О признании невыдачи ответа на заявление Администрацией г.Иркутска незаконной,компенсации мор.вреда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2010 г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Вахрамеевой О.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску Зуевой Н.П. к Администрации г. Иркутска о признании бездействия, выраженного в невыдаче ответа по заявлению, поданному в Администрацию г. Иркутска Дата обезличенаг., незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Зуева Н.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска с требованиями признать незаконным бездействие Администрации г. Иркутска, выраженное в отказе в выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку, расположенному по адресу: ... взамен ранее указанного адреса ... в установленные законом сроки и обязать Администрацию выдать постановление.

В обоснование исковых требований истица указала, что Дата обезличенаг. она обратилась в Администрацию г. Иркутска с заявлением о выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку .... К заявлению приложила все необходимые документы.

Однако Администрация г. Иркутска до настоящего времени не только ей не ответила в установленные законом сроки, но и отказалась вообще отвечать, данное обстоятельство она расценивает как бездействие и отказ в выдаче постановления о присвоении нового адреса. Данный отказ - это препятствие в оформлении прав собственности на дом и земельный участок, это препятствие в пользовании жилым домом и земельным участком.

В связи с незаконными действиями Администрации г. Иркутска, выразившимися в отказе отвечать по ее заявлению, она понесла моральные страдания, которые оценивает в размере 200 000 руб.

В дальнейшем истец уточнила исковые требования и просила суд признать незаконным бездействие Администрации г. Иркутска, выраженное в невыдаче ответа по заявлению от Дата обезличенаг. в установленные законом сроки, взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны моральный вред в размере 200 000 руб.

Определением суда от Дата обезличенаг. к участию в деле в качестве ответчика по ходатайству истицы привлечено Министерство финансов РФ.

В судебном заседании истица отказалась от исковых требований к Министерству финансов РФ о взыскании морального вреда и просила суд признать незаконным бездействие Администрации г. Иркутска, выраженное в невыдаче ответа по заявлению от Дата обезличенаг. в установленные законом сроки, взыскать с Администрации г. Иркутска моральный вред в размере 200 000 руб.

Определением суда Дата обезличенаг. настоящее гражданское дело прекращено в части исковых требований к Министерству финансов.

В судебном заседании представители Администрации г. Иркутска Горбачева М.В. и Языкова И.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования истицы полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению, при этом суду пояснили, что письменное обращение Зуевой Н.П. принято администрацией г. Иркутска и зарегистрировано в установленном порядке в секторе по работе с обращениями граждан контрольного отдела организационно-контрольного управления аппарата администрации г. Иркутска (о чем имеется соответствующий штамп на заявлении: Дата обезличенаг. вх. Номер обезличен), и направлено в соответствии с компетенцией в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска был дан ответ на данное заявление (исх. Номер обезличен от Дата обезличена).

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

При этом в данном Федеральном законе не установлена обязанность органа местного самоуправления направлять ответ на обращение заявителю заказным письмом с уведомлением.

Ответ на обращение от Дата обезличенаг. был направлен Зуевой Н.П. Дата обезличенаг. простым письмом, что подтверждается представленным Реестром простой корреспонденции Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска.

Таким образом, органом местного самоуправления г. Иркутска был соблюден порядок принятия, срок рассмотрения обращения, а также отправления ответа на обращение Зуевой Н.П.

Указанный Реестр простой корреспонденции Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, в котором имеется запись о направлении ответа на обращение Зуевой Н.П. в адрес: ..., является доказательством отправления ответа на обращение Зуевой Н.П. от Дата обезличенаг.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными) инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Учитывая, что администрацией г. Иркутска, наделенной соответствующими полномочиями, соблюден порядок рассмотрения обращения, предусмотренный действующим законодательством, Зуевой Н.П., подготовки ответа и его направления в адрес Зуевой Н.П., содержание данного ответа соответствует действующему законодательству РФ и муниципальным правовым актам города Иркутска, правовые основания для признания незаконными действий администрации г. Иркутска незаконными отсутствуют.

Выслушав пояснения участников процесса, пояснения свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 вышеуказанного закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст. 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Пункт 1 части 1 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Таким образом, данное законоположение направлено на реализацию права, закрепленного в статье 33 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В части 4 ст. 10 вышеуказанного закона говорится о том, что ответ на обращение направляется по информационным системам общего пользования по почтовому адресу, указанному в обращении.

Под информационными системами общего пользования в настоящее время в Российской Федерации понимаются средства почтовой, телеграфной и телефонной связи. В Законе говорится о письменном ответе на обращение, следовательно, речь идет об использовании либо почтовых, либо телеграфных средств связи.

В соответствии со ст. 27 Устава г. Иркутска (в ред. решений Думы г. Иркутска от 29.11.2007 N 004-20-440690/7, от 17.09.2009 N 004-20-641096/9) органы местного самоуправления, Избирательная комиссия города Иркутска, их должностные лица обеспечивают своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение обращений граждан, а также своевременное и полное исполнение решений, принятых по обращениям граждан в соответствии с компетенцией указанных органов и должностных лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется органами местного самоуправления, Избирательной комиссией города Иркутска и их должностными лицами в порядке и сроки, определенные нормативным правовым актом соответствующего органа в соответствии с требованиями федеральных законов.

Органами местного самоуправления, Избирательной комиссией города Иркутска гарантируется реализация прав граждан, предоставленных им Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами в связи с рассмотрением их обращений.

Органы местного самоуправления и их должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Положение о рассмотрении обращений граждан в Администрации г. Иркутска, утвержденное Постановлением мэра г. Иркутска от 21.05.2007г. №031-06 регулирует процедуру прохождения и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (далее также - граждане) в Администрации г. Иркутска в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно п. 2.4. Положения в администрации г. Иркутска в качестве журнала (книги) регистрации обращений выступает база данных автоматизированной системы "Гран-Док", в качестве карточек личного приема граждан - регистрационные карточки базы данных автоматизированной системы "Гран-Док". В базу данных автоматизированной системы "Гран-Док" в том числе вносятся следующие сведения: дата, регистрационный номер поступившего обращения, краткое изложение существа обращения, дата, регистрационный номер, краткое содержание ответа на обращение.

Работник, осуществляющий регистрацию обращений, заводит контрольное дело. В отношении обращений, поступающих в адрес структурных подразделений администрации г. Иркутска, на имя заместителей главы администрации г. Иркутска, руководителей структурных подразделений администрации г. Иркутска, правовыми актами заместителей главы администрации г. Иркутска, начальника Управления по мобилизационной подготовке и гражданской обороне администрации г. Иркутска, начальника Управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска может быть предусмотрен иной порядок формирования контрольных дел.

В соответствии с п.3.31,3.21 Положения обязанность по отправке ответов, уведомлений, разъяснений по обращениям, писем о переадресации возлагается на конкретного исполнителя или на лицо, занимающиеся отправкой корреспонденции.

Ответ, уведомление, сообщение, разъяснение по обращениям, поступившие по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Согласно п.4.1. указанного Положения письменное обращение граждан, поступившее в администрацию г. Иркутска, рассматривается в течение тридцати календарных дней со дня регистрации обращения.

Инструкция о порядке регистрации документов в администрации г. Иркутска, утвержденная распоряжением мэра г. Иркутска от 20 октября 2006 г. N 031-10-1463/6 (в ред. распоряжения мэра г. Иркутска от 26.03.2009 N 031-10-306/9, распоряжения администрации г. Иркутска от 24.11.2009 N 031-10-1306/9) регулирует порядок регистрации документов в администрации г. Иркутска.

В соответствии с указанной Инструкцией регистрация документа - это присвоение документу уникального регистрационного номера, обозначающего принадлежность к конкретной классификационной группе и порядковый номер в ней. При регистрации на документе проставляются регистрационный номер и дата, вносятся исходные данные о документе в регистрационную карточку.

В судебном заседании установлено, что Дата обезличенаг. Зуева Н.П. обратилась в Администрацию г. Иркутска с заявлением о выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку по адресу: ....

В судебном заседании истица пояснила, что до настоящего времени ответ от Администрации г. Иркутска по заявлению от Дата обезличенаг. в ее адрес не поступал.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В опровержение доводов истицы, ответчиком в материалы дела в качестве доказательств представлен ответ на обращение Зуевой Н.П. от Дата обезличенаг. за Номер обезличен, а также реестр простой корреспонденции Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от Дата обезличенаг., в п.5 которого, указано: ... -Зуевой Н.П.

Истица Зуева Н.П. в судебном заседании суду пояснила, что о том, что Дата обезличенаг. ей был дан Администрацией г. Иркутска ответ на ее обращение от Дата обезличенаг., ей стало известно только в судебном заседании, кроме того, истица пояснила, что в Администрацию г. Иркутска она неоднократно подавала заявления в связи с чем, реестр представленный ответчиком не может служить доказательством, что именно ответ на ее обращение от Дата обезличенаг. был ей направлен по почте Дата обезличенаг.

Данные доводы истицы суд считает обоснованными, поскольку реестр простой корреспонденции Комитета по управлению муниципальном имуществом г. Иркутска, представленный ответчиком в материалы дела, не содержит сведений о том, что именно ответ на обращение Зуевой Н.П. от Дата обезличенаг. Администрацией г. Иркутска направлен в адрес заявителя. Кроме того, на данном реестре отсутствует печать почтового отделения, подтверждающая отправку данной корреспонденции Дата обезличенаг.

Журналы исходящей корреспонденции либо иные доказательства, в том числе регистрационная карточка, контрольное дело, выписка из базы данных автоматизированной системы "Гран-Док", в которых указан исходящий номер и дата направления в адрес истицы ответа на ее обращение от 23.12Дата обезличена, ответчиком, которому неоднократно разъяснялись требования ст. 56 ГПК РФ, суду не представлены.

Ответ от Дата обезличенаг. Номер обезличен, подписанный зам. мэра ФИО1 на запрос суда от Дата обезличенаг. из которого следует, что по данным автоматизированной системы документооборота и делопроизводства в администрации г. Иркутска Дата обезличенаг. зарегистрирован ответ на обращение Зуевой Н.П. от Дата обезличенаг. не подтверждает факт регистрации и отправки в адрес Зуевой Н.П. ответа на ее обращение от Дата обезличенаг., поскольку при ответе на запрос суда от Дата обезличенаг. ответчиком не представлена суду выписка из базы данных автоматизированной системы "Гран-Док", подтверждающая наличие регистрации.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству ответчика свидетель ФИО2 суду пояснил, что он являлся исполнителем по рассмотрению жалобы Зуевой Н.П., поступившей Дата обезличенаг., Дата обезличенаг. он подготовил ответ по жалобе и сдал в канцелярию, кто и когда данный ответ направлял истице, ему не известно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований истицы о признании незаконным бездействия Администрации г. Иркутска, выраженного в ненаправлении ответа по ее заявлению, поданному в Администрацию г. Иркутска Дата обезличенаг. в установленные законом сроки.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Вышеуказанный закон предоставляет гражданам право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Таким образом, требования Зуевой Н.П. о взыскании с Администрации г. Иркутска компенсации морального вреда, в связи с признанием судом незаконным бездействия ответчика, выраженного в ненаправлении ей ответа по заявлению от Дата обезличенаг. в установленные законом сроки, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению в размере 2000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зуевой Н.П. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным бездействия, выраженного в невыдаче ответа по заявлению, поданному в Администрацию г. Иркутска Дата обезличенаг., взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Иркутска, выраженное в невыдаче ответа по заявлению Зуевой Н.П., поданному в Администрацию г. Иркутска Дата обезличенаг.

Взыскать с Администрации г. Иркутска в пользу Зуевой Н.П. компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

В удовлетворении требований Зуевой Н.П. к Администрации г. Иркутска о взыскании компенсации морального вреда в размере 198 000 руб. -отказать

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 24.05.2010г.