дело по иску о взыскании недополученной пенсии, решение вступило в законную силу 13.08.2012 года



Дело № 2-1395 /12

Изгот. ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

29 мая 2012 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Дмитриевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цыбенко Бориса Семеновича к Военному комиссариату Ярославской области о взыскании недополученной пенсии, возмещения убытков и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Цыбенко Б.С. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ, пенсия за выслугу лет была назначена ОРГАНИЗАЦИЯ1 с указанной даты.

Впоследствии Цыбенко Б.С., являясь гражданином Российской Федерации, неоднократно изменял место жительства, последовательно проживая на территории <адрес> и Российской Федерации, что влекло начисление ему пенсии в соответствии с законодательством страны по месту его проживания.

ДД.ММ.ГГГГ Цыбенко Б.С. обратился в Военный комиссариат Ярославской области с заявлением о выплате ему пенсии на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», но получил отказ, мотивированный тем, что он имеет постоянное место жительства на территории <адрес>, а на территории Российской Федерации зарегистрирован временно по месту своего пребывания. Вместе с тем, назначение пенсии на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» производится по месту жительства гражданина.

Считая данный отказ незаконным, Цыбенко Б.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ярославской области, в котором просил обязать ответчика выплатить ему пенсию за ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ. (Спорный период невыплаты ему пенсии объясняет тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Ярославским военным комиссариатом Ярославской области истцу была назначена пенсия после предоставления документов о его регистрации по месту жительства в <адрес>.) Кроме того, Цыбенко Б.С. просил взыскать с ответчика (в лице начальника отдела пенсионного и социального обеспечения областного военкомата) в счет возмещения причиненного ему материального ущерба денежную сумму в размере невыплаченной пенсии за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также с ответчика (в лице военного комиссара Ярославской области) в счет возмещения причиненного истцу морального вреда – 120 000 рублей. Впоследствии исковые требования о возмещении материального вреда Цыбенко Б.С. были дополнены требованием о компенсации ему за счет ответчика расходов на проезд из <адрес> в <адрес> и обратно в периоды: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Необходимость компенсации данных расходов за счет ответчика объясняет тем, что во время указанных поездок по вине военкомата был вынужден решать вопросы своей регистрации по месту жительства, обращения в суд с настоящим иском и присутствия в судебных заседаниях.

Учитывая, что исковые требования Цыбенко Б.С., мотивированы неправомерностью действий должностных лиц Военного комиссариата Ярославской области (военного комиссара и начальника отдела пенсионного и социального обеспечения областного военкомата), совершенных при исполнении своих должностных обязанностей, суд признает надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору Военный комиссариат Ярославской области.

В данном случае суд отмечает, что в силу ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный работниками юридического лица при исполнении своих служебных обязанностей, возмещается данным юридическим лицом.

В судебное заседание истец Цыбенко Б.С. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен под расписку, об отложении дела слушанием не просил.

Ранее, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, Цыбенко Б.С. исковые требования (с учетом их дополнения) поддерживал согласно правовой позиции, изложенной в исковом заявлении (л.д. 3-4) и письменных возражениях истца на отзыв ответчика на иск, приобщенных к материалам дела (л.д. 47- 54). Дополнительно пояснял, что незаконность действий (бездействия) ответчика усматривает в игнорировании Военным комиссариатом Ярославской области его обращения от ДД.ММ.ГГГГ о разъяснении причины отказа в выплате пенсии.

Представитель ответчика Военного комиссариата Ярославской области – Панкратов Е.А., действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований Цыбенко Б.С. возражал, ссылаясь на их необоснованность, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, представленном в материалы дела (л.д. 16 - 19).

Ответчик – начальник Центра социального обеспечения Военного комиссариата Ярославской области Костерин М.В. – в судебное заседание явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

С учетом изложенного, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке участвующих в деле лиц.

Выслушав представителя Военного комиссариата Ярославской области, изучив письменные материалы гражданского дела и личного дела Цыбенко Б.С., суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Цыбенко Б.С. и отказывает в их удовлетворении ввиду следующего.

Как установлено судом, Цыбенко Б.С. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ (приказ командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ ). Пенсия за выслугу лет была назначена Цыбенко Б.С. ОРГАНИЗАЦИЯ1 с ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии Цыбенко Б.С., являясь гражданином Российской Федерации, неоднократно изменял место жительства, последовательно проживая на территории <адрес> и Российской Федерации, что влекло начисление ему пенсии в соответствии с законодательством страны по месту его проживания.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

ДД.ММ.ГГГГ Цыбенко Б.С. обратился в Военный комиссариат Ярославской области с заявлением о выплате ему пенсии на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», но получил отказ, мотивированный тем, что заявитель постоянно проживает на территории <адрес>, а на территории Российской Федерации зарегистрирован временно по месту своего пребывания.

Факт постоянного проживания Цыбенко Б.С. в данный период времени на территории <адрес> подтверждается его регистрацией по месту жительства по адресу: <адрес>, наличием у него разрешения на постоянное проживание на территории <адрес>, отсутствием обращения истца в отдел по гражданству и миграции по вопросу выезда на постоянное жительства в Российскую Федерацию (справка ОРГАНИЗАЦИЯ3 от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 21).

Вместе с тем, согласно ст. 4 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в других государствах, с которыми Российской Федерацией, либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).Вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.

Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, подписанным как Российской Федерацией, так и <адрес>, предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При этом, назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производиться по их месту жительства (ч. 1 ст. 6 Соглашения).

При переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства – участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера (ст. 7 Соглашения).

Таким образом, Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года как назначение пенсии, так и пересмотр ее размера связывает с местом жительства лица, имеющего право на получение пенсии.

В Российской Федерации понятия «постоянное жительство» и «место пребывания» определены федеральным законодательством.

Так, Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации» проживание гражданина определяется его постоянной регистрацией по месту жительства, о чем, согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года, производится соответствующая отметка в их паспортах.

В связи с чем, исходя из норм международного Соглашения от 13 марта 1992 года и российского пенсионного законодательства может быть сделан вывод, что необходимым условием для реализации права на получение пенсии на территории Российской Федерации для граждан, переселяющихся в Российскую Федерацию, является постоянное проживание на ее территории, а не временное пребывание.

Получение пенсии, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», лицом, проживающим на территории другого государства, в том числе государства - участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, противоречит условиям данного международного Соглашения.

В соответствии с абз. 7 ст. 56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Однако, данная правовая норма регулирует порядок выплаты пенсий, а не порядок их назначения или перерасчета. Во взаимосвязи указанной правовой нормы и положений ст.ст. 1, 4, 11 настоящего Закона этот порядок выплаты пенсий относится только к назначенным пенсиям на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд признает не имеющей отношения к рассматриваемому спору ссылку истца на признание постановлением Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 г. № 11-П положений статьи 56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в той части, в какой они предусматривают выплату пенсий только на основании документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

При этом, суд отмечает, что отказ Военного комиссариата Ярославской области в назначении (перерасчете) пенсии Цыбенко Б.С. основан непосредственно на положениях международного Соглашения от 13 марта 1992 года.

Как усматривается из материалов пенсионного дела Цыбенко Б.С., после предоставления истцом адресного листка убытия с указанием о снятии его с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ с указанного времени ответчиком ему стала выплачиваться пенсия за выслугу лет на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»

При этом, пенсионное дело Цыбенко Б.С. ДД.ММ.ГГГГ было направлено в ОРГАНИЗАЦИЯ2 для решения вопроса о выплате истцу пенсии за период до снятия его с регистрационного учета по прежнему месту жительства в <адрес>. Однако, сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное (личное) дело Цыбенко Б.С. было возвращено в Военный комиссариат Ярославской области без произведения доплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом Цыбенко Б.С. от получения пенсии за указанный период.

В связи с чем, суд отмечает, что права Цыбенко Б.С. на получение пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Военным комиссариатом Ярославской области нарушены не были.

Указанное обстоятельство влечет отказ Цыбенко Б.С. в удовлетворении исковых требований о возложении на Военный комиссариат Ярославской области обязанности по выплате ему пенсии за ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ.

Иные исковые требования Цыбенко Б.С. (о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда), а также требования о компенсации понесенных истцом судебных расходов удовлетворению не подлежат ввиду их производного характера от требования о выплате пенсии. Кроме того, суд отмечает необоснованность данных исковых требований, а именно: недоказанность истцом причиненных ему ответчиком убытков в размере пенсии за ДД.ММ.ГГГГ а также ДД.ММ.ГГГГ и незаконность требования истца о компенсации ему морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав, что противоречит положениям ст.ст. 151, 1099 ГК РФ).

Довод истца об игнорировании ответчиком его обращения от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о разъяснении причины отказа в выплате пенсии в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не подтвердился.

Как следует из пенсионного (личного) дела Цыбенко Б.С. ответ на данное обращение истца был подготовлен ДД.ММ.ГГГГ, направлен заявителю ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается записями учета входящей и исходящей корреспонденции в журнале учета предложений, заявлений и жалоб Военного комиссариата Ярославской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Цыбенко Борису Семеновичу в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья А.В. Мухин