дело по заявлению о признании нормативных актов умаляющими права инвалидов, определение вступило в законную силу 04.09.2012 года



Дело 2-3159/12

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ярославль 17 августа 2012 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Дмитриевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дьякова Андрея Игоревича, Сорокина Николая Александровича, Ермолиной Марины Александровны о признании нормативных актов органа местного самоуправления умаляющими права инвалидов,

у с т а н о в и л :

Дьяков А.И., Сорокин Н.А., Ермолина М.А. (в лице своего представителя Симона А.А.) обратились в суд с заявлением о признании постановления мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства» умаляющим право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предусмотренное ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и возложении на мэрию г. Ярославля обязанности по приведению указанного постановления в соответствие с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения права инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Впоследствии, с учетом полученной информации о внесении постановлением мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ изменений в постановление мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ и изложении Положения о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства в новой редакции заявленные Дьяковым А.И., Сорокиным Н.А. и Ермолиной М.А. требования были дополнены требованиями признания постановления мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ » умаляющим право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предусмотренное ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и возложении на мэрию г. Ярославля обязанности по приведению указанного постановления в соответствие с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения права инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В судебное заседание заявители: Дьяков А.И., Сорокин Н.А., Ермолина М.А. не явились, доверив представление своих интересов в суде Симону А.А., о времени и месте судебного заседания извещены.

Представитель заявителей Симон А.А., действующий на основании доверенностей, уточнил, что заявителями не оспаривается законность постановлений мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а указывается на то, что в утвержденном указанными постановлениями Положении о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в отличие от иных категорий граждан, не предусмотрен порядок предоставления земельных участков такой категории граждан, как инвалиды. В связи с чем, положения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о первоочередном получении инвалидами земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории города Ярославля фактически не применяются.

Представитель мэрии г. Ярославля – Кофанова О.С., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований заявителей возражала, отметив, что пунктом 1.2.3 Положения о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено распространение действия настоящего Положения на граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющих в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, с учетом положений ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», данный пункт относится и к гражданам-инвалидам. При этом, наличие Положения о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствующей редакции не исключает право граждан-инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства на иных условиях нежели бесплатное приобретение в собственность.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по настоящему делу подлежит прекращению ввиду следующего.

Как следует из заявлений Дьякова А.И., Сорокина Н.А. и Ермолиной М.А., поступивших в суд, пояснений представителя заявителей в судебном заседании, заявители обратились в суд для защиты своего права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства путем возложения на мэрию г. Ярославля обязанности по внесению в Положение о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства», утв. постановлением мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ), дополнений, связанных с распространением действия данного Положения на граждан-инвалидов.

В то же время, способы защиты нарушенных гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.

При этом, в силу указанной правовой нормы, защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем, суд также отмечает, что Конституцией Российской Федерации гарантирован принцип независимости и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной власти.

Согласно указанному принципу органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия независимо в пределах полномочий, предусмотренных законом.

Полномочия суда в рассматриваемом случае ограничены возможностью признания правовых актов недействующими (полностью или частично) и не подлежащими применению (ст. 253 ГПК РФ). Последствием признания правового акта недействительным в судебном порядке является неприменение данного правового акта для регулирования общественных отношений. Принятие новых или изменение ранее действующих правовых норм в данном случае не происходит, поскольку судебные органы не вправе подменять функции законодательных или исполнительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Таким образом, возможность рассмотрения судом требований заявителей о возложении обязанности по внесению изменений в нормативный акт органа местного самоуправления действующим гражданским процессуальным законом не предусмотрена.

В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Производство по заявлению Дьякова Андрея Игоревича, Сорокина Николая Александровича, Ермолиной Марины Александровны о признании нормативных актов органа местного самоуправления умаляющими права инвалидов прекратить.

Разъяснить заявителям, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в течение 15 дней в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья А.В. Мухин