Вступило в законную силу 16.06.2010
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2010года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Алексеенко М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску Пирожниковой М.А. к Администрации г.Иркутска о возложении обязанности обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Пирожникова М.А. обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска о возложении обязанности обеспечить жилым помещением, указав, что она, Пирожникова М.А., Дата обезличена рождения, осталась без попечения родителей. Ее мать, ФИО2, 1954 года рождения, решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска Дата обезличена была лишена родительских прав. Отец - ФИО1 , согласно справке (форма Номер обезличен) от Дата обезличена , в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Постановлением главы администрации г.Иркутска Номер обезличен от Дата обезличена она была определена в детский дом и поставлена на полное государственное обеспечение. Закрепленного жилого помещения, на праве собственности не имеет. Согласно справке, распоряжением Номер обезличен от Дата обезличена состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации г. Иркутска. На Дата обезличена номер очереди - Номер обезличен. С 2006г. она является студенткой ..., с 2006г. по 2008г. обучалась по профессии ..., в настоящее время с 2008г.-2010г. обучается по профессии .... Она проживает в общежитии училища. По окончании ею ПУ Номер обезличен Дата обезличена Администрация г. Иркутска должна была предоставить ей жилье. В целях защиты ее жилищных прав администрацией ПУ Номер обезличен Дата обезличена в адрес отдела по учету и распределению жилья было направлено ходатайство о выделении ей жилой площади в 2008г., в связи с окончанием названого учебного заведения и снятием с Государственного обеспечения. По причине отсутствия жилого помещения она вынуждена была поступить обучаться на вторую специальность. Таким образом, с Дата обезличена по настоящее время жилое помещение администрацией г.Иркутска ей не предоставлено, что свидетельствует о бездействии администрации г.Иркутска по предоставлению ей жилого помещения и нарушает ее конституционные права. После окончания обучения в 2010г. она снова останется без жилья, а также закончится регистрация по месту пребывания. Без регистрации она не сможет встать на учет в Центр занятости населения, либо устроиться на работу. Просит суд обязать ответчика предоставить жилое помещение - квартиру в г.Иркутске для проживания, площадью не ниже установленных социальных норм и заключить договор социального найма.
Истец Пирожникова М.А., извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Иркутска - Шевкунова Т.А., действующая на основании доверенности от Дата обезличена Номер обезличен , исковые требования Пирожниковой М.А. не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с подпунктом 24 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) в частности относится решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Названные положения конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ. Таким образом, исходя из абзаца 2 п. 1 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ во взаимосвязи с другими приведенным положениями закона следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственными полномочием субъекта РФ и возлагается на органы государственной власти субъекта РФ. Исходя из ст. 132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.11.2000г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22.03.1999г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ порядка разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ, с передачей органам местного самоуправления необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Администрация г.Иркутска, в соответствии с п.1 ст. 1 Положения об организации и деятельности администрации г. Иркутска, утвержденного Решением городской Думы г.Иркутска от 09.06.1997г. №87-9гД(2), является постоянно действующим органом местного самоуправления г. Иркутска, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. В Иркутской области, закон, наделяющий органы местного самоуправления г.Иркутска государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует. Кроме того, в настоящее время действует Областная государственная социальная программа «Дети-сироты» на 2008-2010годы, утвержденная постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 24.10.2007г. № 35/13/4-СЗ. Государственным заказчиком и ответственным исполнителем программы является Министерство образования Иркутской области. Финансирование программы осуществляется также за счет средств областного бюджета в соответствии с законами об областном бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором Конституционный Суд РФ разъяснил, что абзац 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях все видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ», решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Кроме того, в соответствии со ст. 82 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом. Пирожникова М.А. включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в администрации г. Иркутска, номер очереди - Номер обезличен. Просит суд отказать Пирожниковой М.А. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица - управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г.Иркутска - Дементьева О.Н., действующая на основании доверенности от Дата обезличена Номер обезличен, заявленные исковые требования Пирожниковой М.А. считала законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст. 1 решения Думы г.Иркутска от 05 июля 2005 г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Иркутске».
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Представленные суду документы подтверждают статус Пирожниковой М.А. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве каковой истица поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, и в силу приведенных выше норм закона, приобрела право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.
Данные обстоятельства ответчиками не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым у суда оснований нет.
С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Пирожникова М.А, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.
Судом установлено, что Пирожникова М.А. родилась Дата обезличена в ..., о чем в книге регистрации актов о рождении Дата обезличена произведена запись Номер обезличен с пр.ср. В качестве родителей указаны - отец - ФИО1, мать ФИО2, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о рождении Номер обезличен Номер обезличен , выданным Куйбышевским ЗАГС г.Иркутска Дата обезличена.
Из представленного в материалы дела Постановления главы Администрации Куйбышевского административного округа г.Иркутска от 04.06.1996г. № 320 «О переводе в детский дом» следует, что рассмотрено решение опекунского Совета, и постановлено перевести из дома ребенка №1 в детский дом Пирожникову М.А. - Дата обезличена рождения. Местонахождение матери не известно, отец был записан с ее слов.
Из представленного в материалы решения Куйбышевского районного суда г.Иркутска от Дата обезличена следует, что судом рассмотрено гражданское дело по иску Куйбышевского районного отдела народного образования и Детского дома № 2 к ФИО2 о лишении родительских прав. Указанным решением суда, вступившим в законную силу - Дата обезличена, ФИО2 в отношении детей ФИО3 -Дата обезличена рождения, Пирожниковой М.А. Дата обезличена рождения, ФИО4 - Дата обезличена рождения лишена родительских прав. Дети оставлены на попечение органов опеки и попечительства Куйбышевского района г.Иркутска.
Пирожникова М.А., Дата обезличена рождения, проходила обучение в ... общеобразовательной школе-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии ..., что подтверждается представленной в материалы дела справкой от Дата обезличена.
Согласно представленной в материалы дела справке Номер обезличен от Дата обезличена ... ПУ Номер обезличен ... Пирожникова М.А. обучается в ... ПУ Номер обезличен ... с Дата обезличена по Дата обезличена на очной форме обучения и находится на полном государственном обеспечении.
Судом установлено, что Пирожникова М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях по дате подачи ходатайства школы-интернат о постановке на учет с Дата обезличена, что подтверждается информацией Администрации г. Иркутска от Дата обезличена за Номер обезличен, от Дата обезличена за Номер обезличен
На основании Распоряжения мэра г.Иркутска от 22.04.2005г. № 031-10-438/5 «О делегировании полномочий» Администрацией г.Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами.
По состоянию на Дата обезличена в указанном списке Пирожникова М.А. зарегистрирована под Номер обезличен.
Из представленных ответов на запросы суда из МУП БТИ г. Иркутска, УФРС по Ио от Дата обезличена Номер обезличен, сведений о принадлежности недвижимого имущества у Пирожниковой М.А. Дата обезличена рождения не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.
Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Правовой статус Правительства Иркутской области устанавливает Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Иркутской области.
Согласно п.4 ст.1 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в названный Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. Следовательно, Правительство Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области специальной компетенции.
В силу ст. 64 Устава Иркутской области - Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом коллегиальных и единоначальных формах.
В состав Правительства Иркутской области по должности входят: Губернатор Иркутской области, первые заместители Председателя Правительства Иркутской области, заместители Губернатора Иркутской области, заместители Председателя Правительства Иркутской области, министры Иркутской области.
Пунктом 2 ст. 26.11 ФЗ № 184-ФЗ, устанавливающим перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта РФ для осуществления полномочий, установленных п. 2 ст.и 26.3 ФЗ № 184-ФЗ, жилых помещений жилищного фонда социального использования для детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено. Согласно подпункту «н» п. 2 ст. 26.11 в собственности субъекта РФ может находиться лишь имущество (в том числе жилые помещения) для социального и медицинского обслуживания указанной категории граждан
Не может являться основанием для отказа в иске Пирожниковой М.А. - отсутствие финансирования муниципального образования г.Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.
Ссылка Администрации г.Иркутска на Определение Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть принята судом как доказательство освобождения муниципального образования от обеспечения указанной категории граждан и предоставления им жилых помещений, поскольку в силу требований ЖК РФ на органы государственной власти субъекта РФ не может быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
В судебном заседании право истицы на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования, направленные к Администрации г.Иркутска, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пирожниковой М.А. - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Пирожниковой М.А. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска, находящееся в черте г.Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья А.М. Тимофеева
Мотивированный текст решения изготовлен 18.05.2010г. ...
... Судья: