Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2010 годаг. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Мишовой Ю.П.,
с участием представителя ответчика по доверенности Олюнина Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-891/2010 по иску Пипко Н.Н. к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании недовыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 068,63 рублей, индексации недовыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 215,84 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Пипко Н.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Иркутской области (далее - комиссариат) о взыскании недовыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 068,63 рублей, индексации недовыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 215,84 рублей.
В обоснование своих требований истец указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ. Пенсия ему назначается и выплачивается в соответствии с требованиями Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1. ДД.ММ.ГГГГ решением Кировского районного суда г. Иркутска с ответчика в пользу Пипко Н.Н. была взыскана недовыплаченная пенсия исходя из 25 тарифного разряда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 948,69 рублей, сумма индексации недовыплаченной пенсии исходя из 25 тарифного разряда за указанный период в размере 2 101,7 рубль. Указанное решение вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение в силу требований ст.61 ГПК РФ. Соответственно, истец освобожден от обязанности доказывать указанные обстоятельства в силу требования закона, ибо они считаются доказанными и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с требованиями закона ответчиком незаконно ограничивается материальное право истица на выплату пенсии из должностного оклада, соответствующего 25 тарифного разряда, несмотря на то обстоятельство, что судом оно признано в установленном законом порядке. Ответчик, в нарушение прав истца, незаконно выплачивает заниженную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящий момент.
Кроме того, как следует из предоставленного расчета, должностные оклады и оклады по воинскому званию Пипко Н.Н. брались из приказа Министра обороны РФ от 01.02.2008г. № 35 «О повышении денежного довольствия военнослужащих ВС РФ», исходя из 25 тарифного разряда, право на который было установлено решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Указанный приказ Министра обороны РФ был принят в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31.01.2008г. № 35 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых органов федеральной исполнительной власти».
Как видно из предоставленного ответчиком расчета пенсии истца, ответчик ограничил материальное право Пипко Н.Н. на пенсионное обеспечение в силу необоснованных обстоятельств, рассчитав пенсию с ДД.ММ.ГГГГ из оклада по воинской должности исходя из 20 тарифного разряда в размере 4 374 рубля. Ответчик, начиная с ДД.ММ.ГГГГ незаконно ограничивает материальное право истца на пенсию, выплачивая ее исходя из должностного оклада, соответствующего 20 тарифному разряду, в размере 9 946,98 рублей по ДД.ММ.ГГГГ включительно и в размере 10 774 рубля с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Доказательства указанному обстоятельству является заверенная копия справки о состоянии лицевого счета Пипко Н.Н. о поступлении пенсии от ответчика, выданная Сберегательным банком РФ.
Повышение с ДД.ММ.ГГГГ окладов по воинской должности и воинскому званию на 8.5 % было распространено не только на Пипко Н.Н. , но и на всех пенсионеров Министерства обороны РФ и других органов федеральной исполнительной власти в соответствии с требованиями соответствующих нормативно-правовых актов. Ответчик вводит в заблуждение, устанавливая указанное право исключительно для Пипко Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и незаконно вводит в состав пенсии Пипко Н.Н. оклад по воинской должности, соответствующий 20 тарифному разряду в размере 4 374 рубля вместо должностного оклада по воинской должности, положенного Пипко Н.Н. по закону и соответствующего 25 тарифному разряду в размере 4 893,35 рубля.
Действия ответчика по ограничению материального права истца на получение пенсии в соответствии с требованиями закона, незаконными и ограничивающими право, установленное требованиями ст.55 Конституции РФ.
В судебное заседание истец Пипко Н.Н. , надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Участвующий в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Олюнин Д.И. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Пипко Н.Н. к комиссариату удовлетворены частично. С комиссариата в пользу Пипко П.И. взыскана недополученная пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 948,69 рублей, сумма индексации недовыплаченной пенсии исходя из 25 тарифного разряда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 101,7 рубль, судебные расходы в размере 2 800,6 рублей. В удовлетворении исковых требований о взыскании с комиссариата в пользу Пипко Н.Н. компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, обязании комиссариата Иркутской области выплачивать Пипко Н.Н. пенсию в соответствии с требованиями закона исходя из размера должностного оклада соответствующего 25 тарифному разряду, отказано. В части обязания комиссариата выплачивать пенсию Пипко Н.Н. из размера должностного оклада соответствующего 25 тарифному разряду судом было отказано, поскольку, как указал суд в своем решении, он не является органом исполнительной власти, которому в соответствии с законодательством предоставлены полномочия по установлению должностных окладов по нетиповым воинским должностям. При этом суд учитывал, что права и законные интересы Пипко Н.Н. были нарушены только в части уменьшения размера назначенной ему пенсии и ущемлении его права на получение пенсии в размере не меньшем, чем это было определено ранее в установленном законодательством порядке, а не по причине её неправильного исчисления.
Данное обстоятельство было подтверждено и определением Судебной коллегии Иркутского областного суда, отказавшей в удовлетворении кассационной жалобы Пипко Н.Н.
Для пересмотра ранее назначенной пенсии истцу послужили следующие основания:
Согласно п. 9 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 определено, что уволенным с военной службы военнослужащим в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, включается оклад по последней штатной должности.
Федеральным законом от 01.05.2002г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» внесены изменения в статьи 12 и 13 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части, касающейся установления размеров окладов по типовым воинским должностям, окладов по воинским званиям и процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Указанным Федеральным законом предусматривалось, что с 01.07.2002г.:
размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти;
соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом РФ;
размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих;
4)оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаютсяМинистром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительнойвласти, в котором федеральным Законом предусмотрена военная служба)применительно к окладам по типовым воинским должностям.
В соответствии с указанным Федеральным законом Указом Президента РФ от 01.06.2002г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих» были утверждены с 01.07.2002г. Табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы, Табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и Табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих. Одновременно Правительству РФ поручалось установить с 01.07.2002г. конкретные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих службу по контракту.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.05.2002г. № 49-ФЗ и Указа Президента РФ от 01.06.2002г. № 537 Правительством РФ 26.06.2002г. принято постановление № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих».
Указанным Постановлением Правительства РФ с 01.07.2002г. введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и поручено Министру обороны РФ, применительно к этим окладам по типовым воинским должностям установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 года № 462 в соответствующих приложениях установлены размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Пунктом 2 Постановления предписано руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, установить исходя из окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, указанных в приложениях № и № настоящего постановления, размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих.
Таким образом, установление тарифных разрядов по нетиповым должностям находится в компетенции Министерства обороны РФ и возложена на Главное финансово-экономическое управление МО РФ.
По причине отсутствия у комиссариата сведений о размерах окладов по должностям, которые по состоянию на день перерасчёта типовыми не являлись либо были упразднены, при исчислении размеров пенсий применялись данные о размерах окладов по последним воинским должностям, указанные в расчётных книжках уволенных военнослужащих, с учётом уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, имеющих одинаковые должностные оклады при прочих равных условиях.
Приказом Министра обороны РФ от 27.12.1993г. № 01815 Пипко Н.Н был уволен из Вооружённых Сил РФ с должности начальника Братской автомобильной школы Российской оборонной спортивно-технической организации и должностной оклад по данной должности составлял 80 370 рублей - 18 тарифный разряд (с 01.07.2002г. 25 тарифный разряд), из которого была исчислена пенсия Пипко Н. Н. и выплачивалась и с учётом последующих индексаций и повышений до ДД.ММ.ГГГГ
Главным финансово-экономическим управлением МО РФ в соответствии со Штатно-тарифным перечнем воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, утвержденным Министром обороны РФ 29.08.2003г. в развитие постановления Правительства РФ 26.06.2002г. № 462 оклад по воинской должности начальника Братской автомобильной школы Российской оборонной спортивно-технической организации установлен в размере 2 949 рублей, что применительно к военнослужащим в настоящее время проходящих военную службу по контракту соответствует 20 тарифному разряду, из которого и следовало исчислять пенсию Пипко Н.Н. с 01.07.2002г., однако исчислялась в силу объективных причин указанных выше по 25 тарифному разряду. Тарификационный список поступил в комиссариат ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из вышеизложенного, пенсия Пипко Н.Н. была пересмотрена с 01.07.2006г. на основании ст.55 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, которая предусматривает, что при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Таким образом, исчисление пенсии Пипко Н.Н. с 01.07.2006г. приведено в соответствие требованиям действующих нормативных правовых документов.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчёта должностного оклада по 25 тарифному разряду размер пенсии истца составлял 10 645,66 рублей, исходя из следующего расчета: оклад по воинской должности – 4 510 рублей, оклад по воинскому званию (подполковник) – 2 624 рубля, выслуга лет (65%) – 4 637,1 рублей, итого – 11 771,1 рубль, размер пенсии (68%) – 11 771,1 рубль х 68 % = 8 004,35 рубля, с учётом районного коэффициента 10 405,66 рублей (8 004,35 рубля х 1,3), ежемесячная доплата к пенсии 240 рублей. Таким образом, размер пенсии истца исходя из расчёта должностного оклада по 25 тарифному разряду составил 10 645,66 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ с учётом увеличения окладов денежного содержания на 8,5% и из расчёта должностного оклада по 20 тарифному разряду размер полагающейся истцу пенсии составлял 10 774 рубля, исходя из следующего расчета: оклад по воинской должности – 4 374 рубля, оклад по воинскому званию (подполковник) – 2 848 рублей, выслуга лет (65%) – 4 694,3 рубля, итого – 11 916,3 рублей, размер пенсии (68%) – 11 916,3 рублей х 68 % = 8 103,08 рубля, с учётом районного коэффициента 10 534 рубля (8 103,08 рубля х 1,3), ежемесячная доплата к пенсии 240 рублей. Таким образом, размер пенсии истца исходя из расчёта должностного оклада по 20 тарифному разряду составил 10 774 рубля.
Таким образом, размер пенсии Пипко Н.Н. приведён в соответствие с действующим законодательством. Права и законные интересы истца в соответствии со ст. 55 Конституции РФ не нарушены, т.к. размер выплачиваемой с ДД.ММ.ГГГГ пенсии Пипко Н.Н. по сравнению с ранее назначенной ему пенсией, не уменьшился.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из ч.2 ст.61 ГПК РФ следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Частями 2, 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 г. по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно ст.49 указанного закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
На основании ст.62 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии. В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Из ст.55 названного закона следует, что при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Таким образом, законодательством, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, не предусмотрены случаи снижения определенного в установленном законодательством порядке размера пенсии, выплачиваемой пенсионерам Министерства обороны РФ.
Как установлено вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад, учитываемый при исчислении выплачиваемой Пипко Н.Н. пенсии, исчислялся исходя из 25 тарифного разряда (1810) и составлял 2 999,78 рублей. Общая сумма выплачиваемой пенсии – 6 996,54 рублей.
В соответствии с письмом начальника Центра социального обеспечения комиссариата В. от ДД.ММ.ГГГГ № оклад Пипко Н.Н. по его последней штатной должности «начальник Братской автомобильной школы Российской оборонной спортивно – технической организации» протарифицирован Главным ФЭУ Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ и установлен на уровне 20 тарифного разряда (2 680,65 рублей.). В связи с чем размер выплачиваемой Пипко Н.Н. пенсии с ДД.ММ.ГГГГ уменьшился и составлял 6 531,05 рубль.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что в нарушение требований статьи 55 Конституции РФ, положений Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.05.2001 г. № 8-П, ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ незаконно уменьшен размер выплачиваемой Пипко Н.Н. пенсии, как пенсионеру Министерства обороны РФ, то есть ущемлено его право на получение пенсии в размере не меньшем, чем определено ранее в установленном законодательством порядке. Поэтому суд удовлетворил исковые требования Пипко Н.Н. о взыскании с комиссариата недовыплаченной пенсии исходя из 25 тарифного разряда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 948,69 рублей, суммы индексации недовыплаченной пенсии исходя из 25 тарифного разряда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 101,7 рубль.
Вместе с тем, как следует из представленного истцом расчета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер его пенсии, рассчитанный из размера должностного оклада, соответствующего 20 тарифному разряду (4 031 рубль), составлял 9 946,98 рублей, из размера должностного оклада, соответствующего 25 тарифному разряду (4 510 рублей), составлял 10 645,65 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца, рассчитанный из размера должностного оклада, соответствующего 20 тарифному разряду (4 373,64 рубля), составлял 10 774 рубля, из размера должностного оклада, соответствующего 25 тарифному разряду (4 893,35 рубля), составлял 11 530,12 рублей.
Согласно расчетного листка ответчика от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена пенсия исходя из должностного оклада, соответствующего 20 тарифному разряду (4 031 рубль) и составляла 9 946,98 рублей.
Согласно представленной истцом выписки из лицевого счета по вкладу № на Пипко Н.Н. , открытого в Дополнительном офисе № Байкальского банка Акционерного коммерческого Сберегательного банка с период с ДД.ММ.ГГГГ истцу ежемесячно ответчиком перечислялась пенсия в размере 9 946,98 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 10 774 рубля.
С учетом изложенного, поскольку вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что выплата ответчиком истцу с ДД.ММ.ГГГГ пенсии в размере 9 946,98 рублей (которая выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ) приводит к нарушению установленного ст.55 Конституции РФ, ст.ст.43, 49, 55, 62 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 запрета на уменьшение размера выплачиваемой ранее пенсии и удовлетворены исковые требования о взыскании недовыплаченной части пенсии за октябрь 2008г., общий размер которой составляет 10 645,65 рублей исходя из должностного оклада, соответствующего 25 тарифному разряду, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика недовыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 288,03 рублей ((10 645,65 рублей - 9 946,98 рублей) х 9 месяцев).
При этом исковые требования о взыскании с ответчика недовыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 780,6 рублей ((11 530,12 рублей – 10 774 рубля) х 5 месяцев) удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно заявленных исковых требований Пипко Н.Н. полагал, что назначенная ему с ДД.ММ.ГГГГ пенсия должна исчисляться ответчиком из размера должностного оклада, соответствующего 25 тарифному разряду (4 893,35 рубля), и составлять 11 530,12 рублей.
Вместе с тем, Федеральным законом от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» в Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, в соответствии с которыми размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.
Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.
Указом Президента РФ от 01.06.2002г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих» с 01.07.2002 г. утверждены Табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и Табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Указом Президента РФ от 30.09.2004г. № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» с 01.10.2004 г. утверждены Табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и Табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 26.06.2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» утверждены Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В пункте 2 названного постановления указано, что руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, необходимо установить исходя из окладов по типовым воинским должностям военнослужащих и с учетом сроков, предусмотренных в пункте 1 настоящего Постановления, размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих.
Принятыми по исполнение названных Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ приказами Министра обороны Российской Федерации от 05.02.2005г. № 33 «Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих», от 30.06.2006 г. № 200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», от 29.01.2007г. № 33 «О повышении размеров некоторых видов денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и выплат лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», от 10.12.2007г. № 510 «О повышении размеров некоторых видов денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», от 01.02.2008г. № 35 «О повышении денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» установлены Размеры месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту с указанием конкретного наименования воинских должностей и соответствующих им тарифных разрядов по штатным воинским должностям и размеров окладов по воинским должностям. Указанные приказы зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, опубликованы в печати и, следовательно, носят обязательный нормативно – правовой характер.
Таким образом, оклады по нетиповым воинским должностям военнослужащих, которые учитываются при исчислении выплачиваемых пенсионерам Министерства обороны РФ пенсий, устанавливаются Министром обороны РФ. Ответчик не относится к органам, правомочным устанавливать размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ размер выплачиваемой Пипко Н.Н. пенсии исчислялся исходя из должностного оклада, соответствующего 25 тарифному разряду, в дальнейшем Главным ФЭУ Министерства обороны РФ было установлено соответствие должностного оклада Пипко Н.Н. по его последней штатной должности «начальник Братской автомобильной школы Российской оборонной спортивно – технической организации» 20 тарифному разряду и с 01.07.2006г. размер полагающейся истцу пенсии исчислялся из должностного оклада, соответствующего 20 тарифному разряду.
При этом суд пришел к выводу о том, что исковые требования об обязании комиссариата в будущем (с ДД.ММ.ГГГГ) выплачивать Пипко Н.Н. пенсию в соответствии с требованиями закона исходя из размера должностного оклада, соответствующего 25 тарифному разряду не подлежат удовлетворению, поскольку суд не относится к федеральным органам исполнительной власти, которым в соответствии с положениями Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», постановления Правительства РФ от 26.06.2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» предоставлены полномочия на установление окладов по нетиповым воинским должностям. Указал, что права и законные интересы истца нарушены ответчиком в результате уменьшения назначенной ему в соответствии с действовавшим законодательством размера пенсии, а не правильного (неправильного) установления соответствия занимаемой истцом на дату увольнения из Министерства обороны РФ должности конкретному тарифному разряду.
Какие-либо доказательства обжалования в установленном порядке к надлежащему ответчику (Министерство обороны РФ) назначения пенсии исходя из должностного оклада, соответствующего 20 тарифному разряду, истцом, которому в определении о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ разъяснялись положения ст.56 ГПК РФ, суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, суд не усматривает нарушения ответчиком с 01.08.2009г. требований ст.55 Конституции РФ, ст.ст.43, 49, 55, 62 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, поскольку размер фактически назначенной и выплачиваемой с указанной даты истцу пенсии – 10 774 рубля, превышал размер пенсии, которую ответчик обязан был выплачивать ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 10 645,65 рублей в соответствии с вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Пипко Н.Н. в части взыскания с комиссариата недовыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 780,6 рублей.
Кроме того, в соответствии со ст.318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.
Таким образом, суммы недовыплаченной истцу пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 288,03 рублей подлежат индексации с учетом индекса потребительских цен, поскольку индексация в рассматриваемом случае является компенсацией убытков, понесенных истцом в результате несвоевременного получения указанной суммы пенсии.
Согласно представленному Пипко Н.Н. расчету компенсация за несвоевременную выплату ему пенсии в размере 6 288,03 рублей, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, составляет 215,84 рублей. Ответчиком при представлении возражений, представителем ответчика в судебном заседании арифметическая правильность представленного истцом расчета индексации недоплаченной пенсии не оспаривалась. Суд, проверив данный расчет, находит его правильным, соответствующим представленным сторонами доказательствам и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения. Следовательно, исковые требования о взыскании индексации недовыплаченной пенсии в размере 215,84 рублей являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Пипко Н.Н. – удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Иркутской области в пользу Пипко Н.Н. недовыплаченную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 288,03 рублей, индексацию недовыплаченной пенсии в размере 215,84 рублей.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Военного комиссариата Иркутской области в пользу Пипко Н.Н. недовыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 780,6 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судьяА.Н. Левошко
Мотивированный текст решения изготовлен 17.03.2010г.
СудьяА.Н. Левошко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение суда на 17.03.2010г. не вступило в законную силу
СудьяА.Н. Левошко
<данные изъяты>
Секретарь с/з