дело по заявлению об оспаривании отказа в выдаче разрешения на работу, решение вступило в законную силу 11.09.2012 года



Дело № 2 - 3246 /2012                Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    г.Ярославль                                09 августа 2012 г.

    Кировский районный суд г.Ярославля в составе:

Председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

При секретаре Гордеевой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Баркару Виктора, Плэчинте Вячеслава, Бундуки Сергея, Коновалчука Александра, Гричкана Ионы, Еремия-Цону Виктора, Тундора Трофима, Гроицэ Николая, Гроицэ Валериу, Наку Игоря, Дыру Анатолия, Баркару Василия об оспаривании отказа УФМС России по Ярославской области в выдаче разрешения на работу,

У С Т А Н О В И Л :

    Баркару Виктор, Плэчинте В., Бундуки С., Коновалчука А., Гричкан И., Еремия-Цону В., Тундора Т., Гроицэ Н., Гроицэ В., Наку И., Дыру А., Баркару Василий обратились в Кировский районный суд г.Ярославля с заявлениями об оспаривании отказа УФМС России по Ярославской области в выдаче разрешения на работу. В заявлениях указано, что Гричкан И. ДД.ММ.ГГГГ, а остальные заявители- ДД.ММ.ГГГГ обратились в УФМС России по Ярославской области о выдаче им разрешений на работу, представив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ в Отделе по вопросам трудовой миграции УФМС России по Ярославской области сообщили об отказе в выдаче разрешения на работу и отказали в выдаче уведомления. Считают, что установленные ст.17 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» основания к отказу в выдаче разрешения на работу отсутствуют.

    Судом заявления Баркару Виктора, Плэчинте В., Бундуки С., Коновалчука А., Гричкана И., Еремия-Цону В., Тундора Т., Гроицэ Н., Гроицэ В., Наку И., Дыру А., Баркару Василия объединены в одно производство, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ИП Калугин В.В.

    В судебном заседании заявители Баркару Виктор, Плэчинте В., Бундуки С., Коновалчук А., Гричкан И., Еремия-Цону В., Тундор Т., Гроицэ Н., Гроицэ В., Наку И., Дыру А., Баркару Василий и их представитель по устному заявлению Герасимова О.В., представляющая также и интересы ИП Калугина В.В., доводы заявлений поддержали. Герасимова О.В. указала, что закон не содержит такого основания к отказу в выдаче разрешения на работу как отсутствие у работодателя квоты на привлечение иностранной рабочей силы, а потому отказ в выдаче разрешения на работу является незаконным. Представитель заявителей обратила внимание суда на то, что квота на привлечение иностранной рабочей силы выдается на субъект Российской Федерации, а не на конкретных работодателей, следовательно, отсутствие у ИП Калугина В.В. квоты не имеет значения при разрешении таких вопросов. Вместе с тем указала, что государственная услуга гражданам ГОСУДАРСТВА1 фактически оказана не была- государственная пошлина была уплачена за получение разрешения, тогда как ни разрешения на работу, ни уведомления об отказе в выдаче разрешений заявителям не выдавались. Кроме того, пояснила, что миграционная служба могла рассмотреть заявления граждан ГОСУДАРСТВА1 о выдаче разрешения на работу на период их временного пребывания на территории Российской Федерации вне зависимости от указания в заявлении работодателя, поскольку трудовые договоры с ИП Калугиным В.В. фактически не заключены, работа у ИП Калугина В.В. являлась лишь одним из вариантов их трудоустройства.

    ИП Калугин В.В. в судебное заседание явился, доводы заявлений поддержал по тем же основаниям.

    Представители УФМС России по Ярославской области по доверенности Смирнова И.Н. и Суходольская А.М. с заявлениями не согласились по основаниям, изложенным в отзывах. Доводы отзывов на заявления сводятся к следующему. ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по Ярославской области обратилась представитель ИП Калугина В.В. Герасимова О.В. с заявлением о выдаче разрешения на работу гражданам ГОСУДАРСТВА1 Баркару Виктору, Плэчинте В., Бундуки С., Коновалчука А., Еремия-Цону В., Тундора Т., Гроицэ Н., Гроицэ В., Наку И., Дыру А., Баркару Василию. ДД.ММ.ГГГГ Герасимова О.В. обратилась с заявлением о выдаче разрешения на работу гражданину ГОСУДАРСТВА1 Гричкану И.

    ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе заявителям в выдаче разрешения на работу в связи с отсутствием квоты на привлечение иностранной рабочей силы у ИП Калугина В.В. Решение об отказе было направлено почтой на указанные представителем адреса. ДД.ММ.ГГГГ принято аналогичное решение в отношении заявления Гричкана И. Принимая такое решение, миграционная служба исходила из следующих положений нормативных актов.

В соответствии с п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 18 Федерального закона, выдаётся федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу. Пункт 2 ст. 13.1 Федерального закона устанавливает, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учётом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации. Пунктами 1,2,6 ст. 13.1, пунктами 1, 2, 3, 4 ст. 18.1 Федерального закона, Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783, установлен порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации, предусматривающий формирование квот с целью поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учётом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и определения потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками. Названные квоты формируются путем подачи работодателями в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности, заявок. Приказом Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2011 № 315 утверждены уточнённые сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2012 году. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2011 № 1434н было утверждено распределение по субъектам Российской Федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, в том числе, на РЕГИОН1 выделено 7566 разрешений. По сведениям ОРГАНИЗАЦИИ1 ИП Калугин В.В. в заявочной кампании на ... год не участвовал, квота на привлечение иностранной рабочей силы в ... году ему не выделялась. Представителю Герасимовой О.В. был разъяснён порядок подачи заявления о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в безвизовом порядке, на срок временного пребывания (в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13.1 Федерального закона), а также порядок продления полученного разрешения на работу в соответствии с пп. 7.1 п. 7 ст. 13.1 Федерального закона, на срок действия заключённого с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации. Управление просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Дополнительно представители УФМС России по Ярославской области пояснили, что Управление готово исправить ошибку, заключающуюся в направлении уведомлений об отказе в выдаче разрешения на работу в адрес работодателя ИП Калугина В.В., и направить уведомления в адрес каждого из заявителей.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявления не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по Ярославской области поступили заявления о выдаче разрешения на работу от граждан Молдовы Баркару Виктора, Плэчинте В., Бундуки С., Коновалчука А., Еремия-Цону В., Тундора Т., Гроицэ Н., Гроицэ В., Наку И., Дыру А., Баркару Василия. ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от Гричкана И. о выдаче разрешения на работу. В своих заявлениях каждый из заявителей просил выдать разрешение на работу на срок до года, указав в качестве работодателя ИП Калугина В.В., приобщив к заявлению копию трудового договора с ИП Калугиным В.В.

ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Ярославской области направило в адрес ИП Калугина В.В. уведомления об отказе в выдаче разрешения на работу Баркару Виктору, Плэчинте В., Бундуки С., Коновалчуку А., Еремия-Цону В., Тундору Т., Гроицэ Н., Гроицэ В., Наку И., Дыру А., Баркару Василию, а ДД.ММ.ГГГГ было направлено в эти же адреса уведомление об отказе в выдаче разрешения на работу Гричкану И. Основанием к отказу явилось отсутствие у ИП Калугина В.В. квоты на ... год на привлечение иностранной рабочей силы.

Суд считает несостоятельными доводы представителя заявителей в той части, что миграционной службой фактически заявления граждан ГОСУДАРСТВА1 не были рассмотрены, и соответствующая государственная услуга не была оказана. Из содержания уведомлений с очевидностью следует, что УФМС России по Ярославской области отказало именно заявителям в выдаче разрешения на работу. Ошибка сотрудника УФМС России по Ярославской области, заключающаяся в направлении уведомлений об отказе в выдаче разрешения на работу в адрес ИП Калугина В.В., не свидетельствует о том, что заявления граждан ГОСУДАРСТВА1 остались без рассмотрения.

Суд считает, что отказ в выдаче заявителям разрешений на работу соответствует требованиям закона.

Согласно ст.17 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Данный порядок определен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон № 115-ФЗ).

Пунктом 1.1 ст.13.1 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что разрешение на работу выдается иностранному гражданину: 1) на срок временного пребывания, либо 2) на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.2 Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ Управление Федеральной миграционной службы по Ярославской области рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации (п. 6 ст.13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Согласно п.4.5 ст.13 Федерального закона № 115-ФЗ, работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Статьей 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

Квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

    Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

Квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам в Российской Федерации на ... год установлены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год».

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3.11.2011 г. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2011 № 1434н было утверждено распределение по субъектам Российской Федерации на ... год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, в том числе, на РЕГИОН1 выделено 7566 разрешений.

Потребность в привлечении иностранных работников и формирование квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации определяются соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783. Согласно Правилам потребность в привлечении иностранных работников определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ на основании предложений субъектов Российской Федерации с учетом сложившегося положения на российском рынке труда (п.24), обобщенного предложения, сформированного на основе предложений субъектов Российской Федерации по обеспечению вакантных и создаваемых рабочих мест Федеральной службы по труду и занятости населения (п.25).

Предложения субъектов Российской Федерации формируются на основе решений соответствующих межведомственных комиссий (п.21). Такие решения принимаются по итогам рассмотрения поданных до 1 мая каждого года заявок работодателей с учетом данных территориальным органом Федеральной миграционной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключений и информации Государственной инспекции труда. При этом межведомственные комиссии вправе отклонить полностью или частично заявки работодателей, уменьшить объемы привлечения иностранной рабочей силы.

Таким образом, рассматриваемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ предложения субъектов Российской Федерации формируются на основе заявок работодателей о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Проекты постановлений Правительства Российской Федерации об определении потребности в привлечении иностранных работников на очередной год, об утверждении на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу подготавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с Министерством экономического развития РФ, Министерством регионального развития РФ, Федеральной миграционной службы (п.27), данный проект готовится на основании всей собранной информации о потребности в привлечении иностранной рабочей силы.

Согласно п.32.1 Правил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой в месячный срок с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации об утверждении на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утверждает распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации, профессиям, специальностям и квалификации иностранных работников, а также странам их происхождения (государствам гражданской принадлежности), иным экономическим и (или) социальным критериям.

То есть квота на привлечение иностранной рабочей силы в субъекте Российской Федерации в конечном итоге зависит от количества поданных в этом регионе заявок работодателей.

ИП Калугин В.В. заявку о потребности в иностранных работниках в установленном порядке в ОРГАНИЗАЦИЮ1 не подавал. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается. Таким образом, потребность в привлечении на территории РЕГИОНА1 иностранной рабочей силы, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в РЕГИОНЕ1 определены без учета нуждаемости ИП Калугина В.В. в привлечении к труду иностранных граждан.

При этом пункт 6 ст.13.1 Федерального закона № 115-ФЗ обязывает территориальные органы исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявлений иностранных граждан о выдаче разрешения на работу учитывать квоту на выдачу таких разрешений.

Учитывая изложенное, отказ УФМС России по Ярославской области в выдаче заявителям разрешения на работу суд признает правомерным, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и не противоречит им.

    Ссылку представителя заявителей на положения п.9 ст.18 Федерального закона №115-ФЗ суд считает несостоятельной.

    Пунктом 9 ст.18 Федерального закона № 115-ФЗ установлены основания к отказу в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину. Действительно, отсутствие заявки работодателя о потребности в рабочей силе не указано в данной норме в качестве основания к отказу в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину.

    Вместе с тем системное толкование норм Федерального закона № 115-ФЗ позволяет сделать вывод, что положения пункта 9 ст.18 Федерального закона № 115-ФЗ не исключают возможности отказа в выдаче разрешения на работу в соответствии с пунктом 6 ст.13.1 данного Закона, поскольку учет квоты является обязательным условием при разрешении заявлений иностранных граждан о выдаче разрешений на работу.

Нельзя признать правомерным утверждение представителя заявителей о том, что УФМС России по Ярославской области не должен был принимать во внимание указание в заявлениях на работодателя ИП Калугина В.В. и был обязан выдать разрешение на работу на период временного пребывания граждан ГОСУДАРСТВА1 на территории Российской Федерации.

В заявлениях граждан ГОСУДАРСТВА1 содержалась просьба выдать разрешение на работу на срок до одного года, имелась ссылка на работодателя ИП Калугина В.В., к заявлениям приобщены копии трудовых договоров с ИП Калугиным В.В. Соответственно, заявления граждан ГОСУДАРСТВА1 рассмотрены миграционной службой в порядке подп.2 п.1.1 ст.13.1 Федерального закона РФ. Оснований для рассмотрения данных заявлений применительно к правилам, содержащимся в подп.1 п.1.1 ст.13.1 Федерального закона № 115-ФЗ, у УФМС России по Ярославской области не имелось.

Не направление непосредственно заявителям письменного уведомления правового значения для разрешения поставленных перед судом вопросов не имеет, так как не влияет на законность вынесенных Управлением решений. Данное обстоятельство подлежит учету лишь при определении срока для обжалования такого решения, установленного п.7 ст.13.1 Федерального закона № 115-ФЗ. В данной ситуации, исходя из неполучения письменного уведомления, суд счел, что срок для обжалования решений УФМС России по Ярославской области заявителями не пропущен и рассмотрел представленные в суд заявления по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявлений Баркару Виктора, Плэчинте Вячеслава, Бундуки Сергея, Коновалчука Александра, Гричкана Ионы, Еремия-Цону Виктора, Тундора Трофима, Гроицэ Николая, Гроицэ Валериу, Наку Игоря, Дыру Анатолия, Баркару Василия об оспаривании отказа УФМС России по Ярославской области в выдаче разрешения на работу отказать.    

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

    Судья                                    И.Н.Бабикова