дело по иску о возложении обязанности обеспечить готовность к эксплуатации защитного сооружения, решение вступило в законную силу 16.08.2012 года



Дело № 2-1396/12

Изгот.ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

16 мая 2012 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Дмитриевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля о возложении обязанности обеспечить готовность к эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны,

у с т а н о в и л :

Прокурор Кировского района г. Ярославля на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к мэрии г. Ярославля, в котором просил обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны , расположенного по адресу: <адрес> к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Исковые требования мотивировал тем, что защитное сооружение гражданской обороны инв. , находящееся в муниципальной собственности, не готово к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

С учетом последующего уточнения исковых требований прокурор просил суд обязать мэрию г. Ярославля в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны , расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно:

- восстановить работоспособность инженерных систем вентиляции, энергоснабжения и канализации путем замены фильтровентиляционного оборудования, четырех лампочек электроосвещения, проведения ревизии сантехнического оборудования, восстановления работоспособности унитаза и раковины;

- разместить в защитном сооружении гражданской обороны емкость запаса питьевой воды;

- укомплектовать пожарный щит пожарным имуществом путем размещения двух огнетушителей, одного лома и емкости с песком;

- обеспечить защитное сооружение документацией, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ № 583 от 15.12.2002 года.

В судебном заседании представитель прокурора Кировского района г. Ярославля Ерохин Я.С., действующий на основании служебного удостоверения, уточненные исковые требования поддержал.

Представители мэрии г. Ярославля (ответчика) - Пасхин В.М. и Манаев А.М., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали. Считают мэрию ненадлежащим ответчиком по настоящему спору в связи с тем, что по смыслу закона защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности, а потому отсутствуют основания для возложения на мэрию г. Ярославля обязанности по их содержанию. При этом не отрицали факт неготовности защитного сооружения к приему укрываемых, и необходимости выполнения на нем работ, указанных в уточненном исковом заявлении прокурора.    

Иные участвующие в деле лица: Главное управление МЧС России по Ярославской области, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» г. Ярославля, ОАО «РЭУ-1» (третьи лица) - явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены.

В связи с чем, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Судом установлено, что распоряжением ОРГАНИЗАЦИЯ1 от ДД.ММ.ГГГГ в состав казны города Ярославля включен ряд нежилых помещений, в том числе подвал и убежище, расположенные в доме по <адрес>.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В силу ст. 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля № 42 от 16.10.1995 г., мэрия г. Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества; организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Таким образом, доводы представителей ответчика о том, что защитное сооружение гражданской обороны находится в федеральной собственности и в обязанности мэрии г. Ярославля не входит поддержание защитного сооружения в состоянии готовности, не основаны на законе.

Ссылка ответчика на постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 является несостоятельной, так как из данного нормативного акта не следует, что защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности.

В силу п. 1 приложения № 3 к данному постановлению объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации), являются объектами муниципальной собственности.

Поскольку защитное сооружение было принято в муниципальную собственность (распоряжение ОРГАНИЗАЦИЯ2 от ДД.ММ.ГГГГ) и законность такого принятия защитного сооружения в муниципальную собственность в установленном законом порядке не оспорена, то в силу ст. 210 ГК РФ обязанность по содержанию указанного объекта лежит на мэрии г. Ярославля.

Как следует из письма заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение гражданской обороны , расположенное по адресу <адрес>, не готово к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В нарушение п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, (далее - Правила) в защитных сооружениях системы вентиляции, энергоснабжения и канализации находятся в нерабочем состоянии. Для их восстановления необходимо произвести замену фильтровентиляционного оборудования, 4-х лампочек, прочистить сантехническое оборудование (унитазы, раковины).

В нарушение п. 4.5.2 Правил отсутствуют емкости запаса питьевой воды. В связи с чем, необходимо оборудовать защитное сооружение емкостями для запаса питьевой воды.

В нарушение п. 3.6. Правил в защитном сооружении отсутствует следующая документация: паспорт убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал проверки состояния убежища; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим убежища; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.

В нарушение п. 10.12. "СНиП И-11-77*. Часть II. Нормы проектирования. Глава 11. Защитные сооружения гражданской обороны", утв. Постановлением Госстроя СССР от 13.10.1977 N 158 защитное сооружение не обеспечено первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими типовыми правилами пожарной безопасности. Для устранения указанного недостатка защитное сооружение должны быть оснащено двумя огнетушителями, емкостью с песком и ломом.

Представители ответчика не отрицали наличие указанных в письме недостатков и необходимость их устранения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Ярославля удовлетворить, обязать мэрию г. Ярославля в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны , расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно:

- восстановить работоспособность инженерных систем вентиляции, энергоснабжения и канализации путем замены фильтровентиляционного оборудования, четырех лампочек электроосвещения, проведения ревизии сантехнического оборудования, восстановления работоспособности унитаза и раковины;

- разместить в защитном сооружении гражданской обороны емкость запаса питьевой воды;

- укомплектовать пожарный щит пожарным имуществом путем размещения двух огнетушителей, одного лома и емкости с песком;

- обеспечить защитное сооружение документацией, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ № 583 от 15.12.2002 года.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

А.В. Мухин