Дело № 2-1696/2012
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ярославль 23 апреля 2012 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.
при секретаре Шамшуваровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Закрытого акционерного общества «Новые автомобильные комплектующие» о признании недействительным ненормативного правового акта – постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в размещении объекта, возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области совершить мероприятия по предварительному согласованию места размещения объекта, признании заявки Липкина Д.С. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка недействительной,
установил:
Закрытое акционерное общество «Новые автомобильные комплектующие» (далее ЗАО «НАК») обратилось в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта – постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в размещении объекта, возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области совершить мероприятия по предварительному согласованию места размещения объекта, признании заявки Липкина Д.С. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка недействительной.
В обоснование доводов заявления ЗАО «НАК» ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а именно о предоставлении на праве аренды земельного участка примерной площадью ... кв.м., расположенного по <адрес>, для строительства спортивно-оздоровительного комплекса с инженерными коммуникациями. ДД.ММ.ГГГГ заявление было рассмотрено на заседании комиссии Правительства Ярославской области, единогласно принято решение о направлении в органы местного самоуправления обращения о проведении мероприятий по предварительному согласованию места выбора земельного участка и размещения объекта. В рамках реализации процедуры выбора земельного участка с предварительным согласованием места расположения объекта ДД.ММ.ГГГГ директором ДАРТГ мэрии <адрес> был издан приказ № об утверждении списка организаций, осуществляющих выдачу технических условий, заявителем собраны необходимые технические условия. Далее было издано постановление мэрии города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения и оформление акта выбора земельного участка по <адрес>. Информация о возможном предоставлении данного земельного участка опубликована в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии правительства ЯО по распоряжению земельными участками в г.Ярославле, на котором в том числе решался вопрос о согласовании предварительного места размещения объекта ЗАО «НАК». Было установлено, что кроме заявки ЗАО «НАК» в отношении данного объекта ДД.ММ.ГГГГ была подана заявка гр. Липкиным Д.С. За заседании комиссии 6 членов комиссии проголосовали «за» и пять «против» предоставления земельного участка ЗАО «НАК». ДД.ММ.ГГГГ ДИЗО Ярославской области направлено в адрес заявителя письмо, согласно которому последний уведомлялся о поступлении заявки гр. Липкина Д.С.в отношении спорного земельного участка и о невозможности в связи с этим продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и о начале выполнения работ по формированию данного земельного участка с целью выставления на торги. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства ЯО № ЗАО «НАК» отказано в размещении объекта в связи с обращением нескольких заинтересованных ли с заявлением о предоставлении того же земельного участка.
Истец полагает данный отказ незаконным, а постановление подлежащим отмене по следующим основаниям. Так, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регулируется ст. 30,31 ЗКРФ, постановлением Губернатора Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок взаимодействия Администрации области и органов местного самоуправления городского округа <адрес> при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена» (далее Порядок взаимодействия). Согласно п. 1.4 Порядка взаимодействия предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в случае одновременной подачи двух и более заявлений на один земельный участок. Из системного толкования положений Порядка взаимодействия вытекает, по мнению заявителя, что заявки могут считаться поданными одновременно, если вторая заявка поступила в уполномоченный орган до принятия по первоначальной заявке одного из решений, предусмотренных п. 1.3 или п. 1.5 Порядка взаимодействия. В данном случае требование об одномоментности подачи заявок о предоставлении земельного участка не соблюдено, так как заявка ЗАО «НАК» была подана ДД.ММ.ГГГГ, а заявка Липкина Д.С. – ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после издания постановления мэрии города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения и оформлен акта выбора земельного участка по <адрес>. Таким образом, заявитель считает, что Правительством ЯО необоснованно прекращена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и принято решение о подготовке торгов на право заключения договора аренды данного земельного участка. Кроме того, заявитель указал, что решение об отказе в размещении объекта было принято Правительством ЯО при наличии положительного решения комиссии Правительства ЯО по распоряжению земельными участками в г.Ярославле о согласовании предварительно места размещения объекта ЗАО «НАК» и отказе в размещении объекта Липкину Д.С., принятого большинством голосов. Также заявитель считает, что в действиях Правительства ЯО и ответчика Липкина Д.С. усматриваются признаки злоупотребления правом, что согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ является недопустимым. Считает, что заявление Липкина Д.С. не отвечает признаку заинтересованности лица в предоставлении земельного участка для строительства. Данный ответчик систематически на протяжении ...-... года подает заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на большую часть земельных участков, информация о возможном предоставлении которых публикуется органами местного самоуправления. При этом мер, направленных на реальное приобретение земельных участков для строительства, Липкин Д.С. не предпринимает. Указывает, что отказ в размещении объекта нарушает права Общества, лишает его возможности получить земельный участок для строительства в порядке, предусмотренном ст. 31 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя ЗАО «НАК» по доверенности Булгакова П.В. доводы заявления поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные его тексту, представила дополнительные пояснения по заявлению.
Представитель заинтересованных лиц: Правительства Ярославской области и Департамента имущественных и земельных отношении Ярославской области по доверенностям Расеева О.С. в судебном заседании доводы заявления не признала, полагала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, представила письменные возражения на заявление, доводы которых поддержала, дала аналогичные их тексту пояснения. Доводы возражений сводятся к следующему. Не оспаривая фактические обстоятельства по делу, указала, что ДД.ММ.ГГГГ в Правительство ЯО поступило заявление заинтересованного лица Липкина Д.С. о предоставлении испрашиваемого ЗАО «НАК» земельного участка. Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении по делу от ДД.ММ.ГГГГ №, информирование о предстоящем предоставлении земельного участка направлено не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок. Таким образом, в процессе информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства иные лица имеют право подать заявку на предоставление им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Поскольку земельный участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 ЗКРФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 ст. 30 ЗКРФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗКРФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Полагает, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, если на данный участок претендуют несколько лиц, возможно только путем проведения торгов по правилам п. 4 ст. 30 ЗКРФ. Просила в удовлетворении заявления отказать. Дополнительно пояснила, что действительно, на протяжении ...-... года гр. Липкин Д.С. неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении земельного участка, при этом данные право не реализовывал в дальнейшем.
Липкин Д.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на заявление (л.д.107-110), просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении заявления отказать. В отзыве ссылается на практику ВАС РФ, считает, что действия Правительства ЯО законны, поскольку получив его заявление, в силу норм земельного законодательства должна начаться процедура по формированию земельного участка, его оценке и проведении торгов. Считает, что проведение торгов соответствует принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗКРФ. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов, целью которых является привлечение всех лиц, заинтересованных в использовании земельного участка и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом государственной власти максимальной цены за объект торгов. Также не согласен с доводами заявителя о злоупотреблении с его стороны своим правом. Указывает, что земельный участок является государственной собственностью, к которой ЗАО «НАК» не имеет никакого отношения, право на использование в своих интересах такого земельного участка, заинтересованное лицо должно получить в честной прозрачной процедуре аукциона, то есть, предложив за государственную собственность или за использование её на праве аренды наивысшую цену. Полагает, что обращение с заявлением в Правительство ЯО является его правом и волеизъявлением, гарантированным ст. 17 ГК РФ, а также Конституцией РФ. Просит в удовлетворении заявления ЗАО «НАК» отказать.
Представитель мэрии города Ярославля и Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля по доверенностям Гусаров О.Е. в судебном заседании полагал требования ЗАО «НАК» подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным заявителем.
Представитель Департамента архитектуры и развития территории города в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на заявление, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. Полагал необоснованным привлечение ДАРТГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поскольку в компетенцию Департамента не входит решение вопросов о выборе способов предоставления земельных участков для строительства. Указал, что по заключению Департамента размещение спортивно-оздоровительного комплекса с инженерными коммуникациями на указанном земельном участке возможно. Считал, что дело должно быть рассмотрено арбитражным судом ЯО.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела № 2-563/2012 по заявлению Липкина Д.С. о признании действий органов власти незаконными, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется согласно ст. 29 ЗК РФ на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусматривающий: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами ст. 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ. В соответствии со ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка оформляется актом о выборе земельного участка, к которому прилагается утвержденный органом власти проект границ земельного участка. Согласно п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. Такое решение в силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. В соответствии с законом Ярославской области от 27.04.2007 № 21-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области- городе Ярославле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа город Ярославль при распоряжении земельными участками установлен принятым в соответствии с законом Ярославской области № 21-з Постановлением Губернатора Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным порядком в случае подачи одновременно двух и более заявлений на один земельный участок его предоставление осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с пунктом 2 Порядка. При этом вышеуказанным порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа город Ярославль при распоряжении земельными участками установлены сроки для принятия решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта- 10 дней на проверку наличия или отсутствия заявителей и правообладателей на испрашиваемый земельный участок, 10 дней на принятие одного из следующих решений: об обращении департамента в органы местного самоуправления о проведении мероприятий, предусмотренных в подпункте 1.5 данного пункта Порядка; об оставлении заявления без рассмотрения и возврате его заявителю ввиду обращения в орган, не уполномоченный на рассмотрение такого заявления; об отложении рассмотрения заявления до очередного заседания комиссии при возникновении необходимости дополнительной проверки представленных документов; об отказе в размещении объекта. Следовательно, одномоментность подачи заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должна оцениваться как период с момента подачи первоначального заявления на спорный земельный участок до принятия одного из решений, указанных в п. 1.3, либо в п. 1.5 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «НАК» обратилось в Правительство Ярославской области (через ДУГИ) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В период с ДД.ММ.ГГГГ проводилась процедура выбора земельного участка, испрашивались необходимые согласования и разрешения. ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» была опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного комплекса по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ постановлением мэрии г. Ярославля № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в отношении ЗАО «НАК» оформлен акт выбора земельного участка для строительства объекта спортивно-оздоровительного комплекса с инженерными коммуникациями. И только после оформления акта выбора земельного участка в отношении ЗАО «НАК» ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного земельного участка было подано заявление о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта от физического лица Липкина Д.С. Суд полагает, что при указанных обстоятельствах отказ Правительства ЯО ЗАО «НАК» в размещении объекта в связи с обращением нескольких заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении того же земельного участка не соответствует действующему гражданскому законодательству. Так, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса. При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории. Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. В данном случае имел место именно такой порядок действий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Акт выбора земельного участка в отношении ЗАО «НАК» был оформлен ДД.ММ.ГГГГ после опубликования ДД.ММ.ГГГГ сообщения о возможном предоставлении земельного участка для строительства объекта спортивно-оздоровительного комплекса по <адрес> в газете «<данные изъяты>». При этом срок заявления требований в отношении того же земельного участка иными лицами должен быть разумным. В данном случае Липкиным Д.С. заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия уполномоченным органом решения, предусмотренного п. 1.3 или 1.5 Порядка взаимодействия, соответственно, оснований для прекращения процедуры согласования размещения объекта ЗАО «НАК», а также начале проведения работ по формированию земельного участка с целью его дальнейшего предоставления по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта, у Правительства ЯО не имелось. Таким образом, требования заявителя о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ЗАО «Новые автомобильные комплектующие» в размещении объекта, подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд считает, что требования заявителя о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области совершить мероприятия по предварительному согласованию места размещения объекта, удовлетворению не подлежат, поскольку Земельным кодексом и Законом Ярославской области от 27.04.2007 № 21-з определена процедура согласования места размещения объекта и данными полномочиями наделено исключительно Правительства ЯО. Таким образом, в случае признания судом постановления Правительства ЯО незаконным, процедура должна быть возобновлена в соответствии с действующим законодательством и в полной мере ему соответствовать, в связи с чем указание суда в данной части является излишним.
Также суд считает, что требования заявителя о признании заявки Липкина Д.С. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка недействительной, не соответствуют принципам свободы сочетания интересов общества и конкретных граждан, в данном случае – гр. Липкина Д.С., закрепленному в ст. 1 ЗКРФ, а также ст. Конституции РФ. Обращение Липкина Д.С. с заявлением о выборе и предоставлении участка является его волеизъявлением и продиктовано правом, предоставленным ему Конституцией РФ, земельным законодательством РФ, и которого он не может быть лишен.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Заявление Закрытого акционерного общества «Новые автомобильные комплектующие» удовлетворить частично.
Признать незаконным и подлежащим отмене постановление Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ЗАО «Новые автомобильные комплектующие» в размещении объекта.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья: Т.А.Фокина