дело по иску об оспаривании решения гос. органа, решение вступило в законную силу 29.03.2011 года



Дело № 2-1341/11

Изгот.ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 09 марта 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Трошиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демидовой Людмилы Александровны к Департаменту строительства Ярославской области, ОАО «Сбербанк России» о признании незаконным отказа в санкционировании средств единовременной выплаты и возложении обязанности по санкционированию данной выплаты.

у с т а н о в и л :

Демидова Л.А. имеет право на предоставление ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства Ярославской области на имя Демидовой Л.А. было оформлено Свидетельство на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и открыт банковский счет для зачисления на него средств единовременной выплаты. На основании информации банка об открытии счета Департамент строительства Ярославской области произвел перечисление средств единовременной выплаты на банковский счет Демидовой Л.А..

Однако, впоследствии Департамент строительства Ярославской области отказался санкционировать расходование Демидовой Л.А. средств единовременной денежной выплаты по договору купли-продажи 1/2 доли в одноэтажном жилом доме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем письмом № от ДД.ММ.ГГГГ информировал филиал АКБ «Сберегательный банк России» (ОАО) Городское отделение № 17.

Считая указанный отказ в санкционировании расходования средств единовременной денежной выплаты незаконным, Демидова Л.А. обжаловала его в судебном порядке. При этом, просила суд обязать Департамент строительства Ярославской области перечислить причитающуюся ей сумму единовременной денежной выплаты в размере 1 083 600 рублей на ее счет в Ярославском городском отделении № 17 ОАО «Сбербанк России». Кроме того, просила обязать ОАО «Сбербанк России» в лице Ярославского городского отделения № 17 выдать ей указанную денежную сумму.

В судебном заседании Демидова Л.А., учитывая возражения представителей ответчиков, исковые требования уточнила, заявив требование о возложении на Департамент строительства Ярославской области обязанности по санкционированию расходования ею средств единовременной денежной выплаты по договору купли-продажи 1/2 доли в одноэтажном жилом доме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, на выдаче ей банком суммы единовременной денежной выплаты наличными денежными средствами не настаивала. В остальной части (о признании незаконным отказа Департамента строительства Ярославской области в санкционировании расходования средств единовременной денежной выплаты по договору купли-продажи 1/2 доли в одноэтажном жилом доме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования оставила без изменения.

Представитель ответчика - Департамента строительства Ярославской области – Ермакова О.Е., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований Демидовой Л.А. возражала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на иск.

Представитель ответчика - ОАО «Сбербанк России» – Паутова Н.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований Демидовой Л.А. также возражала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на иск, отметила, что поскольку решение о перечислении субсидии либо об отказе в перечислении субсидии принимается не Банком, а Департаментом строительства Ярославской области, то ОАО «Сбербанк России» является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Демидовой Л.А. и удовлетворяет их ввиду следующего.

Судом установлено, что Демидова Л.А. имеет право на предоставление ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» государственные полномочия по обеспечению мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны в виде улучшения их жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В связи с чем, Правительством Ярославской области принято постановление № 1-п от 11.01.2010 г. "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от 01.02.2006 N 32".

Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства ЯО № 1-п от 11.01.2010 г., предоставление указанных мер социальной поддержки возложено на Департамент строительства Ярославской области.

Согласно пункту 6 настоящего Порядка … предоставление мер социальной поддержки осуществляется один раз посредством приобретения гражданами жилых помещений в собственность или участия в долевом строительстве жилого помещения с компенсацией затрат в размере субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета либо предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства Ярославской области на основании п. 9 Порядка … было оформлено Свидетельство на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на имя Демидовой Л.А. и открыт банковский счет для зачисления на него средств единовременной выплаты. На основании информации банка об открытии счета Департамент строительства Ярославской области произвел перечисление средств единовременной выплаты в сумме 1 083 600 рублей на банковский счет Демидовой Л.А..

ДД.ММ.ГГГГ Демидовой Л.А. был заключен договор купли-продажи 1/2 доли в одноэтажном жилом доме <адрес>.

В соответствии с пунктом 14.1 Порядка … для осуществления расходования средств единовременной выплаты гражданин представляет в банк:

- в случае приобретения жилого помещения путем купли-продажи - подлинники и заверенные нотариально или органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, копии зарегистрированного договора купли-продажи жилого помещения с обременением (отсрочкой платежа), свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение;

- в случае строительства жилого помещения путем участия в долевом строительстве - заверенную нотариально или органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, копию зарегистрированного договора участия в долевом строительстве.

Департамент строительства Ярославской области в течение 3 рабочих дней с момента получения соответствующего запроса банка проверяет представленные документы и принимает решение о санкционировании расходования гражданином средств единовременной выплаты на строительство индивидуального жилого дома, оплату по договору купли-продажи жилого помещения или договору участия в долевом строительстве либо об отказе от санкционирования в случае оформления получателем единовременной выплаты указанных документов ненадлежащим образом или несоответствия жилого помещения требованиям, предусмотренным пунктом 12 Порядка.

Банк после получения информации о санкционировании Департаментом строительства Ярославской области оплаты договора купли-продажи жилого помещения осуществляет перечисление средств единовременной выплаты на счет продавца жилого помещения.

Таким образом, выдача единовременной денежной выплаты ее получателю наличными денежными средствами Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета не предусмотрена.

Согласно пункту 12 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета жилое помещение, приобретенное получателем единовременной денежной выплаты, должно быть пригодно для постоянного проживания гражданина и соответствовать установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, а также быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Рассмотрев запрос банка о санкционировании расходования средств единовременной выплаты Демидовой Л.А., Департамент строительства Ярославской области принял решение об отказе в санкционировании расходования средств, поскольку в приобретенном истицей домовладении отсутствует централизованное горячее водоснабжение, централизованное отопление и централизованная канализация.

Вместе с тем, в соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Отсутствие водопровода и канализированных уборных допускается в одно- и двухэтажных зданиях, расположенных в поселениях без централизованных инженерных сетей.

Между тем, город Ярославль имеет следующие централизованные инженерные сети: водопровод, горячее водоснабжение, отопление, газоснабжение, канализацию, электроснабжение.

Отказ Департамента строительства Ярославской области в санкционировании расходования средств единовременной денежной выплаты оформлен письмом № от ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая настоящий спор, суд отмечает, что задачей предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета является улучшение жилищных условий граждан, в установленном законом порядке признанных нуждающимися в улучшении данных условий и состоящих на соответствующем учете.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок и основания признания жилого помещения непригодным для проживания определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

Согласно п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8 Положения).

В силу пункта 41 Положения … отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Учитывая, что приобретенное Демидовой Л.А. домовладение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признано, основания для такого признания в настоящее время отсутствуют, суд приходит к выводу, что в результате заключения Демидовой Л.А. договора купли-продажи 1/2 доли в одноэтажном жилом доме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилищные условия истицы были улучшены, она перестала нуждаться в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. Таким образом, задача предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем Демидовой Л.А. за счет средств федерального бюджета была достигнута.

В силу п. 12 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета жилое помещение, приобретенное получателем единовременной денежной выплаты, должно быть не только пригодно для постоянного проживания гражданина и соответствовать установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, но и быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Программой комплексного социально-экономического развития города Ярославля на 2010-2011 годы, утвержденной решением муниципалитета г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ, отмечено, что жилищный фонд города Ярославля составляет 12,7 млн. кв. м. общей полезной площади, в том числе жилой - 11,8 млн. кв. м.. При этом, удельный вес жилищного фонда, обеспеченного горячим водоснабжением, составляет 98,4%, холодным водоснабжением - 99,8%, канализацией - 99,5%, центральным отоплением - 98,7%.

Таким образом, уровень благоустройства жилого фонда г. Ярославля допускает наличие жилых помещений не обеспеченных централизованным горячим водоснабжением, централизованным отоплением и централизованной канализацией.

Учитывая, что приобретенное Демидовой Л.А. домовладение находится в зоне индивидуальной жилищной застройки (<адрес>), суд отмечает благоустроенность данного жилого помещения применительно к конкретным условиям населенного пункта.

В связи с чем, отказ Департамента строительства Ярославской области в санкционировании Демидовой Л.А. расходования средств единовременной денежной выплаты по договору купли-продажи 1/2 доли в одноэтажном жилом доме № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Демидовой Людмилы Александровны к Департаменту строительства Ярославской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента строительства Ярославской области (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) в санкционировании расходования средств единовременной денежной выплаты.

Обязать Департамент строительства Ярославской области санкционировать расходование средств единовременной денежной выплаты Демидовой Людмилы Александровны по договору купли-продажи 1/2 доли в одноэтажном жилом доме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В иске к ОАО «Сбербанк России» Демидовой Людмиле Александровне отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья А.В. Мухин