дело по иску о признании решения об отказе в выдаче паспорта незаконным, решение вступило в законную силу 17.07.2012 года



Дело № 2-1868/12

Изготовлено 14.06.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2012 года

Г.Ярославль

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Нуваховой О.А.,

при секретаре Семеновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исковому заявлению Февралева Николая Юрьевича к Ярославской таможне о признании незаконным решения Ярославского таможенного поста об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и возложении обязанности выдать ПТС

установил :

Февралев Н.Ю. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать отказ Ярославского таможенного поста в выдаче паспорта транспортного средства незаконным и возложить обязанность выдать ПТС. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел АВТОМОБИЛЬ ДД.ММ.ГГГГ выпуска и ввез его из <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к начальнику Ярославского таможенного поста Ярославской таможни с заявлением о выдаче ПТС на приобретенный им автомобиль, приложив к заявлению необходимые документы: правоустанавливающие документы, протокол испытаний единичного транспортного средства, акт о переоборудовании транспортного средства, сертификат соответствия , подтверждающий, что автомобиль соответствует экологическому классу ЕВРО 4, акт выполненных работ о произведенных работах по переоборудованию спорного автомобиля (установке фильтра) с приложением фотофиксации от ДД.ММ.ГГГГ, копию патента на установленный фильтр магнитной очистки и обработки автомобильного топлива. Однако истцу был отказано в выдаче ПТС на том основании, что по информации, содержащейся в базе данных компании, входящей в состав концерна ..., автомобиль истца имеет экологический класс ЕВРО 3, тогда как согласно п.14 Регламента ««О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ №609 от 12.10.2005 г., с 01.01.2010г. на территории РФ введен в действие технический норматив экологического класса 4. Не согласившись с данным отказом, истец обратился к начальнику Ярославской таможни с жалобой на решение Ярославского таможенного поста. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ начальник Ярославской таможни признал отказ Ярославского таможенного поста в выдаче ПТС неправомерным. При повторном обращении в Ярославский таможенный пост, истцу вновь было отказано в выдаче ПТС по тем же основаниям. Истец считает отказ в выдаче ПТС незаконным, поскольку им представлены бесспорные доказательства соответствия автомобиля экологическому классу ЕВРО 4.

В судебном заседании Февралев Н.Ю. и его представитель Февралева О.В., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, исковые требования поддержали. Истец пояснил, что его автомобиль прошел сертификацию в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 где было установлено, что автомобиль соответствует экологическому классу ЕВРО 4. Данный сертификат выдан аккредитованной ОРГАНИЗАЦИЯ 2) проведены соответствующие испытания автомобиля, по результатам которого и был выдан сертификат соответствия. Настаивал на том, что согласно сертификату автомобиль соответствует 4 экологическому классу, поэтому таможенные органы обязаны выдать ему ПТС на автомобиль.

Представители Ярославской таможни, действующие на основании доверенностей, Капинус Я.В. и начальник Ярославского таможенного поста - Афанасьев Н.С. исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на иск. Начальник Ярославского таможенного поста – Афанасьев Н.С. пояснил, что автомобиль истца –АВТОМОБИЛЬ, ДД.ММ.ГГГГ выпуска на дату изготовления соответствовал экологическому классу ЕВРО 3. В соответствии с разделом 4 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 №720 внесения изменения в конструкцию транспортного средства (переоборудование автомобиля, в том числе приведение его в соответствие нормам ЕВРО4) возможно только на выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию транспортные средства. Кроме того, внесение изменений в конструкцию осуществляется по разрешению и под контролем подразделения МВД по месту регистрационного учета. В соответствии со ст. 26 ФЗ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательная сертификация осуществляет органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Орган по сертификации привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры). На запрос Ярославского таможенного поста ОРГАНИЗАЦИЯ 3 представил информацию о том, что ОРГАНИЗАЦИЯ 2, проводившая испытание транспортного средства истца не имеет соответствующую аккредитацию. В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении единичных транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ на аккредитованные испытательные лаборатории (центры). На запрос Ярославского таможенного поста ОРГАНИЗАЦИЯ 3 возложены функции экспертной организации, имеющей полномочия на проведение технической экспертизы документации, послужившей основанием для выдачи свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства, оформленных в соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» и сертификатов соответствия, оформленных в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ №609 от 12.10.2005 г, на транспортные средства, ранее допущенные для участия в дорожном движении за пределами РФ. Протокол испытаний транспортного средства истца, положенный в основу сертификата соответствия, составлен организацией, не имеющей соответствующей аккредитации, поэтому содержащиеся сведения в данном сертификате не могут быть признаны достоверными. В связи с чем истцу обоснованно было отказано в выдаче ПТС.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащим удовлетворению

Судом установлено, что Февралев Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ приобрел АВТОМОБИЛЬ ДД.ММ.ГГГГ выпуска и ввез его из <адрес>.

При обращении в Ярославскую таможню истцу было отказано в выдаче ПТС на указанное транспортное средство, поскольку автомобиль не соответствует экологическому классу Евро 4.

Оформление и выдача ПТС на транспортные средства, являющиеся товарами таможенного союза, производится в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом Министерством внутренних дел РФ N 496, Министерством промышленности и энергетики РФ N 192, Министерством экономического развития и торговли РФ N 134 от 23 июня 2005 года.

В соответствии с требованиями п.70 Положения о ПТС, заполнение строки "Экологический класс" осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям". Сведения формируются и размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 г. N 609, паспорта не выдаются.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Постановлением Правительства РФ N 609 от 12 октября 2005 года утвержден специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ" (Регламент), который принят в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.

Пунктом 8 Регламента определены технические требования к автомобильной технике и двигателям внутреннего сгорания. В соответствии с пунктом 10 Регламента экологический класс транспортного средства определяется на момент производства и не должен превышать установленные технические нормативы.

Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной пунктом 14 Регламента.

В соответствии с пунктом 14 Регламента на территории РФ с 01 января 2010 года действует экологический класс 4. Экологический класс Евро 4 присваивается автомобилю, если он полностью соответствует экологическим требованиям, установленным государством.

Согласно информации, содержащейся в базах данных компании, входящей в состав концерна ..., автомобиль истца имеет экологический класс ЕВРО 3.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 26.11.2009 г. №956 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 года №609» оформление паспортов ТС производится при документальном подтверждении их соответствия требованиям к экологическому классу, действующему на момент оформление паспорта.

Как видно из материалов дела, Февралев Н.Б. представил в таможенный орган следующие документы, необходимые для получения ПТС: протокол испытаний единичного транспортного средства, выполненный ОРГАНИЗАЦИЯ 2, акт о переоборудовании транспортного средства, сертификат соответствия , выданный ОРГАНИЗАЦИЯ 1, подтверждающий, что автомобиль соответствует экологическому классу ЕВРО 4, акт выполненных работ о произведенных работах по переоборудованию спорного автомобиля (установке фильтра) с приложением фотофиксации от ДД.ММ.ГГГГ, копию патента на установленный фильтр магнитной очистки и обработки автомобильного топлива.

Ярославской таможней была проведена проверка достоверности сведений, указанных в сертификате соответствия на автомобиль.

В ответе ОРГАНИЗАЦИЯ 3 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Ярославской таможни указано, что транспортное средство истца на дату производства соответствует 3 экологическому классу. Согласно документу «Инструкция по классификации единичных транспортных средств по экологическим классам 4 или 5 с целью оформления сертификатов соответствия требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ" сертификация транспортного средства на нормы экологического класса 4 или выше при условии внесения в его конструкцию изменения проводится с проведением сертификационных испытаний и соответствующих экспертиз данного транспортного средства. Испытание для целей сертификации проводятся испытательными лабораториями (центрами) аккредитованными на право проведения испытаний по требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» и соответствующих правил ЕЭК ООН. ОРГАНИЗАЦИЯ 2 не имеет вышеуказанной аккредитации. (л.д.71).

Согласно Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.02.2011 года N 733 "О реализации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента "О безопасности конструкции транспортных средств" в отношении единичных транспортных средств", с целью выполнения функций по государственному контролю, возложенных на агентство техническим регламентом и обеспечения соблюдения установленных требований к находящимся в обращении транспортных на ОРГАНИЗАЦИЯ 3 возложены функции экспертной организации, имеющей полномочия на проведение технической экспертизы документации, послужившей основанием для выдачи свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств, оформленных в соответствии с требованиями технического регламента и сертификатов соответствия на транспортные средства, ранее допущенные для участия в дорожном движении за пределами РФ. Технология получения сертификатов на автомобили, выпускаемые в обращение на территории РФ, закреплена в Техническом регламенте "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденном Постановлением Правительства РФ N 720 от 10.09.2009 г

В связи с чем таможенный орган при принятии оспариваемого решения правильно руководствовался информацией контролирующего органа.

Таким образом, суд приходит к выводу, что сведения, содержащиеся в документах, представленных таможенному органу, не соответствуют требованиям нормативно-правовой базы, регулирующей порядок определения соответствия транспортных средств экологическому классу. В частности, протокол испытаний, послуживший основанием для установления экологического класса 4, выполнен ОРГАНИЗАЦИЯ 2, не имеющей аккредитации на право проведения испытаний по требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Заявитель не представил суду достоверных и бесспорных доказательств соответствия принадлежащего ему автомобиля экологическому классу Евро 4. Представленный заявителем сертификат таким бесспорным доказательством не является, поскольку для сертификации не были представлены документы в установленном порядке. Поэтому сведения, указанные в сертификате соответствия, нельзя признать достоверными.

Кроме того, внесение изменений в конструкцию транспортных средств регламентируется на территории РФ приложением N 2 "Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Приказу МВД за N 1240 от 07.12.2000 года "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору", где указано, что изменение конструкции может быть выполнено только для зарегистрированных в ГИБДД транспортных средств, т.е. уже выпущенных в обращение.

Следовательно, к выпуску в обращение, регистрации и возможности внесения изменений в конструкцию допускаются только те автомобили, экологический класс которых на момент производства уже соответствовал классу, действующему в РФ на дату выпуска в обращение (ввоз), и имеющим законодательно установленное подтверждение этого соответствия - сертификат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что информация об экологическом классе транспортного средства истца Евро 4, имеющаяся в сертификате соответствия, не может являться основанием для выдачи заявителю ПТС таможенным органом.

Поскольку истец не представил в таможенный орган сертификат соответствия, содержащий достоверные сведения об отнесение ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля экологическому классу ЕВРО 4, Ярославский таможенный пост законно и обоснованно отказал Февралеву Н.Ю. в выдаче ПТС.

В связи с изложенным, исковые требования Февралева Н.Ю. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Февралева Николая Юрьевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля

Судья О.А.Нувахова