Дело № 2-991/2012
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 20 апреля 2012 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Гордеевой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой Риты Сергеевны к Департаменту строительства Ярославской области, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, территориальной администрации Кировского района мэрии г.Ярославля о внесении изменений в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год,
У С Т А Н О В И Л :
Казакова Р.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства Ярославской области, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля, в котором просит признать незаконными действия ответчиков по включению ее в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год, обязать Департамент строительства Ярославской области выдать ей жилищный сертификат в первую очередь в ... году.
В ходе рассмотрения дела Казакова Р.С. исковые требования уточнила, просила возложить на Департамент строительства Ярославской области обязанность внести изменения в список граждан-участников подпрограммы на ... год по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», указав ее в очереди в данном списке в категории «Инвалиды I, II групп» после ФИО1.
Исковые требования мотивировала тем, что она прибыла в НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ1 из РЕГИОНА1 в ... году. Стаж ее работы на Крайнем Севере составляет 30 лет. Решением территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С момента переезда в НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ1 и до настоящего времени на основании договора найма жилого помещения проживает в квартире, принадлежащей ФИО2, личного жилья у нее нет. Ее включили в сводный список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера. Однако, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ она является инвалидом II группы, о чем в ... года представила справку в территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля, ее поставили в список граждан-участников подпрограммы на ... год в категорию «пенсионеры» без учета инвалидности.
С учетом предмета спора судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Шалунин А.А., Гущина А.Н., Гречкова В.К., Остроушко С.Н.
В судебном заседании истец Казакова Р.С. исковые требования поддержала, доводы искового заявления подтвердила. Дополнительно указала, что она представила справку об инвалидности в территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля в ... года, при этом ей пояснили, что данное обстоятельство не влечет каких-либо правовых последствий.
Представитель ответчика Департамента строительства Ярославской области по доверенности Чежина О.П. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указано следующее. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году. Для включения в такой список граждане-участники подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляют в орган местного самоуправления заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат с разбивкой по категориям. На момент формирования списка граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в ... году, действовала первоначальная редакция ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закона №125-ФЗ), предусматривающая отнесение инвалидов I и II групп ко второй очереди обеспечения жильем. При формировании сводного списка по области департамент строительства руководствуется информацией, представленной органами местного самоуправления. Согласно представленным мэрией г. Ярославля спискам Казакова Р.С. значится в третьей очереди (пенсионеры). На момент формирования списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году (на ДД.ММ.ГГГГ), истец не обладала правом получения жилищного сертификата во вторую очередь как инвалид II группы, указанное право возникло у истца только при формировании списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году. До поступления документов из суда департамент не располагал данными о том, что Казакова Р.С. является инвалидом II группы. В случае своевременного представления достоверных сведений органами местного самоуправления Казакова Р.С. была бы включена во вторую очередь списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году. Список получателей государственных жилищных сертификатов на ... год сформирован, Казакова Р.С. включена в него под №6 по III очереди (пенсионер). Постановление Правительства от 21.03.2006 года №153 не предусматривает возможность корректировки органами государственной власти субъектов РФ утвержденного списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, и список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в текущем году. Удовлетворение требований истца нарушит права граждан, которые были признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее Казаковой Р.С. и включены в список получателей государственных жилищных сертификатов ранее нее.
Представитель ответчика Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля по доверенности Фрольцова Е.Е. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Учетное дело Казаковой Р.С. находится в территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля. На основании сформированного администрацией района списка, поступившего в департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ, департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля был сформирован общегородской список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, от ДД.ММ.ГГГГ. На момент формирования указанного общегородского списка Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля не располагал информацией о том, что Казаковой Р.С. ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность. Информация об этом поступила из администрации ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик территориальная администрация Кировского района мэрии города Ярославля, извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В судебном заседании 15 марта 2012 года представитель администрации по доверенности Зайцева И.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным представителем Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля. Дополнительно указала, что все требования, предусмотренные законом, выполнены администрацией в полном объеме. Казакова Р.С. представила справку об инвалидности, вместе с тем с какими-либо заявлениями в администрацию она не обращалась, а потому права истца администрацией не нарушены.
В судебном заседании третье лицо Шалунин А.А. против удовлетворения исковых требований Казаковой Р.С. не возражал, пояснив, что государственный жилищный сертификат им уже получен.
Третье лицо Остроушко С.Н., извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы в суде Остроушко В.Н.
В судебном заседании представитель третьего лица Остроушко С.Н. по доверенности Остроушко В.Н. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что ее сын Остроушко С.Н. является инвалидом. Внесением изменений в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год будут нарушены их права, поскольку право Остроушко С.Н. на получение государственного жилищного сертификата будет реализовано позже.
Третье лицо Гречкова В.К., извещенная о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд в известность не поставила.
Третье лицо Гущина А.Н. в судебное заседание не явилась, просила об отложении судебного заседания в связи с тем, что находится на стационарном лечении.
С учетом мнения сторон судом отказано в удовлетворении ходатайства Гущиной А.Н. об отложении судебного заседания по следующим основаниям. Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Заявляя ходатайство об отложении судебного заседания, Гущина А.Н. не представила доказательства нахождения ее на стационарном лечении, невозможности направления в суд письменных выражений на исковое заявление, право на что было ей разъяснено в судебном извещении, отсутствия возможности воспользоваться правом по направлению в суд своего представителя.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Казаковой Р.С. подлежат удовлетворению.
В соответствии с преамбулой Закона №125-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Согласно ст.1 Закона №125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
В судебном заседании установлено, что Казакова Р.С., ... года рождения, с ... года проживала и работала в РЕГИОНЕ1, что подтверждается справкой ОРГАНИЗАЦИИ1 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), копией трудовой книжки Казаковой Р.С. (копия на л.д. 54-59).
РЕГИОН1 в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 года № 12 является местностью, отнесенной к районам Крайнего Севера.
В ... году истица выехала из РЕГИОНА1 в НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ1.
Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика (л.д.35) с ДД.ММ.ГГГГ Казакова Р.С. проживает в квартире по АДРЕСУ1, принадлежащей на праве собственности ФИО2.
Как следует из ответов на запрос ОРГАНИЗАЦИИ2 от ДД.ММ.ГГГГ и ОРГАНИЗАЦИИ3 от ДД.ММ.ГГГГ, Казакова Р.С. в числе собственности объектов недвижимого имущества по НАСЕЛЕННОМУ ПУНКТУ1 и РЕГИОНУ2 не значится. Согласно справке лица в ДОЛЖНОСТИ1 ОРГАНИЗАЦИИ4 от ДД.ММ.ГГГГ Казакова Р.С. сдала однокомнатную квартиру в ОРГАНИЗАЦИЮ4. При этом в связи с выездом из районов Крайнего Севера Казаковой Р.С. ни жилье в центральных районах страны, ни социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, компенсация за сдаваемое жилье не выплачивалась (л.д.32).
По сведениям Администрации Кировского района г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ Казакова Р.С. принята на учет по улучшению жилищных условий (л.д.64).
В соответствии с Законом №125-ФЗ приказом директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля №181 от 13.08.2008 года Казакова Р.С. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ... – ... годы.
В силу ст.4 Закона №125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, а впоследствии федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года (далее – Правила).
Согласно п.24 Правил в редакции от 21.12.2009 года в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В силу п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
В соответствии с п.24 Правил ДД.ММ.ГГГГ Казакова Р.С. обратилась в территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля, в которой находится ее учетное дело, с заявлением о включение ее в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год.
В силу ст.2 Закона №125-ФЗ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ДД.ММ.ГГГГ территориальной администрацией Кировского района мэрии г. Ярославля в департамент строительства Ярославской области были представлены списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на приобретение жилья в ... году. Согласно данному списку Казакова Р.С. значится в категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в третьей очереди (пенсионеры).
ДД.ММ.ГГГГ лицом в ДОЛЖНОСТИ2 ОРГАНИЗАЦИИ5 утвержден сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год по РЕГИОНУ2. Казакова Р.С. включена в данный список по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в очередь «Пенсионеры» под номером 6.
Однако согласно справке № ДД.ММ.ГГГГ Казаковой Р.С. с ДД.ММ.ГГГГ установлена II группа инвалидности. Указанная справка была представлена Казаковой Р.С. в территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля, что подтверждается штампом входящей корреспонденции данного органа местного самоуправления, в ... года. Доказательств того, что указанная справка поступила в территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля позднее ДД.ММ.ГГГГ стороной ответчика не представлено. Таким образом, в период формирования территориальной администрацией Кировского района мэрии г. Ярославля списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в ... году, указанный орган местного самоуправления располагал сведениями о наличии у Казаковой Р.С. оснований для включения ее во вторую очередь названного списка как инвалида II группы, однако не учел данное обстоятельство, включив ее в третью очередь, в связи с чем в последующем Казакова Р.С. была также включена в третью, а не во вторую очередь сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год по РЕГИОНУ2.
Довод территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля о том, что Казаковой Р.С. одновременно со справкой органов государственной службы медико-социальной экспертизы об установлении ей инвалидности не было представлено заявление об изменении условий постановки ее на учет как получателя государственного жилищного сертификата, нормативно не обоснован. Законодательство, регулирующее порядок реализации права граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, не предусматривает обязанности данных граждан по обращению в орган местного самоуправления с заявлением о переводе их из одной очереди граждан, претендующих на предоставления жилищных субсидий, в другую.
Таким образом, в связи с тем, что в период, предусмотренный Правилами для представления гражданами - участниками подпрограммы в орган местного самоуправления заявлений о выделении сертификата в планируемом году, у Казаковой Р.С. имелись условия для включения ее во вторую очередь граждан, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата в ... году, о данных условиях территориальная администрация Кировского района мэрии г. Ярославля была поставлена ею в известность своевременно и надлежащим образом, суд считает необходимым внести изменения в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год по РЕГИОНУ2, включив Казакову Р.С. в категорию «Инвалиды I, II группы».
Определяя номер, под которым Казакова Р.С. должна быть включена в указанный список, суд исходит из принципа зависимости номеров участников подпрограммы, стоящих в одной очереди, от хронологической последовательности постановки граждан - участников подпрограммы на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Согласно сводному списку граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год по РЕГИОНУ2, который утвержден ДД.ММ.ГГГГ, в категории «Инвалиды 1, 2 групп» значатся ФИО1, поставленный на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, Шалунин А.А., поставленный на учет ДД.ММ.ГГГГ, Гущина А.Н., поставленная на учет ДД.ММ.ГГГГ, Гречкова В.К., поставленная на учет ДД.ММ.ГГГГ, и Остроушко С.Н., поставленный на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Казакова Р.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, а потому на основании вышеизложенного должна быть включена в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год по РЕГИОНУ2 под №2 после ФИО1
При этом отсутствие установленной нормативно-правовым актами процедуры корректировки утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка граждан, изъявших желание на получение государственного жилищного сертификата в планируемом году, не должно умалять предусмотренные законом права граждан на своевременное предоставление им за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Казаковой Риты Сергеевны удовлетворить.
Внести изменения в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ... год по РЕГИОНУ2, включив Казакову Риту Сергеевну в список по категории «Инвалиды 1,2 группы» под № 2 после ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья | И.Н.Бабикова |