Дело № 2-2585/12
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 17 июля 2012 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Маньковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимова Евгения Львовича к Военному комиссариату Ярославской области о признании права на получение компенсации за наем жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Анисимов Е.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Ярославской области о признании за ним права на получение компенсации за наем жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, уволен в запас по состоянию здоровья. При увольнении с военной службы жильем обеспечен не был, в связи с чем, в настоящее время стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в ОРГАНИЗАЦИЯ1. Поскольку до настоящего времени Анисимов Е.Л. жилым помещением на условиях социального найма по норме предоставления не обеспечен, то полагает, что имеет право на получение от ответчика компенсации за вынужденный наем жилого помещения до улучшения его жилищных условий.
Исковые требования мотивирует положениями ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Между тем, Военным комиссариатом Ярославской области истцу в компенсации расходов по найму жилого помещения отказано. Соответствующий отказ изложен в письме Военного комиссариата Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19). Доводы отказа ответчика в компенсации истцу расходов по найму жилого помещения сводятся к тому, что постановлением Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и приказом Министра обороны РФ № 235 от 16.06.2005 г. «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 909» денежная компенсация за наем жилых помещений выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Анисимов Е.Л. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, то права на получение соответствующей компенсации за наем жилых помещений он не имеет.
Считая данный отказ незаконным, Анисимов Е.Л. обжаловал его в судебном порядке, при этом просил суд признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения и возложить на Военный комиссариат Ярославской области обязанность производить выплату указанной компенсации с даты подачи им соответствующего заявления (с ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании Анисимов Е.Л. исковые требования поддержал согласно доводам, приведенным в исковом заявлении. Отметил, что незаконность отказа в предоставлении ему ответчиком компенсации за наем жилого помещения усматривает в его несоответствии положениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами ФИО1 и ФИО2».
Представитель Военного комиссариата Ярославской области – Кобзаренко В.И., действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований Анисимова Е.Л. возражал, указав на неприменимость к рассматриваемому спору положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ поскольку признанная данным постановлением неконституционной норма Федерального закона «О статусе военнослужащих» в установленном порядке не отменена и не изменена, а потому подлежит применению.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Анисимова Е.Л. подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Анисимов Е.Л. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, уволен в запас по состоянию здоровья в ДД.ММ.ГГГГ, имея выслугу лет 26 лет 11 месяцев.
При увольнении с военной службы Анисимов Е.Л. жильем обеспечен не был.
Во исполнение решения СУД1 от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) Анисимов Е.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ2 был включен в список очередников на получение жилых помещений.
Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются, подтверждены материалами дела, в связи с чем, суд считает их установленными.
Поскольку до настоящего времени Анисимов Е.Л. жилым помещением на условиях социального найма по норме предоставления не обеспечен, то полагает, что имеет право на получение от ответчика компенсации за вынужденный наем жилого помещения до улучшения его жилищных условий.
Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В случае невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок предоставления социальных гарантий, предусмотренных п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», определен постановлением Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года, утвердившим Положение «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Так, пунктом 4 постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 г. установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 1 Положения «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» данное Положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.
В силу абз. 2 п. 2 настоящего Положения решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Аналогичные правовые нормы установлены приказом Министра обороны РФ № 235 от 16.06.2005 г. «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 909».
Совокупность вышеприведенных правовых норм ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» позволяет сделать вывод о том, что правом на получение компенсации за наем жилого помещения от органов Министерства обороны РФ имеют граждане РФ, проходившие военную службу и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, перед которыми у Министерства обороны РФ на момент их увольнения с военной службы осталась неисполненной обязанность по обеспечению жильем.
Вместе с тем, суд полагает, что условие о постановке указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в срок до ДД.ММ.ГГГГ не должно умалять права лиц, имевших право на постановку на соответствующий учет органом местного самоуправления в указанный период времени, но в силу различных причин не воспользовавшихся данным правом.
Иное толкование закона повлечет различные правовые гарантии для лиц, имеющих одинаковый правовой статус - лиц, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не обеспеченных жилым помещением при увольнении и вынужденных арендовать жилье до выполнения государством своей обязанности по предоставлению им жилых помещений.
Суд отмечает, что после увольнения с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ Анисимов Е.Л. имел право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ОРГАНИЗАЦИЯ1 по избранному месту жительства на основании постановления Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", однако, данным правом не воспользовался по уважительной причине (ввиду возврата представленных им документов Военным комиссариатом Ярославской области).
Указанные обстоятельства были установлены СУД1 при рассмотрении гражданского дела № по иску Анисимова Е.Л. к ОРГАНИЗАЦИЯ1 и ОРГАНИЗАЦИЯ2 о признании незаконными решения городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) и приказа директора ОРГАНИЗАЦИЯ2 № от ДД.ММ.ГГГГ, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 20-22).
Более того, суд отмечает, что постановлением Конституционного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами ФИО1 и ФИО2» абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.
Соответственно, применение положений нормативного акта, признанных неконституционными, не допускается независимо от его официальной отмены или внесения в него необходимых изменений.
С учетом изложенного, суд признает за истцом право на получение компенсации за наем жилого помещения от Военного комиссариата Ярославской области - органа Министерства обороны РФ, в котором Анисимов Е.Л. состоит на учете в части его пенсионного обеспечения, независимо от даты признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. В данном случае суд исходит из того обстоятельства, что выплата соответствующей компенсации производится государством в целях минимизации бытовых неудобств лиц, уволенных с военной службы, обязанность по обеспечению жилыми помещениями которых им не исполнена.
Судом установлено, что Анисимов Е.Л. обратился в Военный комиссариат Ярославской области по вопросу выплаты ему компенсации за наем жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, однако, в выплате ему данной компенсации письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № было отказано.
Согласно п. 4 Инструкции «О мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации постановления «Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 235 от 16.06.2005 г., выплата денежной компенсации производится со дня обращения гражданина, уволенного с военной службы, указанного в заявлении, и за прошедшее время, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исковые требования Анисимова Е.Л. о признании незаконным отказа Военного комиссариата Ярославской области в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, признании за истцом права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В то же время, принимая во внимание, что в силу п. 2 постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:
в <адрес> и <адрес> - 15000 рублей;
в других городах и районных центрах – 3 600 рублей;
в прочих населенных пунктах - 2700 рублей,
суд считает необходимым возложить на Военный комиссариат Ярославской области обязанность производить истцу выплату денежной компенсации за наем жилого помещения в пределах установленных действующим законодательством норм.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Анисимова Евгения Львовича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Военного комиссариата Ярославской области в выплате Анисимову Евгению Львовичу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Признать за Анисимовым Евгением Львовичем право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Военный комиссариат Ярославской области производить выплату Анисимову Евгению Львовичу денежной компенсации за наем жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в пределах установленных действующим законодательством норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.В. Мухин