дело по иску о предоставлении жилого помещения, решение вступило в законную силу 04.04.2011 года



Дело № 2-797/11

Изгот.ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 15 февраля 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Трошиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зайцевой Людмилы Леонидовны к мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Зайцева Л.Л.проживает по адресу: <адрес>, является собственником занимаемого жилого помещения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ занимаемое Зайцевой Л.Л. жилое помещение признано непригодным для проживания.

Распоряжением главы Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Л.Л. признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В связи с чем, Зайцева Л.Л. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. При этом, за Зайцевой Л.Л., как за лицом, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, было признано право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Постановлением мэра г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ «О расселении жилых помещений» было принято решение о расселении жилых помещений – квартир № в многоквартирном доме <адрес>, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Зайцевой Л.Л. не предоставлено.

Полагая, что признание за гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения влечет возникновение у органа местного самоуправления обязанности по незамедлительному предоставлению данному лицу жилого помещения, Зайцева Л.Л. обратилась в суд с иском к мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

В судебном заседании Зайцева Л.Л. исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчиков: мэрии г. Ярославля и Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля – Фролова Е.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования Зайцевой Л.Л. не признала, отметив, что постановлением мэра г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» норма предоставления жилых помещений на условиях социального найма определена в размере 17 кв.м. общей жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи. При этом, согласно п. 7 ст. 57 ЖК РФ, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, должна учитываться площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Поскольку, Зайцева Л.Л. имеет в собственности жилое помещение общей площадью 21,5 кв.м., превышающей норму предоставления, то предоставление ей жилого помещения на условиях социального найма не представляется возможным. Расселение Зайцевой Л.Л из жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, должно производиться по правилам, предусмотренным ст. 32 ЖК РФ, т.е. путем выплаты собственнику денежной компенсации за изымаемое у него жилое помещение для муниципальных нужд. В данном случае вопрос о предоставлении собственнику жилого помещения другого жилого помещения должен разрешаться по взаимной договоренности сторон. В настоящее время такая договоренность отсутствует, данный вопрос будет рассматриваться мэрией г. Ярославля при плановом расселении дома <адрес>.

Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля явку своего представителя в суд не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен.

С учетом изложенного, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает настоящее гражданское дело без данного ответчика.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Зайцевой Л.Л., в связи с чем, отказывает в их удовлетворении.

Судом установлено, что Зайцева Л.Л.проживает по адресу: <адрес>, является собственником занимаемого жилого помещения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). <адрес> занимаемого жилого помещения составляет 21.5 кв.м. (л.д.15).

Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ занимаемое Зайцевой Л.Л. жилое помещение признано непригодным для проживания (л.д. 8-9).

Распоряжением главы Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Л.Л. признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В связи с чем, Зайцева Л.Л. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. При этом, за Зайцевой Л.Л., как за лицом, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, было признано право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (л.д.10).

Постановлением мэра г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ «О расселении жилых помещений» было принято решение о расселении жилых помещений – квартир № в многоквартирном доме <адрес>, признанных в установленном порядке непригодными для проживания (л.д.14).

Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Зайцевой Л.Л. не предоставлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

Постановлением мэра г. Ярославля № 761 от 28.02.2005 г. «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» норма предоставления жилых помещений на условиях социального найма в г. Ярославле определена в размере не менее 17 кв.м. общей жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи.

Согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Между тем, указанная норма носит не обязательный, а разрешительный характер. В связи с чем, она не может быть принята судом во внимание при определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданину, при возражениях на то со стороны органа местного самоуправления.

В то же время, в силу ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, должна учитываться площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Поскольку Зайцева Л.Л. имеет в собственности жилое помещение, общая площадь которого превышает норму предоставления, предоставление ей жилого помещения на условиях социального найма по правилам статьи 57 ЖК РФ в настоящее время не представляется возможным.

Более того, суд отмечает, что на основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с разъяснением постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 22), в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1- 3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что Зайцева Л.Л. не обжалует бездействие органа местного самоуправления, который не принял решения о понуждении ее как собственника к ремонту либо сносу своего жилого помещения. Следовательно, процедура, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ, не начата. Вопрос о том, подлежит ли ремонту или реконструкции доля дома, принадлежащая Зайцевой Л.Л., не рассматривался.

В соответствии с подп. «и» п. 20 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14, предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.

Таким образом, требования Зайцевой Л.Л. о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ заявлены необоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Зайцевой Людмиле Леонидовне в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья А.В. Мухин