О признании незаконными действий и решений, прекращении эксплуатации административнздания



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2010 г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,

с участием представителя истца - Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» - Хроменкова С.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области - Ковалевой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - Администрации г. Иркутска - Есевой М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - ООО «Байкалинвестстрой» - Бутакова В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3726/2010 по иску Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» в интересах неопределенного круга лиц, охраны окружающей среды к Агентству государственной экспертизы в строительстве Иркутской области, Администрации г.Иркутска, ООО «Байкалинвестстрой» о признании незаконными действий Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области по выдаче положительного заключения по проектной документации административного здания и по результатам инженерных изысканий, признании незаконным положительного заключения Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области по проектной документации административного здания и по результатам инженерных изысканий, признании незаконными действий Администрации г. Иркутска по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания, признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания, прекращении деятельности ООО «Байкалинвестстрой» по незаконной эксплуатации административного здания,

У С Т А Н О В И Л:

Иркутская региональная общественная организация «Гражданская инициатива» в интересах неопределенного круга лиц, охраны окружающей среды обратилась в суд с иском к Агентству государственной экспертизы в строительстве Иркутской области, Администрации г.Иркутска, ООО «Байкалинвестстрой», требуя признать незаконными действия Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области по выдаче ООО «Байкалинвестстрой» положительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № по проектной документации «Административное здание по <адрес> (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий»; признать незаконным положительное заключение Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № по проектной документации «Административное здание по <адрес> (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий»; признать незаконными действия Администрации г. Иркутска по выдаче ООО «Байкалинвестстрой» разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>; признать незаконным разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>; прекратить деятельность ООО «Байкалинвестстрой» по незаконной эксплуатации административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований указала, что при проведении мероприятий общественного экологического и земельного контроля в порядке ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 72 Земельного кодексаРФ установлено, что ООО «Байкалинвестстрой» на земельном участке, собственником которого являются Ш. и И., ведет незаконное строительство десятиэтажного административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Агентством государственной экспертизы в строительстве Иркутской области на основании заявления ООО «Байкалинвестстрой» и договора о проведении государственной экспертизы проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ №э/8 выдано положительное заключение № по проектной документации «Административное здание по <адрес>» (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий». В заключении сделан общий вывод о соответствии проектной документации установленным требованиям и результатам инженерных изысканий. Данное заключение полагает незаконным, выданным в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ. Во-первых, положительное заключение не подписано экспертами по разделам «Санитарно-гигиенические требования», «Проект организации строительства». В состав комиссии экспертов, осуществлявшей государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, незаконно включен внештатный эксперт по разделу «Конструктивные и объемно-планировочные решения» Г., не являющийся государственным экспертом. Во-вторых на экспертизу в Агентство государственной экспертизы в строительстве Иркутской области представлена проектная документация, не соответствующая требованиям технических регламентов. О несоответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий установленным требованиям говорит наличие отрицательного заключения и письма агентства, в которых указывается на все допущенные нарушения. Несмотря на отсутствие положительного заключения, задолго до его получения, ООО «Байкалинвестстрой» приступило к строительству административного здания по проекту, выполненному с нарушениями требований технических регламентов, невзирая на наличие реальной угрозы жизни и здоровью физических лиц. Одновременно с осуществлением строительства происходило и изменение проектной документации, которое проводило ООО «Формула безопасности - Восток», в результате чего и было получено положительное заключение №. К моменту выдачи положительного заключения государственной экспертизы возведение административного здания было фактически завершено. ДД.ММ.ГГГГ архитектурно-строительной инспекцией инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска без положительного заключения по проектной документации выдано разрешение на строительство административного десятиэтажного здания с подвальным этажом, площадью застройки 836 кв.м., общей площадью 8840 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Агентством направлено письмо №, в котором делается вывод о том, что проектная документация «Административное здание по <адрес>» не комплектна, выполнена с отступлением от норм пожарной безопасности и в представленном объеме не может быть оценена положительно. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки прокуратурой Октябрьского района г. Иркутска установлено, что по адресу <адрес>, ведутся строительные работы на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом прокуратурой установлено, что в нарушение требований ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ отсутствует заключение государственной экспертизы проектной документации. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в письмах №, №-ов Агентством вновь указаны перечни замечаний к проекту. Несмотря на отсутствие положительного заключения государственной экспертизы на проект, ООО «Байкалинвестстрой» осуществлялось строительство здания, а проект, несмотря на то, что здание практически возведено, постоянно корректировался. ДД.ММ.ГГГГ проект возвращен Агентством на доработку в связи с не соответствием СанПиН
«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению
жилых и общественных зданий», СанПиН «Санитарные правила содержания территорий
населенных мест», СанПиН «Гигиенические требования к организации строительного
производства и строительных работ». ДД.ММ.ГГГГ Агентством отказано в повторной экспертизе по представленной документации. ДД.ММ.ГГГГ Агентством повторно проведена экспертиза представленного проекта, сделаны выводы об изменении архитектурно-планировочных решений, внесены замечания по 17 пунктам, при этом указано, что здание фактически построено, корректировка проекта бессмысленна, а его экспертиза нецелесообразна. ДД.ММ.ГГГГ в письме № Агентством сообщено о результатах рассмотрения ответов на замечания, согласно которым ответы по ряду пунктов приняты, проект рекомендован к согласованию по разделу «Водоснабжение и канализация» только после устранения замечаний по разделу «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности», касающихся противопожарного водопровода здания. ДД.ММ.ГГГГ Агентством государственной экспертизы в строительстве Иркутской области выдано отрицательное заключение № по проектной документации «Административное здание по <адрес>» (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий». Несмотря на наличие отрицательного заключения Агентство продолжает проводить экспертизу по тому же проекту. ДД.ММ.ГГГГ после многочисленных корректировок проекта ответчиком все таки выдано положительное заключение №. При этом имеются основания полагать, что заключение выдавалось не ДД.ММ.ГГГГ, а значительно позднее, незаконно датировано ранним числом, что, по сути, является фальсификацией. Об этом свидетельствует то, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Октябрьского района по результатам проверки установлено, что строительство здания приостановлено, однако, на уже возведенном каркасе здания, на строительной площадке, а также наружной рекламе вдоль <адрес> размещена реклама строящегося административного здания с предложением приобрести офисные помещения. При проведении прокуратурой проверки положительное заключение ООО «Байкалинвестстрой» не представило по причине его отсутствия. К ДД.ММ.ГГГГ и фактическому моменту получения положительного заключения здание уже было возведено, но по проекту, не прошедшему государственную экспертизу. Каркас административного здания возведен на основании проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и без положительной оценки государственной экспертизы в строительстве. Положительное заключение Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № выдано незаконно, получено ООО «Байкалинвестстрой» в целях избежания установленной законом ответственности за нарушение законодательства о строительной деятельности. Несмотря на это, Администрацией г.Иркутска ООО «Байкалинвестстрой» незаконно выдано разрешение на ввод построенного объекта в эксплуатацию. Оспариваемые заключения государственной экспертизы, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку возведенное административное здание не соответствует экологическим и иным требования, в том числе требованиям пожарной безопасности. Единственным способом защиты нарушенных прав является приостановление эксплуатации административного здания.

В судебном заседании представитель истца - Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» - Хроменков С.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области - Ковалева Т.В., действующая на основании доверенности, требования Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» полагал необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Суду объяснила, что в апреле 2008 года в агентство обратилось ООО «Байкалвестстрой» с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта: «Административное здание по <адрес>», на основании которого ДД.ММ.ГГГГ между агентством и ООО «Байкалинвестстрой» заключен договор №э/8 на выполнение экспертных услуг. В ходе проведения первичной экспертизы заявителю выставлялись комплексные замечания, по результатам которых ООО «Байкалинвестстрой» вносило соответствующие изменения в проектную документацию. Поскольку не все замечания экспертов были устранены в ходе первичной экспертизы, ДД.ММ.ГГГГ руководителем агентства утверждено отрицательное заключение № по проектной документации и результатам инженерных изысканий объекта. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» не запрещено при проведении государственной экспертизы оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором. Данным постановлением также предусмотрено, что проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий могут быть направлены повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ в агентство поступило заявление ООО «Байкалинвестстрой» о проведении повторной государственной экспертизы, ДД.ММ.ГГГГ с обществом заключен оговор №пэ/9 на выполнение повторных экспертных услуг. Учитывая то, что проектная документация по разделам: «Конструктивные и объемно-планировочные решения» и «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» была откорректирована в соответствии с требованиями закона, то руководителем агентства ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение №. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта: «Административное здание по <адрес>» проведена в четком соответствии с требованиями федерального законодательства. Кроме того, агентство имело право привлечь внештатного эксперта для рассмотрения любого раздела проектной документации, подписано заключение в соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ № 145 государственными экспертами и утверждено руководителем организации по проведению государственной экспертизы. То обстоятельство, что в период экспертизы документации объект строился, не является основанием для признания положительного заключения недействительным.

Представители ответчиков: Администрации г. Иркутска, ООО «Байкалинвестстрой» - Есева М.А., Бутаков В.А., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения требований Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» возражали, просили оставить их без удовлетворения. При этом представитель ООО «Байкалинвестстрой» Бутаков В.А. суду объяснил, что общество являлось только застройщиком административного здания по <адрес>, эксплуатация данного объекта им не осуществляется.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ст. ст. 254, 255, 258 ГПК РФ, заявление об оспаривании решения или действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть признано судом обоснованным при наличии в совокупности следующих условий: оспариваемое решение, действие не соответствует закону и нарушают права лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы определены в Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145.

В соответствии с п. 13 названного Положения для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:

- заявление о проведении государственной экспертизы,

- проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации;

- копия задания на проектирование;

- результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации;

- копия задания на выполнение инженерных изысканий;

- положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация на объекты капитального строительства, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых предполагается осуществить в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации;

- документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика (в случае, если заявитель не является заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор) должны быть оговорены специально.

Пунктом 21 Положения установлено, что организация по проведению государственной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в пунктах 13 - 16 настоящего Положения, осуществляет их проверку. Срок проведения проверки в отношении объектов, указанных в пункте 9 настоящего Положения, не должен превышать 10 рабочих дней.

В силу п. 22 Положения в срок, указанный в пункте 21 настоящего Положения, заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы, подписанный со стороны организации по проведению государственной экспертизы, либо мотивированный отказ в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы, или указанные документы должны быть возвращены без рассмотрения.

В соответствии с п. 27 Положения предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.

В соответствии с п. 34 Положения результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение):

а) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза проектной документации;

б) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза результатов инженерных изысканий;

в) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если одновременно осуществлялась государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Судом установлено, что в апреле 2008 г. ООО «Байкалинвестстрой» обратилось в Агентство государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Иркутской области с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта нежилого административного здания, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании данного заявления ДД.ММ.ГГГГ между Агентством и ООО «Байкалинвестстрой» заключен договор №э/8 на выполнение экспертных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ руководителем Агентства утверждено отрицательное заключение № по проектной документации «Административное здание по <адрес>» (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий», в соответствии с п. 4.3 которого проектная документация не соответствует установленным требованиям.

ДД.ММ.ГГГГ в Агентство от ООО «Байкалинвестстрой» для проведения государственной экспертизы поступила откорректированная проектная документация по объекту «Административное здание по <адрес>», на основании которого ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № пэ/9 на выполнение экспертных услуг.

По результатам проведения экспертизы ДД.ММ.ГГГГ руководителем Агентства утверждено положительное заключение № по проектной документации «Административное здание по <адрес>» (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий», в соответствии с п. 4.3 которого проектная документация соответствует установленным требованиям и результатам инженерных изысканий.

Оценивая данное заключение, оснований сомневаться в его достоверности у суда не имеется, оно подробно, мотивировано, соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Требования, предъявляемые действующим законодательством к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы, Агентством соблюдены, основания для проведения повторной экспертизы у Агентства имелись: это письмо ООО «Байкалинвестстрой» о проведении государственной экспертизы по откорректированной проектной документации, договор № пэ/9 на выполнение экспертных услуг.

Тот факт, что первоначально Агентством государственной экспертизы в строительстве Иркутской области по проектной документации по объекту «Административное здание по <адрес>» утверждено отрицательное заключение, не влияет на законность положительного заключения №.

Судом установлено и не оспорено истцом, что в связи с получением отрицательного заключения по проектной документации по объекту «Административное здание по <адрес>», с целью устранения имеющихся недостатков ООО «Байкалинвестстрой» в проектную документацию вносились соответствующие изменения, что законом не запрещено, равно как и не запрещено повторное направление проектной документации на экспертизу.

Так, п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлено, что проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий могут быть направлены повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для проведения первичной государственной экспертизы.

В соответствии с п. 45 Положения экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.

Поскольку все недостатки, выявленные в проектной документации, застройщиком были устранены, в соответствии с п. 34 Положения руководителем Агентства утверждено положительное заключение №.

Утверждения истца в подтверждение незаконности оспариваемого заключения об отсутствии в нем подписей экспертов по разделам «Санитарно-гигиенические требования», «Проект организации строительства», о незаконном включении в состав комиссии экспертов, осуществлявшей государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, внештатного эксперта по разделу «Конструктивные и объемно-планировочные решения» Г., не являющегося государственным экспертом, не могут служить основаниями для признания заключения государственной экспертизы недействительным.

Пунктом 36 Положения установлено, что заключение государственной экспертизы подписывается государственными экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы либо должностным лицом, уполномоченным таким руководителем.

Поскольку, как следует из отрицательного заключения № по проектной документации «Административное здание по <адрес>» (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий», замечания государственных экспертов касались только двух разделов: «Конструктивные и объемно-планировочные решения», «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности», а в соответствии с п. 45 Положения экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит только часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, отсутствие подписи эксперта по разделу «Проект организации строительства», изменения в который не вносились и который не подлежал повторной экспертной оценке, не влечет недействительность положительного заключения №.

А утверждения стороны истца об отсутствии в заключении № подписи эксперта по разделу «Санитарно-гигиенические требования» голословны, поскольку подпись этого эксперта в заключении имеется.

Право на привлечение к проведению государственной экспертизы иного специалиста - внештатного эксперта по разделу «Конструктивные и объемно-планировочные решения» Г., предоставлено Агентству пунктом 32 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в соответствии с которым при проведении государственной экспертизы организация по проведению государственной экспертизы вправе:

а) истребовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведения и документы, необходимые для проведения государственной экспертизы;

б) привлекать на договорной основе к проведению государственной экспертизы иные государственные и (или) негосударственные организации, а также специалистов.

Довод Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатив» о нарушении Агентством государственной экспертизы в строительстве Иркутской области сроков проведения государственной экспертизы, также не влияет на законность положительного заключения №.

В соответствии с п. 29 Положения срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3 месяца.

Проектная документация повторно представлена ООО «Байкалинвестстрой» на государственную экспертизу ДД.ММ.ГГГГ, положительное заключение по данной проектной документации утверждено руководителем Агентства ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного п. 29 Положения сроков.

Кроме того, в п. 26 Положения закреплено, что правовое регулирование договора на проведение государственной экспертизы осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации применительно к договору возмездного оказания услуг. В договоре определяются:

а) предмет договора;

б) срок проведения государственной экспертизы и порядок его продления в пределах, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением;

в) размер платы за проведение государственной экспертизы;

г) порядок, допустимые пределы и сроки внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы;

д) порядок и сроки возврата заявителю документов, принятых для проведения государственной экспертизы;

е) условия договора, нарушение которых относится к существенным нарушениям, дающим право сторонам поставить вопрос о его досрочном расторжении;

ж) ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора, в том числе за несвоевременный возврат или приемку документов, представленных на государственную экспертизу.

Нарушение стороной обязательств по договору, в том числе, по своевременному проведению государственной экспертизы, является основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности к стороне договора, допустившей такое нарушение, и не свидетельствует о незаконности заключения государственной экспертизы.

Тот факт, что в период проведения экспертизы проектной документации объект «Административное здание по <адрес>» строился, также не является поводом для признания положительного заключения недействительным, поскольку Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий данное обстоятельство в качестве основания для отказа в проведении государственной экспертизы не предусмотрено.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области по выдаче ООО «Байкалинвестстрой» положительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № по проектной документации «Административное здание по <адрес> (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий»; признании незаконным положительного заключения Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № по проектной документации «Административное здание по <адрес> (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий», суд также полает необходимым отказать Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» в удовлетворении требований о признании незаконными действий Администрации г. Иркутска по выдаче ООО «Байкалинвестстрой» разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>; признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>, по следующим основаниям.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов регулируются законодательством о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Частью 2 названной статьи установлено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Перечень документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

При этом ч. 2 т. 48 ФЗ РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. предусмотрено, что положения пунктов 6 и 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.

Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлены в ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, такими основаниями являются:

1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.

В соответствии с ч. 7 названной статьи основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Байкалинвестстрой» обратилось в отдел выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта капитального строительства: «Административное здание, расположенное по адресу: <адрес>».

Вместе с заявлением ООО «Байкалинвестстрой» в отдел представлены:

- правоустанавливающие документы на земельный участок - постановление мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о государственной регистрации права, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ,

- градостроительный план земельного участка - архитектурно-планировочное задание на проектирование и строительство административного здания на земельном участке, расположенном по <адрес>, в <адрес>,

- разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ,

- акт приемки объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ,

- справка о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов - справка ООО «ИркутскБайкалстрой» от ДД.ММ.ГГГГ,

- справка о соответствии параметров построенного объекта проектной документации - справка ООО «ИркутскБайкалстрой» и ООО «Байкалинвестстрой» от ДД.ММ.ГГГГ,

- справка, выданная организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей электроснабжения, и подтверждающая соответствие построенного объекта техническим условиям - справка филиала ОАО «Иркутская электросетевая компания» «Южные электрические сети» от ДД.ММ.ГГГГ,

- справка, выданная организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей теплоснабжения, и подтверждающая соответствие построенного объекта техническим условиям - справка Ново-Иркутской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ,

- справка, выданная организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей газоснабжения, и подтверждающая соответствие построенного объекта техническим условиям,

- справка, выданная организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения, и подтверждающая соответствие построенного объекта техническим условиям - справка МУП «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ,

- схема, отражающая расположение построенного объекта, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка,

- заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации - акт итоговой проверки №, заключение Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, приказ Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов отделом выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ ООО «Байкалинвестстрой» выдано разрешение на ввод объект в эксплуатацию №.

В соответствии с данным разрешением отдел выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска разрешил ООО «Байкалинвестстрой» ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» о признании незаконными действий Администрации г. Иркутска по выдаче ООО «Байкалинвестстрой» разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>; признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>.

ООО «Байкалинвестстрой» в установленном законом порядке обратилось в отдел выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, представив весь перечень необходимых документов, указанных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Требование у заявителя для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию представления иных документов, в том числе положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, Градостроительным кодексом РФ запрещено.

Разрешение на ввод объект в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ выдано Администрацией г. Иркутска законно, обоснованно, в точном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Оснований, перечисленных в ч. 6, 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, для отказа ООО «Байкалинвестстрой» в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию у Администрации г. Иркутска не имелось.

Доводы истца в обоснование заявленных требований о выдаче Администрацией г.Иркутска разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, не соответствующего требованиям, установленным в разрешении на строительство, суд находит несостоятельными.

Так, в соответствии с разрешением на строительство № Архитектурно-строительной инспекцией инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска ООО «Байкалинвестстрой» разрешено строительство объекта капитального строительства - административного здания: здание десятиэтажное, с подвальным этажом, площадь застройки 836 кв.м., общая площадь здания 8840 кв.м., строительный объем здания - 28290 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по заявлению прокурора Октябрьского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий Администрации г. Иркутска по выдаче разрешения на строительство административного здания, возложении обязанности по отмене разрешения на строительство административного здания установлена законность и обоснованность данного разрешения на строительство №.

Разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. Сведения об объекте капитального строительства: фактический строительный объем, в том числе подземной части - 34152 куб.м., фактическая общая площадь - 8169,60 кв.м., количество этажей - 11, в том числе цоколь.

Анализируя разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в совокупности, суд приходит к выводу о соответствии построенного объекта капитального строительства - административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, установленным в разрешении на строительство требованиям.

Факт уменьшения площади внутренних помещений построенного здания не может служить безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как уменьшение площади здания не является изменением объема объекта капитального строительства как целостного сооружения, поскольку такое изменение не является конструктивным, не повлекло за собой изменение внешних границ строения, его этажности, не нарушает параметры здания, характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства.

Утверждения представителя Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» о нарушении Администрацией г. Иркутска требований ст. 55 Градостроительного кодекса РФ при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию суд также находит не влияющими на содержание решения суда.

В соответствии с ч. 11 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 г. № 40 форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.

Судом исследовано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №, установлено, что оно выдано Администрацией г. Иркутска с соблюдением установленной законом формы. Возможность выдачи органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию иной формы и содержания, кроме как утвержденных Министерством регионального развития РФ, действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, само по себе отсутствие в разрешении тех или иных сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объекта, не влечет незаконность такого разрешения.

Требования, изложенные в ч. 11 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, направлены в первую очередь на то, чтобы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию было достаточно для постановки объекта на государственный учет или внесения изменений в такой учет без проведения каких-либо дополнительных процедур инвентаризации объектов, которая является достаточно затратной и растянутой во времени процедурой для застройщика.

Каких-либо нарушений, допущенных Администрацией г. Иркутска при выдаче ООО «Байкалинвестстрой» разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>, в ходе судебного разбирательства судом не установлено, таких доказательств стороной истца не представлено, в связи с чем, требования Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» о признании незаконными действий Администрации г. Иркутска по выдаче ООО «Байкалинвестстрой» разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>; признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд также исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Частью 2 названной статьи определено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В силу ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Из анализа названной нормы закона следует, что направление проектной документации на государственную экспертизу и наличие положительного заключения такой экспертизы обязательно только в случаях, установленных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. В иных случаях получение в обязательном порядке положительного заключения государственной экспертизы проектной документации не требуется.

Вместе с тем, ст. 49 Градостроительного кодекса РФ установлены основания и порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий

В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что строительство объекта: «Административное здание по <адрес>» в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий не осуществлялось.

Следовательно, положения ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей обязательное получения положительного заключения государственной экспертизы, в данном случае применимы быть не могут, а отсутствие положительного заключения государственной экспертизы не влияет на законность осуществляемого строительства объекта капитального строительства и не свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью физических лиц и не соответствии возведенного здания экологическим и иным требования.

Оставляя требования Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» без удовлетворении, суд учитывает и то обстоятельство, что доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду именно в результате оспариваемых действий и решений ответчиков истцом не представлено.

Его утверждения в обоснование нарушения прав неопределенного круга лиц о небезопасности объекта капитального строительства, несоблюдении противопожарных и экологических требований, нарушении требований строительных норм и правил при возведении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, касаются непосредственного осуществления строительства, и не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между нарушением требований строительным норм и правил при осуществлении строительства и незаконностью выдачи оспариваемых положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В случае нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц при эксплуатации построенного административного здания, Иркутская региональная общественная организация «Гражданская инициатива» не лишена права обратиться в суд за защитой нарушенных прав, избрав надлежащий способ защиты интересов.

Требования истца о прекращении деятельности ООО «Байкалинвестстрой» по незаконной эксплуатации административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, суд также полагает необходимым оставить без удовлетворения, поскольку, как установлено в судебном заседании и не оспорено сторонами, ООО «Байкалинвестстрой», являясь застройщиком объекта, только осуществило его строительство и ввело объект капитального строительства в эксплуатацию, здание, расположенное по адресу: <адрес>, обществом не используется.

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственниками помещений, расположенных в здании по адресу: <адрес>, являются физические лица, ООО «Байкалинвестстрой» собственником данного объекта недвижимости не является.

.На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» в интересах неопределенного круга лиц, охраны окружающей среды к Агентству государственной экспертизы в строительстве Иркутской области, Администрации г.Иркутска, ООО «Байкалинвестстрой» о признании незаконными действий Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области по выдаче ООО «Байкалинвестстрой» положительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № по проектной документации «Административное здание по <адрес> (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий»; признании незаконным положительного заключения Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № по проектной документации «Административное здание по <адрес> (без сметы на строительство) и по результатам инженерных изысканий»; признании незаконными действий Администрации г. Иркутска по выдаче ООО «Байкалинвестстрой» разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>; признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - административного здания по адресу: <адрес>; прекращении деятельности ООО «Байкалинвестстрой» по незаконной эксплуатации административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 13.10.2010 г.