Об обязании осуществить снос самовольной постройки,освободить самовольно занятый земельный участок



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2010г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Бурмакиной Н.Ю., при секретаре Шалегиной М.А.,

с участием представителя истца по доверенности Корень С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1647/2010 по иску Администрации г. Иркутска к Астафьеву В.В., Астафьевой О.А. об обязании осуществить снос самовольной постройки - одноэтажного деревянного пристроя, освободить самовольно занятый земельный участок под указанной постройкой,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Иркутска обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Астафьеву В.В., Астафьевой О.А. об обязании осуществить снос самовольной постройки - одноэтажного деревянного пристроя площадью 48 кв.м к квартире Номер обезличен жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., освободить самовольно занятый земельный участок площадью 48 кв.м. под указанной постройкой.

В обоснование иска указано, что согласно п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. №137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.

Согласно ст.72 ЗК РФ, п.2.4 ст.42 Устава г. Иркутска, утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004г. №003-20-430537/4, администрация города Иркутска контролирует деятельность физических и юридических лиц в области рационального и целевого использования земель городского округа, благоустройства и застройки территории города.

В соответствии с Положением «О муниципальном земельном контроле на территории г. Иркутска», утвержденным решением городской Думы г. Иркутска от 30.01.2004г. №466-38гД(3), одним из органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль на территории г. Иркутска, является Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска. Контроль осуществляется на всей территории муниципального образования «Город Иркутск».

В рамках муниципального земельного контроля, осуществляемого Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, было установлено, что к жилому одноэтажному дому, расположенному по адресу ..., ..., со стороны квартиры Номер обезличен ответчиками самовольно возведен одноэтажный пристрой из деревянного бруса общей площадью 48 кв.м., что подтверждается актом муниципального земельного контроля от Дата обезличенаг. Номер обезличен и соответствующими фотографиями.

Собственниками квартиры Номер обезличен жилого дома по адресу ..., ... являются Астафьев В.В. (2/3 доли) и Астафьева О.А. (1/3 доли), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от Дата обезличенаг.

В нарушение действующего законодательства РФ данная постройка возведена без соответствующих разрешений и на не отведенном для этих целей земельном участке, следовательно, является самовольной постройкой. Данное самовольное строение нарушает права и законные интересы администрации г. Иркутска как органа, распоряжающегося земельными ресурсами и контролирующего застройку на территории г. Иркутска.

Истец просит суд обязать ответчиков Астафьева В.В., Астафьеву О.А. осуществить снос самовольной постройки - одноэтажного деревянного пристроя площадь 48 кв.м к квартире Номер обезличен жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., освободить самовольно занятый земельный участок площадью 48 кв.м. под указанной постройкой.

В судебном заседании представитель истца по доверенности от Дата обезличенаг. Корень С.А. заявленные требования, поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Ответчики Астафьев В.В., Астафьева О.А., надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, уважительностью причин неявки в судебное заседание суд в известность не поставили, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

На основании заявления представителя истца и в соответствии со ст.233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 16 ЗК РФ, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г., распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку государственная собственность на землю федеральную, областную, муниципальную не разграничена, а земельный участок расположен в границах г.Иркутска, владение, пользование, распоряжение указанным участком в силу п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», осуществляется муниципальным образованием г.Иркутск.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. ст. 30-32 Земельного кодекса РФ.

Решением Думы г.Иркутска от 14.06.2004г. № 003-20-440548/4 (в ред. решения Думы г.Иркутска от 25.09.2006 N 004-20-280406/6) утвержден порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г.Иркутска.

Согласно ст.72 ЗК РФ, п.2.4 ст.42 Устава г. Иркутска, утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004г. №003-20-430537/4, администрация города Иркутска контролирует деятельность физических и юридических лиц в области рационального и целевого использования земель городского округа, благоустройства и застройки территории города.

В соответствии с Положением «О муниципальном земельном контроле на территории г. Иркутска», утвержденным решением городской Думы г. Иркутска от 30.01.2004г. №466-38гД(3), одним из органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль на территории г. Иркутска, является Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска. Контроль осуществляется на всей территории муниципального образования «Город Иркутск».

Судом установлено, что в рамках муниципального земельного контроля, осуществляемого Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, было установлено:

к жилому одноэтажному дому, расположенному по адресу ..., ..., со стороны квартиры Номер обезличен ответчиками Астафьевым В.В., Астафьевой О.А. пристроено одноэтажное помещение из деревянного бруса размером 4х12м (общая площадь 48 кв.м.), с торцов установлены двери. На момент проверки дверь была закрыта. Квартира Номер обезличен дома Номер обезличен используется в качестве магазина, что подтверждается Актом муниципального земельного контроля от Дата обезличенаг. Номер обезличен проверки соблюдения земельного законодательства. В указанных действиях ответчиков, согласно Акту, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 - самовольное занятие земельного участка.

Собственниками квартиры Номер обезличен жилого дома по адресу ..., ... являются Астафьев В.В. (2/3 доли) и Астафьева О.А. (1/3 доли), что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права Номер обезличен, Номер обезличен от Дата обезличенаг.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения на строительство.
Согласно ст.8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что в нарушение действующего законодательства РФ постройка - одноэтажный деревянный пристрой возведена ответчиками без соответствующих разрешений и на не отведенном для этих целей земельном участке, без правоустанавливающих документов, как на земельный участок, так и на возведенный пристрой, следовательно, является самовольной постройкой. Данное самовольное строение нарушает права и законные интересы администрации г. Иркутска как органа, распоряжающегося земельными ресурсами и контролирующего застройку на территории г. Иркутска.
Ответчиками не представлено суду доказательств, подтверждающих законность как занятия ими земельного участка, расположенного по адресу: ..., ... (под размещение пристроя - одноэтажного помещения из деревянного бруса) и предоставления им в пользование данного земельного участка в установленном законом порядке, так и разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ответу Комитета по градостроительной политики Администрации ... исх.Номер обезличен от Дата обезличенаг., отделом выдачи разрешительной документации инженерно - строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска разрешение на строительство объекта по адресу: ..., ... не выдавалось, в отдел за получением указанного разрешения никто не обращался.

В соответствии п.2 ч.1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

В соответствии со ч. 1, 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (ч. 3 ст. 222 ГК РФ).

Указанная норма закона регулируется п. 1.3, 1.5. Положения о порядке сноса самовольных построек и переноса движимого имущества в г.Иркутске (в ред. постановления мэра г.Иркутска от 23.05.2008 N 031-06-1055/8).

В соответствии с ч.2 ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

В соответствии с ч.3 ст. 76 ЗК РФ, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Принимая во внимание, что ответчиками не представлено правоустанавливающих документов на земельный участок и самовольно возведенный одноэтажный деревянный пристрой, суд находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.194 - 198, 233- 237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации г. Иркутска к Астафьеву В.В., Астафьевой О.А. об обязании осуществить снос самовольной постройки - одноэтажного деревянного пристроя, освободить самовольно занятый земельный участок под указанной постройкой, удовлетворить.

Обязать Астафьева В.В., Астафьеву О.А. осуществить снос самовольной постройки - одноэтажного деревянного пристроя площадью 48 кв.м к квартире Номер обезличен жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., путем демонтажа и вывоза за счет собственных средств.

Обязать Астафьева В.В., Астафьеву О.А. освободить самовольно занятый земельный участок площадью 48 кв.м., расположенный по адресу: ..., ..., занимаемый под размещение одноэтажного деревянного пристроя, привести земельный участок в первоначальное состояние за счет собственных средств.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Н.Ю. Бурмакина

Заочное решение суда на 28.06.2010г. не вступило в законную силу.

Судья Н.Ю. Бурмакина

...

Секретарь с/з М.А. Шалегина

Мотивированный текст заочного решения изготовлен 28.06.2010г.