Дело № 2-2202/2012
Изготовлено 04 июля 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 28 июня 2012 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Кутузовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Косоурова Петра Алексеевича об обязании Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля поставить с момента увольнения из Вооруженных сил на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении как уволенного с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе,
у с т а н о в и л :
Косоуров П.А. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с исковым заявлением об обязании Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля поставить на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. В исковом заявлении Косоуров П.А. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля с заявлением о постановке его на очередь для получения жилья. Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля было отказано в постановке его на очередь в связи с тем, что такие заявления принимались до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Косоуров П.А. заявленные требования уточнил, просил обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля поставить его с момента увольнения из Вооруженных сил на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении как уволенного с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
В судебном заседании Косоуров П.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля с заявлением поставить его на очередь с момента увольнения из Вооруженных сил в качестве нуждающегося в жилом помещении как уволенного с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. В Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля обратился для получения жилья как военнослужащий. В Вооруженных силах прослужил более 20 лет, достиг предельного возраста. На момент увольнения не мог рассчитывать на какое-либо жилье. Уволился по собственному желанию. После увольнения прибыл в из <адрес>. Определился работать в пожарную часть, где прослужил до пенсии. Стоял по месту работы на очереди, но ничего не получил. Обратился в Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля только сейчас, так как раньше не знал, что можно обращаться. Общий стаж в вооруженных силах более 20 лет. Получает пенсию военнослужащего. На пенсию уходил из УВД. Просит поставить на очередь с даты увольнения из вооруженных сил – с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля – Велитченко С.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования Косоурова П.А. не признал, поддержал доводы отказа истцу в постановке на очередь по выслуге лет, изложенные в письме Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 7). Кроме того, указал, что Законом «О статусе военнослужащих» предусмотрено 3 основания обеспечения жилым помещением граждан, уволенных с военной службы: уволенных по состоянию здоровья, по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями. Этот список является закрытым. Данная категория граждан обеспечиваются за счет средств федерального бюджета. Истец был уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. Истцом не представлено доказательств, что в ДД.ММ.ГГГГ или в ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления знали, что Косоуров имеет намерение встать на очередь. Представлены доказательства только того, что он хочет встать на очередь в ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащие подают рапорт по команде за 3 года до увольнения с военной службы. Истец не подавал такого рапорта перед увольнением. Никто не ходатайствовал о постановке его на очередь. Узнали о желании Косоурова встать на очередь ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствовали основания в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на постановку истца на очередь как военнослужащего. До ДД.ММ.ГГГГ не информировал о желании встать на очередь. Также не соблюдены требования, установленные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ФКУ «3 ОФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» по удостоверению Михайлов А.В. в судебном заседании пояснил, что Косоуров поступил на службу в ДД.ММ.ГГГГ, уволен ДД.ММ.ГГГГ. Приказ об увольнении ДД.ММ.ГГГГ. За время прохождения службы в отряде был поставлен на учтет жилищно-бытовой комиссией, в списках числился, но после увольнения был исключен из списков. Ни заявки, ничего от него не поступало. Отряд является договорным подразделением, охраняет только одно крупное предприятие г.Ярославля – ОРГАНИЗАЦИЯ 1. Для сотрудников пожарной охраны предприятие выделяло жилье, Косоуров был поставлен на очередь, но впоследствии предприятие перестало обеспечивать работников жильем.
Третье лицо Министерство обороны РФ, явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Третье лицо Военный комиссариат по ЯО представил письменный отзыв на исковое заявление, против удовлетворения заявленных требований возражал, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г.Ярославля по доверенности Ярунова Н.Т. полагала, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать. Поддержала позицию ответчика. Пояснила, что истец в органах местного самоуправления в очереди на предоставление жилья не стоял. Учет может быть только тех военнослужащих, которые подали заявление до ДД.ММ.ГГГГ
В последующем территориальная администрация Фрунзенского района мэрии г.Ярославля в судебное заседание своего представителя не направила, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, поддержали позицию, изложенную ранее.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, письменный отзыв Военного комиссариата Ярославской области, суд приходит к выводу, что исковые требования Косоурова П.А. не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Судом установлено, что Косоуров П.А. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Уволен с действительной военной службы ДД.ММ.ГГГГ Приказом Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны № от ДД.ММ.ГГГГ в запас по собственному желанию. Общий срок службы на офицерских должностях после окончания ВУЗа – 10 лет 6 месяцев.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в УВД Ярославской области - в военизированной пожарной части №15 отряда ВПО-2 УГПС УВД Ярославской области. ДД.ММ.ГГГГ уволен по ст.58 п. «в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел РФ приказом УВД Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №
На учете граждан, нуждающихся в жилых помещения за период прохождения военной службы в Вооруженных силах не состоял. За период работы в пожарной части № отряда ВПО-2 УГПС УВД Ярославской области (впоследствии реорганизованной в ФКУ «3 ОФПС ГПС по ЯО (договорной)») был признан нуждающимся в жилом помещении, включен в список работников, нуждающихся в получении жилого помещения, после увольнения из данных списков Косоуров П.А. был исключен.
ДД.ММ.ГГГГ Косоуров П.А. обратился в Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля с заявлением о постановке его на очередь для получения жилья, как уволенного из вооруженных сил по выслуге лет.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения Косоурова П.А. Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля принято решение об отказе в постановке на очередь граждан, уволенных с военной службы, в связи с отсутствием оснований.
В соответствии с п.1 ст.15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих») государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент увольнения истца с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей подлежали обеспечению органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.Из смысла приведенной выше нормы закона, реализация права на обеспечение жилым помещением зависела от воли данного лица - подачи соответствующего заявления в органы исполнительной власти для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Истцом не представлено каких-либо документов, подтверждающих обращение Косоурова П.А. в период прохождения военной службы, а также после увольнения с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ и ранее ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением в органы исполнительной власти.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила).
Данными Правилами установлен единый порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно Правилам (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов, в отношении военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 12).
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п. 13).
Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.
Судом установлено, что ходатайств в органы местного самоуправления о постановке Косоурова П.А. на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий не поступало.
Кроме того, согласно пункту 2.1. статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», как в действующей редакции, так и в более ранних редакциях, обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма предусмотрена для граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и производится органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) при условии, если они приняты на соответствующий учет до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. «а» п. 6 Постановления Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации …. уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из представленных суду документов, в том числе приказа об увольнении с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ, послужного списка, следует что Косоуров П.А. уволен с военной службы в запас по собственному желанию.
Приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ в части несогласия с основанием увольнения с военной службы Косоуровым П.А. не обжаловался.
Таким образом, судом установлено, что истец не относится ни к одной из предусмотренных ФЗ «О статусе военнослужащих» категории граждан, уволенных с военной службы, которые обеспечиваются органами исполнительной власти жилыми помещениями.
Кроме того, суду не представлено истцом доказательств то го, что он до ДД.ММ.ГГГГ обращался в органы исполнительной власти по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как уволенного с военной службы, равно как и доказательств того, что он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
С учетом изложенного, заявленные требования об обязании Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля поставить с момента увольнения из Вооруженных сил на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении как уволенного с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Косоурову Петру Алексеевичу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья | Е.С.Логвинова |