О признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о социальной выплате на приобретение жилья, обязании устранить допущенное нарушение прав



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.09.2010 г.

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-3691/2010 по заявлению Ефремова В.И. о признании незаконным отказа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья, обязании устранить допущенное нарушение прав,

У С Т А Н О В И Л :

Ефремов В.И. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ требуя, признать незаконным отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья, обязать выдать указанное свидетельство.

В обоснование своего заявления заявитель указал, что в 1956 году он принимал участие в боевых действиях на территории Венгрии, хотя непосредственно он и не участвовал в Великой Отечественной войне, по своему правовому статусу отнесен законом к участникам Великой Отечественной войны в связи, с чем ему было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны № от ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением председателя комитета по управлению Октябрьским округом г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник Великой Отечественной войны.

В мае 2010г. он был приглашен в Управление Министерства социального развития по Октябрьскому району г. Иркутска для оформления заявления на выдачу социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Законом Иркутской области № 6-оз от 4.04.2008г. Специалистами Управления было оформлено учетное дело и передано в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области для оформления свидетельства о предоставлении социальной выплаты.

В июне 2010г. специалистом Управления Х. ему было сообщено, что его учетное дело Министерством возвращено, в выдаче субсидии отказано на том основании, что он участником Великой Отечественной войны не является и Указ Президента РФ от 7.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» на него не распространяется.

Данный отказ заявитель считает не соответствующим закону.

В судебном заседании Ефремов В.И. и его представитель по доверенности Иванова Н.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Ахтареев А.Р. требования Ефремова В.И. не признал, по основаниям, изложенным в письменном возражении, при этом суду пояснил, что в соответствии с удостоверением серии: ВВ № Ефремову В.И. предоставляются меры социальной поддержки, установленные статьей 14 ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 4 ФЗ «О ветеранах» инвалидами боевых действий являются военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 указанного закона инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Поскольку в соответствии с распоряжением заместителя мэра-председателя комитета от ДД.ММ.ГГГГ № Ефремов В.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях после 1 января 2005 года, он должен обеспечиваться жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Заявления об обжаловании действий и решений в соответствии с Законом РФ № 4866 - 1 рассматриваются в порядке главы 25 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая публичный характер настоящего дела, обязанность по доказыванию требований заявителя лежит на Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" определено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п.п. 4, 6 Положения о Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство обладает правами юридического лица, выступает ответчиком и истцом в суде, осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные подразделения министерства.

Согласно ст. 1 Закона Иркутской области от 04.04.2008г. N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" настоящий закон определяет форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем и порядок предоставления жилых помещений, порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ст.2 Закон Иркутской области от 04.04.2008г. форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется, в том числе для отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ).

На основании ст. 2 (1) указанного закона, отдельным категориям ветеранов и членов их семей, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", мера социальной поддержки по обеспечению жильем может осуществляться путем предоставления единовременной денежной выплаты в порядке, предусмотренном статьей 4(1) настоящего Закона.

Мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется отдельным категориям граждан, указанным в статье 2 настоящего Закона, в форме социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений (ст. 3 Закон Иркутской области от 04.04.2008г.)

Согласно ст. 4 указанного закона право гражданина на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты, срок действия которого составляет шесть месяцев со дня его выдачи, предоставление социальных выплат осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

Согласно п. 8 Приказа Департамента социальной защиты населения Иркутской области от 01.07.2008 N 621-дпр "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям ветеранов и членам их семей, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" формирование и ведение списков граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат, а также выдача свидетельств о предоставлении социальных выплат осуществляются территориальными подразделениями (управлениями) министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Согласно п.13 указанного Приказа Министерство определяет размер предоставляемых социальных выплат; оформляет свидетельства о предоставлении социальных выплат; обеспечивает передачу управлениям министерства свидетельств о предоставлении социальных выплат для выдачи гражданам.

В судебном заедании установлено, что согласно удостоверению серии ВВ № Ефремов В.И. является ветераном – участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

Распоряжением заместителя мэра от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель в соответствие с ст. ст. 48,51,52 ЖК РФ и ФЗ «О ветеранах» принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ Ефремов В.И. обратился с заявлением в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

ДД.ММ.ГГГГ Ефремову В.И. Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказано в предоставлении социальной выплаты в связи с тем что, заявитель не является участником Великой Отечественной войны, а является ветераном боевых действий и должен обеспечиваться жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ, поскольку заявитель встал на учет после ДД.ММ.ГГГГ

По мнению суда, отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в предоставлении Ефремову В.И. социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является незаконным, по следующим основаниям.

Статьей 1 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Согласно ст. 2 указанного закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества.

Таким образом, законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне и участников других боевых действий по защите Отечества, предоставляя им тем самым тот же объем мер оказываемой социальной поддержки.

Перечень боевых операций по защите Отечества, участники которых вправе претендовать на статус ветерана вышеуказанной категории, а также периоды их проведения содержатся в разделах I и II Приложения к ФЗ «О ветеранах»,

Согласно разделу I указанного Приложения в перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ входят боевые действия в Венгрии, проходившие в 1956г.

Периоды вхождения воинских частей и учреждений в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны определяются на основании перечней воинских частей и учреждений, входивших в состав действующей армии, введенных в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Сведения об указанных в перечнях сроках вхождения частей и учреждений в состав действующей армии могут быть подтверждены Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации и Центральным военно-морским архивом.

Судом установлено, что Ефремов В.И. проходил службу в войсковой части № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанная войсковая часть дислоцировалась в Венгрии и в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ входила в состав действующей армии, что подтверждается архивной справкой Центрального архива Министерства обороны РФ.

Согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что Ефремов В.И., проходивший военную службу в 1956г. в Венгрии, согласно ст. 2 ФЗ «О ветеранах» и разделу 1 Приложения к данному федеральному закону является ветераном – участником Великой Отечественной войны.

Как установлено судом, ранее заявителю как участнику Великой Отечественной войны не предоставлялась социальная поддержка по обеспечению жильем.

В связи с чем, суд полагает, что заявитель, являясь участником Великой Отечественной Войны, имеет право на получение социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений, в соответствии с ст. 15 ФЗ «О ветеранах» и Законом Иркутской области от 04.04.2008г. N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области".

При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконным отказа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с тем, что суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья, требования Ефремова В.И. об обязании Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, и обязании выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Ефремова В.И. - удовлетворить

Признать незаконным отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче Ефремова В.И. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья.

Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области устранить допущенное нарушение прав Ефремова В.И., предоставив Ефремову В.И. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 17.09.2010г.