Дело № 2-1396/12
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 16 мая 2012 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Дмитриевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля о возложении обязанности обеспечить готовность к эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кировского района г. Ярославля на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к мэрии г. Ярославля, в котором просил обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес> к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Исковые требования мотивировал тем, что защитное сооружение гражданской обороны инв. №, находящееся в муниципальной собственности, не готово к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
С учетом последующего уточнения исковых требований прокурор просил суд обязать мэрию г. Ярославля в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно:
- восстановить работоспособность инженерных систем вентиляции, энергоснабжения и канализации путем замены фильтровентиляционного оборудования, четырех лампочек электроосвещения, проведения ревизии сантехнического оборудования, восстановления работоспособности унитаза и раковины;
- разместить в защитном сооружении гражданской обороны емкость запаса питьевой воды;
- укомплектовать пожарный щит пожарным имуществом путем размещения двух огнетушителей, одного лома и емкости с песком;
- обеспечить защитное сооружение документацией, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ № 583 от 15.12.2002 года.
В судебном заседании представитель прокурора Кировского района г. Ярославля Ерохин Я.С., действующий на основании служебного удостоверения, уточненные исковые требования поддержал.
Представители мэрии г. Ярославля (ответчика) - Пасхин В.М. и Манаев А.М., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали. Считают мэрию ненадлежащим ответчиком по настоящему спору в связи с тем, что по смыслу закона защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности, а потому отсутствуют основания для возложения на мэрию г. Ярославля обязанности по их содержанию. При этом не отрицали факт неготовности защитного сооружения к приему укрываемых, и необходимости выполнения на нем работ, указанных в уточненном исковом заявлении прокурора.
Иные участвующие в деле лица: Главное управление МЧС России по Ярославской области, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» г. Ярославля, ОАО «РЭУ-1» (третьи лица) - явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены.
В связи с чем, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Судом установлено, что распоряжением ОРГАНИЗАЦИЯ1 № от ДД.ММ.ГГГГ в состав казны города Ярославля включен ряд нежилых помещений, в том числе подвал и убежище, расположенные в доме № по <адрес>.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В силу ст. 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля № 42 от 16.10.1995 г., мэрия г. Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества; организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Таким образом, доводы представителей ответчика о том, что защитное сооружение гражданской обороны находится в федеральной собственности и в обязанности мэрии г. Ярославля не входит поддержание защитного сооружения в состоянии готовности, не основаны на законе.
Ссылка ответчика на постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 является несостоятельной, так как из данного нормативного акта не следует, что защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности.
В силу п. 1 приложения № 3 к данному постановлению объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации), являются объектами муниципальной собственности.
Поскольку защитное сооружение № было принято в муниципальную собственность (распоряжение ОРГАНИЗАЦИЯ2 № № от ДД.ММ.ГГГГ) и законность такого принятия защитного сооружения в муниципальную собственность в установленном законом порядке не оспорена, то в силу ст. 210 ГК РФ обязанность по содержанию указанного объекта лежит на мэрии г. Ярославля.
Как следует из письма заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение гражданской обороны №, расположенное по адресу <адрес>, не готово к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В нарушение п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, (далее - Правила) в защитных сооружениях системы вентиляции, энергоснабжения и канализации находятся в нерабочем состоянии. Для их восстановления необходимо произвести замену фильтровентиляционного оборудования, 4-х лампочек, прочистить сантехническое оборудование (унитазы, раковины).
В нарушение п. 4.5.2 Правил отсутствуют емкости запаса питьевой воды. В связи с чем, необходимо оборудовать защитное сооружение емкостями для запаса питьевой воды.
В нарушение п. 3.6. Правил в защитном сооружении отсутствует следующая документация: паспорт убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал проверки состояния убежища; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим убежища; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
В нарушение п. 10.12. "СНиП И-11-77*. Часть II. Нормы проектирования. Глава 11. Защитные сооружения гражданской обороны", утв. Постановлением Госстроя СССР от 13.10.1977 N 158 защитное сооружение не обеспечено первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими типовыми правилами пожарной безопасности. Для устранения указанного недостатка защитное сооружение должны быть оснащено двумя огнетушителями, емкостью с песком и ломом.
Представители ответчика не отрицали наличие указанных в письме недостатков и необходимость их устранения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Ярославля удовлетворить, обязать мэрию г. Ярославля в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно:
- восстановить работоспособность инженерных систем вентиляции, энергоснабжения и канализации путем замены фильтровентиляционного оборудования, четырех лампочек электроосвещения, проведения ревизии сантехнического оборудования, восстановления работоспособности унитаза и раковины;
- разместить в защитном сооружении гражданской обороны емкость запаса питьевой воды;
- укомплектовать пожарный щит пожарным имуществом путем размещения двух огнетушителей, одного лома и емкости с песком;
- обеспечить защитное сооружение документацией, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ № 583 от 15.12.2002 года.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | А.В. Мухин |