Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.03 2010 года
Кировский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Хлебодаровой Р.А., с участием истца Ткачук Ю.С., представителя истицы по письменному заявлению Митюковой Г.А., представителя ответчика - Администрации г. Иркутска по доверенности Шевкуновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску Ткачук Ю.С. к Администрации г. Иркутска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Ткачук Ю.С. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска, указав, что ее родители были лишены родительских прав по решению Ленинского районного суда г. Иркутска от Дата обезличенаг. До 18 лет находилась под опекой своей тети ФИО1. В настоящее время на государственном обеспечении не находится, жилого помещения не имеет, общежитием не обеспечена. Включена в единый перечень детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в г. Иркутске. По состоянию на 18.08.2009 года номер ее очереди - Номер обезличен.
Просит обязать Администрацию г. Иркутска предоставить во внеочередном порядке жилое помещение в г. Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска.
В судебном заседании истица Ткачук Ю.С. настаивал на заявленных требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении, при этом суду пояснила, что в настоящее время номер ее очереди Номер обезличен.
Представитель истицы по письменному заявлению Митюкова Г.А. в судебном заседании исковые требования Ткачук Ю.С. поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель администрации г. Иркутска по доверенности Шевкунова Т.А. иск не признала, пояснив суду, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ст. 8 предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации, или жилищного фонда субъекта РФ.
Из приведенных норм следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
В силу ст. 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ.
В Иркутской области закон, наделяющий органы местного самоуправления города Иркутска государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует.
Также просила при рассмотрении настоящего гражданского дела принять во внимание определение Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009г. № 250-О-П, согласно которому абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в данном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его толкование в правоприменительной практике.
На основании вышеизложенного, просила в удовлетворении исковых требований истца отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 2 статьи 6 этого же закона определено, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,…, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,…, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм закона свидетельствует, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений осуществляется органами исполнительной власти по месту их жительства.
В судебном заседании установлено, что Распоряжением Председателя Комитета по Управлению Ленинским округом от Дата обезличенаг. Номер обезличен установлена опека над Ткачук Ю.С. Дата обезличена.р., ее родители мать ФИО2, отец ФИО3 решением Ленинского районного суда г. Иркутска от Дата обезличенаг. лишены родительских прав. Опекуном истицы назначена ФИО1, жилья, ценного имущества Ткачук Ю.С. не имеет.
Из представленного в судебное заседания учетного дела Ткачук Ю.С. следует, что у истицы отсутствует какое-либо жилье.
Согласно справке МУП БТИ г. Иркутска от Дата обезличенаг. за Ткачук Ю.С. не зарегистрированы принадлежащие ей на праве собственности жилые объекты недвижимого имущества.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Дата обезличенаг., сведений о правах Ткачук Ю.С. об имеющихся у нее на праве собственности объектов недвижимого имущества не имеется.
Ткачук Ю.С. включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г. Иркутска. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела в суде номер его очереди - Номер обезличен., что подтверждается ответом Администрации г. Иркутска от Дата обезличенаг.
Суд, исследовав представленные истцом и ответчиком документы в ходе судебного заседания, находит их допустимыми доказательствами.
Как следует из данных документов, истица имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, приобрела, в силу приведенных выше норм закона, право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.
Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.
Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
На основании изложенного, суд находит исковые требования Ткачук Ю.С. к Администрации г. Иркутска предоставить вне очереди жилое помещение, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования Ткачук Ю.С. к Администрации г. Иркутска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Возложить обязанность на администрацию г. Иркутска предоставить Ткачук Ю.С. жилое помещение во внеочередном порядке в черте г. Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное применительно к черте г. Иркутска, площадью не менее 15 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированный текст решения изготовлен 19.03.2010г.
Решение на 19.03.2010г. в законную силу не вступило
Судья Е.Л. Коржинек
...
... Секретарь