олеговичу, Копылову Андрею Николаевичу, Виноградову Сергею Александровичу о признании указанного разрешения на строительство незаконным.
По мнению истца, данное разрешение выдано органом местного самоуправления с нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Так, постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №, принятым во исполнение положений Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ и Закона Ярославской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» № 25-з, утвержден проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля.
Согласно данному постановлению территория, на которой планируется осуществить строительство жилого дома, находится в границе территории объекта всемирного наследия ЮНЕСКО (О.Ю.2).
Постановлением установлены режимы использования земель и градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля.
Согласно п. 3.1 раздела 3 постановления, определяющего режим использования земель, в границах территории объекта всемирного наследия О.Ю.2 запрещается строительство новых зданий, строений, сооружений, объектов инженерно-транспортных коммуникаций.
В связи с чем, по мнению прокурора, на территории, прилегающей к дому <адрес> запрещено какое-либо строительство, кроме проведения работ в порядке регенерации историко-градостроительной среды. При этом, на земельном участке, предоставленном для строительства, какие-либо объекты, требующие регенерации, отсутствуют.
В судебном заседании представитель прокурора Кировского района г. Ярославля – Ерохин Я.С. исковые требования прокурора поддержал согласно доводам, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков: Воронцова Е.В., Виноградова С.А., Копылова А.Н., Кузьменкова О.О. – Шокина М.С. против удовлетворения исковых требований прокурора возражала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на иск, представленном в материалы дела.
Представители ответчиков: мэрии г. Ярославля – Алексеева Д.Д., Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля – Алексеева Д.Д., Головкина Н.П., Островская О.Д., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований прокурора также возражали, указав на законность оспариваемого прокурором разрешения на строительство. Правовая позиция указанных ответчиков относительно рассматриваемого спора изложена в отзывах на иск, представленных в материалах дела.
Третье лицо – Правительство Ярославской области – явку своего представителя в суд не обеспечило, представило отзыв на иск, в котором указало на необоснованность своего привлечения к участию в деле, поскольку уполномоченным органом в сфере реализации на территории Ярославской области государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия выступает самостоятельный орган исполнительной власти Ярославской области - Департамент культуры Ярославской области.
Представитель Департамента культуры Ярославской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, – Субботина Е.Н. исковые требования прокурора о признании незаконным разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля Воронцову Е.В., Виноградову С.А., Копылову А.Н., Кузьменкову О.О., поддержала. Вместе с тем, возможность нового строительства в зоне О.Ю.2 территории объекта всемирного наследия не отрицала, указав, что такое строительство может производиться в соответствии с предельными параметрами высот и при условии сохранения характеристик исторической среды. В силу положений Федерального закона № 73-ФЗ, осуществление проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия, либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия, осуществляется по согласованию с Департаментом культуры области. Однако, проектная документация на строительство блокированного 4-квартирного жилого дома со встроенными гаражами с инженерными коммуникациями на земельном участке площадью 1456 кв.м. в районе <адрес> в Департамент культуры области для согласования не предоставлялась. В связи с чем, оценить соблюдение требований законодательства об объектах культурного наследия в части соблюдения норм, предусмотренных Проектом зон охраны, не представляется возможным.
Кроме того, отметила, что в силу ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации. Строительство предполагается на территории, непосредственно связанной с земельными участками в границах объектов культурного наследия федерального значения (по адресам: <адрес>), выявленного объекта культурного наследия (<адрес>).
По мнению Департамента культуры Ярославской области, отсутствие согласования проектной документации Департаментом культуры, отсутствие в проектной документации раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, расположенных на территориях, непосредственно связанных с земельным участком, подлежащим хозяйственному освоению, является нарушением требований государственной охраны объектов культурного наследия.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного прокурором требования, в связи с чем, отказывает в его удовлетворении.
При принятии решения суд руководствуется следующими обстоятельствами.
Приказом Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ № 418/339 от 29.07.2010 года «Об утверждении перечня исторических поселений» город Ярославль включен в перечень исторических поселений.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
Согласно ч. 3 ст. 60 указанного Федерального закона особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется посредством проведения под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия и органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и включает в себя разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.
В силу положений ст.ст. 33, 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ограничения на использование земельных участков, находящихся в зонах охраны объекта культурного наследия.
Режимы использования земель и градостроительные регламенты зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля утверждены постановлением Правительства ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области».
В соответствии с указанным нормативным правовым актом земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах территории объекта всемирного наследия (подзона О.Ю.2), квартал 15.
Режим содержания территории объекта всемирного наследия в подзонеО.Ю.2 запрещает строительство новых зданий, строений, сооружений, объектов инженерно-транспортных коммуникаций, кроме оговоренных в регламенте в порядке регенерации историко-градостроительной среды.
При этом, допускается регенерация историко-градостроительной среды в соответствии с предельными параметрами высот и при условии сохранения следующих характеристик исторической среды:
- принципы организации уличного фронта: без разрывов либо с разрывами (в среднем 6 - 15 метров); с курдонерами и садами; с прозрачными оградами между домами по красной линии;
- принцип организации внутриквартального пространства квартала;
- процент застройки территории квартала - не более 50;
- длина зданий по уличному фронту до 50 м;
- композиционные принципы формирования архитектуры зданий: фоновый характер архитектуры, простые обобщенные формы зданий, плавная линия силуэта, скатные крыши с уклоном менее 30 градусов;
- композиционные принципы формирования лицевых фасадов: преобладание плоскости стены над проемами; преобладающий материал стен и кровли - кирпич (в том числе оштукатуренный), камень, кровельное железо.
Согласно определению, приведенному в разделе 2 «Основные понятия и определения) Проекта зон охраны, регенерацией историко-градостроительной среды, в частности, является восстановление методами строительства утраченных ценных качеств исторической среды: элементов планировочной и объемно-пространственной структуры, композиционных принципов, стилевых характеристик, построек.
Таким образом, в зоне О.Ю.2 территории объекта всемирного наследия регенерация историко-градостроительной среды возможна в соответствии с предельными параметрами высот и при условии сохранения характеристик исторической среды.
Более того, в силу положений главы 1 раздела 2 Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля проекты, согласованные органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия, до утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Ярославля постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области", могут реализовываться в соответствии с согласованными параметрами. Перечень указанных проектов установлен настоящим проектом зон охраны.
Разделом 4 Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля в числе таких проектов указан проект здания по <адрес>, согласованный письмом Росохранкультуры от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из материалов дела (л.д. 38-40), соответствующее согласование Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия получил эскизный проект реконструкции квартала № в <адрес>, разработанный ОРГАНИЗАЦИЯ1, предусматривающий строительство на <адрес> четырехквартирного двухэтажного сблокированного жилого дома.
С учетом изложенного, довод истца о невозможности нового строительства на территории в районе дома <адрес> является несостоятельным.
Более того, суд отмечает, что ответчики Воронцов Е.В., Виноградов С.А., Копылов А.Н. и Кузьменков О.О. являются сособственниками земельного участка общей площадью 1 456 кв.м. по адресу: <адрес> в равных долях, а также жилого дома общей площадью 54,9 кв.м. по тому же адресу. Указанный дом к памятникам истории и культуры не относится и подлежит сносу. При этом, новое строительство ответчиками планируется осуществить на месте нахождения их старого дома.
Письмом Департамента культуры и туризма Администрации Ярославской области (в настоящее время – Департамент культуры Ярославской области) № от ДД.ММ.ГГГГ также было согласовано проектирование двухэтажного блокированного жилого дома на месте дома <адрес> с представлением впоследствии на рассмотрение эскизной стадии проекта и проведением археологических полевых работ на предполагаемой территории застройки (л.д. 41).
Согласно решению Малого совета Ярославского областного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах территории объекта археологического наследия регионального значения «Культурный слой города Ярославля. 11-17 вв.».
В связи с чем, ответчиками Воронцовым Е.В., Виноградовым С.А., Копыловым А.Н. и Кузьменковым О.О. в ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте культуры Ярославской области было получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в виде проведения археологических исследований, подготовки территории к строительству.
Выполнение данных работ принято Департаментом культуры Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим актом.
Во исполнение письма Департамента культуры и туризма Администрации Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ ответчики Воронцов Е.В., Виноградов С.А., Копылов А.Н., Кузьменков О.О. неоднократно представляли в Департамент культуры Ярославской области на рассмотрение и согласование проектную документацию объекта по адресу: <адрес> (письма № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем, Департамент культуры Ярославской области письмами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ отказывал ответчикам в принятии проектной документации на рассмотрение, указывая, что это не входит в компетенцию Департамента.
Указанное обстоятельство опровергает довод представителя Департамента культуры ЯО о необходимости согласования в рассматриваемом случае проектной документации объекта по адресу: <адрес> в Департаменте культуры Ярославской области.
При этом, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было указано на необходимость обращения по вопросу согласования проекта дома по <адрес> в Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, что ответчиками было исполнено.
По результатам рассмотрения Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля заявления о выдаче разрешения на строительства объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ ответчикам Воронцову Е.В., Виноградову С.А., Копылову А.Н., Кузьменкову О.О. выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство блокированного 4-квартирного жилого дома со встроенными гаражами с инженерными коммуникациями на земельном участке площадью 1456 кв.м. в районе <адрес>.
Суд отмечает, что по своему характеру оспариваемое прокурором разрешение на строительство, выданное Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, является ненормативным правовым актом, поскольку содержит властное предписание и влечет возникновение соответствующих прав и обязанностей у лиц, к которым обращено.
Статьями 12, 13 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем признания недействительным правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иным правовым актам и нарушающего гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Таким образом, признание правового акта недействительным возможно при наличии двух условий: незаконности правового акта и нарушения указанным правовым актом прав и охраняемых законом интересов гражданина (организации). Отсутствие одного из указанных условий признание правового акта недействительным не влечет.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, если указанным решением нарушены их права и свободы. К решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд не усматривает несоответствия разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, законам или иным нормативным правовым актам.
Указанное разрешение на строительство выдано компетентным органом, в пределах имеющихся у него полномочий (п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, п. 3.12 Положения о Департаменте архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля № 222 от 20.03.2006 г.).
Вопросы выдачи разрешения на строительство регламентированы ст. 51 ГрК РФ.
Согласно указанной правовой норме застройщик обращается в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставление следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
При этом, согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации в отношении жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки не проводится.
В силу ч. 6 ст. 49 ГрК РФ не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей.
Все документы, необходимые для получения разрешения на строительство, ответчиками были представлены, что подтверждается заявлением о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать от застройщика иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи.
В связи с чем, довод представителя Департамента культуры ЯО о необходимости предоставления ответчиками для получения разрешения на строительство проекта проведения строительных работ, получившего положительное заключение государственной экспертизы проектной документации является необоснованным.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 ГрК РФ).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
Поскольку указанные обстоятельства отсутствовали, у Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля отсутствовали основания для отказа ответчикам Воронцову Е.В., Виноградову С.А., Копылову А.Н., Кузьменкову О.О. в выдаче разрешения на строительство.
Ссылку представителя Департамента культуры Ярославской области на положения ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ, согласно которым в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации суд считает несостоятельной, поскольку на земельном участке, предусмотренном для строительства блокированного 4-квартирного жилого дома со встроенными гаражами с инженерными коммуникациями в районе <адрес> объекты культурного наследия, включенные в реестр, либо выявленные объекты культурного наследия (за исключением культурного слоя г. Ярославля 11-17 вв., к сохранению которого приняты необходимые меры) отсутствуют.
Кроме того, суд отмечает, что одним из оснований признания ненормативного правового акта недействительным согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ является установление судом нарушения прав и законных интересов гражданина.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом не установлено нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в результате выдачи Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля разрешения № на строительство блокированного 4-квартирного жилого дома со встроенными гаражами с инженерными коммуникациями на земельном участке площадью 1456 кв.м. в районе <адрес>, поскольку сама по себе выдача разрешения на строительство (без негативных от этого последствий) не нарушает права и свободы других граждан; не создает препятствия к осуществлению гражданами своих прав и свобод; не возлагает на них какую-либо незаконную обязанность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Прокурору Кировского района города Ярославля в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | А.В. Мухин |