дело по иску о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет, решение вступило в законную силу 07.08.2012 года



Дело № 2-2490/2012

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

05 июля 2012 года г. Ярославль

    Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Е.А.,

при секретаре Максимовой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жданова Романа Николаевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет,

у с т а н о в и л:

    Жданов Р.Н. обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с исковым заявлением к Центру пенсионного обеспечения УМВД России по Ярославской области, в котором просит обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет на основании п. «б» ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

    В обоснование заявленных требований указал, что в ... году он был уволен со службы в органах внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья; на момент увольнения выслуга лет в вооруженных силах и органах внутренних дела составила 14 лет 05 месяцев 29 дней.

    Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ общий трудовой стаж истца составил 26 лет 15 дней, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Центр пенсионного обеспечения УВД по Ярославской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по «смешанному» стажу. Однако в назначении пенсии ему было отказано.

    Отказ мотивирован тем, что у истца отсутствует право на назначение пенсии по п. «б» статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел), поскольку право на назначение пенсии по указанному пункту имеют лица, уволенные со службы по состоянию здоровья и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел. При этом, все перечисленные условия должны быть соблюдены на день увольнения истца. Возраст же истца на день увольнения со службы из органов внутренних дел составил 33 года.

    Истец, ссылаясь на несоответствие примененного ответчиком для отказа ему в назначении пенсии пункта «б» ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, положениям Конституции Российской Федерации, и соответственно на наличие неопределенности в указанном вопросе указывает, что право на назначение пенсии по данному пункту он имеет.

    В ходе рассмотрения дела судом, с учетом мнения истца, произведена замена ответчика с Центра пенсионного обеспечения УМВД России по Ярославской области на надлежащего, а именно УМВД России по Ярославской области.

    В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам искового заявления, дополнительно указал, что поскольку на настоящий момент все условия, необходимые для назначения пенсии по п. «б» ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, имеются (он достиг 45-летнего возраста, имеет общий трудовой стаж более 25 лет, выслугу лет в органах внутренних дел более 14 лет), он соответственно имеет право и на пенсионное обеспечение в соответствии с положениями указанного пункта.

    Представитель ответчика УМВД России по Ярославской области на основании доверенности Вавилова Л.Г. заявленные Ждановым Р.Н. требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенному в возражениях на иск, в частности пояснила, что при увольнении истца в ... году из органов внутренних дел права на получение пенсии, предусмотренной для сотрудников органов внутренних дел, у истца не возникло. Основывая свои возражения на положениях п. «б» ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, представитель ответчика отметила, что право на пенсию за выслугу лет по указанному пункту имеют лица, проходившие службу в органах внутренних дел, уволенные со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел. Таким образом, условиями для назначения требуемой истцом пенсии в совокупности являются: прохождение истцом непосредственно перед увольнением предусмотренной вышеназванным Законом службы и достижение на день увольнения со службы установленного законодательством предельного возраста пребывания на службе. Поскольку указанные условия отсутствовали, оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет, не имеется.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Жданова Р.Н. не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

    Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Жданов Р.Н. проходил службу в органах внутренних дел.

Приказом УВО при УВД по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по пункту «з» части первой ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья).

Как следует из приказа об увольнении истца, на день увольнения выслуга и стаж службы истца в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Вооруженных силах Российской Федерации составил 14 лет 05 месяцев 29 дней. Выслуга лет, рассчитанная истцу при увольнении, последним не оспаривалась.

Из обстоятельств дела следует, что в дальнейшем истец военную и приравненную к ней службу не проходил.

Вместе с тем, судом установлено, что на день рассмотрения дела истцу исполнилось 45 лет, его общий трудовой стаж составляет более 25 лет. Указанное обстоятельство подтверждается представленной истцом выпиской из трудовой книжки. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Центр пенсионного обеспечения УВД по Ярославской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет на основании п. «б» ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.

Из наличествующего в материалах дела ответа УВД по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ , направленного в адрес Жданова Р.Н., усматривается, что оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет по данному пункту, по мнению ответчика, не имеется.

Суд соглашается с изложенными в письме выводами, а также позицией ответчика, изложенной в настоящем судебном заседании ввиду следующего.

Условия, определяющие право сотрудников органов внутренних дел на пенсию за выслугу лет, определены в ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с пунктами «а», «б» ст. 13 названного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют:

- лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более (пункт «а»);

- лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (пункт «б»).

    Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что пенсия за выслугу лет по нормам указанного Закона назначается независимо от возраста лицам, уволенным с военной службы либо со службы в правоохранительных органах, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более (пункт «а» статьи 13 Закона).

    Между тем, пункт «б» ст. 13 названного Закона, на основании которого истец просит назначить ему пенсию за выслугу лет, является изъятием из общего правила о назначении пенсии за выслугу лет, в соответствии с которым пенсия за выслугу лет может быть назначена также и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет, но при наличии не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба и (или) служба в правоохранительных органах. При этом, право на пенсию за выслугу лет по указанному пункту обусловлено законодателем наличием ряда дополнительных условий ее назначения, таких как: увольнение со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями, а также достижение лицом на день увольнения 45-летнетнего возраста.

    При этом, суд отмечает, что все установленные данным пунктом условия, с которыми законодатель связывает возможность назначения пенсии лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет (20 лет и более), должны с безусловностью наличествовать на день увольнения лица с военной или приравненной к ней службы.

    Из обстоятельств дела следует, что истец был уволен из органов внутренних дел в ... году по ограниченному состоянию здоровья, однако в возрасте 33 лет и при наличии общего трудового стажа, составляющего 16 лет 02 месяца 02 дня.

    Приведенные обстоятельства, таким образом, свидетельствуют об отсутствии у истца права на назначение ему пенсии за выслугу лет по п. «б» ст. 13 вышеназванного Закона, поскольку исключают наличие всех необходимых для назначения пенсии условий на день увольнения истца. В связи с чем, достижение истцом установленного для назначения пенсии за выслугу лет возраста и наличие необходимого трудового стажа в настоящий момент не может являться основанием для назначения истцу пенсии в соответствии с положениями Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.

Суд отмечает, что доводы истца о несоответствии п. «б» ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, положениям Конституции Российской Федерации, не подлежат оценке судом при рассмотрении настоящего дела, поскольку разрешение указанного вопроса в компетенцию суда общей юрисдикции не входит.

    Вместе с тем, при принятии решения суд с безусловностью учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказанную по данному вопросу, в соответствии с которой введение законодателем дополнительных требований для назначения пенсии за выслугу лет на более льготных условиях (с учетом общего трудового стажа) не может рассматриваться как ограничение, влекущее нарушение равенства прав граждан перед законом и умаление права на получение пенсии за выслугу лет. Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях такое правовое регулирование устанавливает льготный порядок назначения пенсии за выслугу лет при отсутствии полной выслуги и не может рассматриваться как умаляющее право на социальное обеспечение, закрепленное в статье 39 Конституции Российской Федерации (определение от 22 мая 1996 года № 72-О, определение от 16 июля 2009 года № 960-О-О).

    На основании изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных им требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    В удовлетворении исковых требований Жданову Роману Николаевичу отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья Е.А. Сергеева