О признании незаконной выплаты зарплаты менее МРОТ, взыскании невыплаченной заработной платы



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2010 годаг. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Мишовой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-730/2010 по исковому заявлению Беломестных О.Н. к ООО «Энергозащита - И» о признании незаконным выплаты заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда без учета компенсационных и стимулирующих выплат, взыскании невыплаченной заработной платы, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Беломестных О.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Энергозащита - И» (далее – Общество) о признании незаконным выплаты заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда без учета компенсационных и стимулирующих выплат, взыскании невыплаченной заработной платы в размере 29 186 рублей.

В обоснование исковых требований указала, что работает в Обществе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в качестве уборщика производственных помещений 2 разряда участка ТЭЦ - 9 ОАО «Иркутскэнерго», расположенного в г.Ангарске, что подтверждается приказом Общества о приёме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и копией трудовой книжки.

Согласно п.10 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ истице были установлены должностной оклад (тарифная ставка) в размере 1 947 рублей, выплата районного коэффициента за работу в южных районах Иркутской области в размере 30 % должностного оклада и процентная надбавка к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области в размере 30 % должностного оклада, вознаграждение по итогам работы за год, за выслугу лет в соответствии с действующим в Обществе положением, ежемесячное вознаграждение по итогам месяца в соответствии с действующим в Обществе положением до 56 %, доплата за ночные часы работы 50 %, доплата за работу в праздничные дни в двойном размере.

Заработная плата работнику на основании ст.135 ТК РФ устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Считала, что работодатель в период с января по сентябрь 2009 года начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.2008г. № 91-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 01.01.2009г. установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Согласно действующему Трудовому кодексу РФ (ст.129 ТК РФ) заработная плата состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат.

Истица полагала, что в соответствии с ч.3 ст.37, ч.ч.1, 2 и 4 ст.15, ч.ч. 1, 2 ст.17, ст.18, ч.2 ст.19 Конституции РФ, ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст.ст.2, 10, ч.1 ст.129, ст.ст.130, 135, ч.1 ст.146, ст.ст.147, 148, 151-153, 313-317 ТК РФ, в минимальный размер получаемой ею оплаты труда в размере не ниже МРОТ, как вознаграждения за труд и как конституционной гарантии, не должны включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. То есть только вознаграждение за труд должно быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, т.е. 4 330 рублей, а компенсационные и стимулирующие выплаты, в эту сумму не входят.

Система оплаты труда, порядок и условия выплаты вознаграждения за выслугу лет установлены Коллективным договором ООО «Энергозащита - И» на 2008-2009гг. (принят на конференции работников ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован отделом трудовых отношений КЭФ Администрации г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №).

Так, в соответствии с п.п. 1.1., 1.2. Положения об оплате труда работников ООО «Энергозащита - И» (приложение № к Коллективному договору), основой системы оплаты труда работников является 12-ти разрядная тарифная сетка. Тарифная сетка устанавливается из расчета месячной тарифной ставки работника 1 ступени оплаты труда с последовательным увеличением между ступенями на 12 %. Распределение работников по ступеням оплаты труда производится в соответствии с Приложением №. Минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда, отработавшего полностью определенную за этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 941 рубля (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом индексации заработной платы - 3 115 рублей).

Учитывая изложенные выше доводы, истица полагала, что такая минимальная месячнаятарифная ставка рабочего 1 разряда, отработавшего полностью определенную за этотпериод норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда),не может составлять менее установленного МРОТ, т.е. 4 330 рублей.

Согласно Приложению № к Положению об оплате труда работников Общества истица, как рабочая 2 разряда, тарифицируется по 2-ой ступени оплаты труда с применением тарифного коэффициента 1,12 по отношению к 1 ступени оплаты труда (рабочим 1 разряда).

Таким образом, размер оклада истицы (тарифной ставки) при отработке полностью определенной за этот период нормы рабочего времени и выполнении своих трудовых обязанностей (норм труда) должен составлять 4 330 рублей х тарифный коэффициент 1,12 = 4 849,6 рублей.

Выплата вознаграждения за выслугу лет предусмотрена в Обществе Положением о выплате вознаграждения за выслугу лет работникам ООО «Энергозащита - И» (приложение к Коллективному договору №).

В соответствии с п.1 названного Положения вознаграждение за выслугу лет начисляется ежемесячно в размере 1/12 части тарифной ставки (оклада) за отчетный месяц с учетом стажа работы.

С апреля 2009г. работодатель, в нарушение условий коллективного договора, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, в одностороннем порядке прекратил выплату вознаграждения за выслугу лет.

Истица полагала действия работодателя в данной части незаконными по следующим основаниям. В силу названного приказа, срок действия которого не определен, в связи с создавшимися убытками за первый квартал 2009 года с ДД.ММ.ГГГГ не начисляется вознаграждение за выслугу лет.

Между тем, данная стимулирующая выплата предусмотрена Коллективным договором ООО «Энергозащита - И» на 2008-2009г.г.

В соответствии со ст.ст.22, 24, 43 ТК РФ работодатель обязан соблюдать и выполнять условия заключенного коллективного договора.

Учитывая, что срок действия приказа об отмене названной выплаты, установленной коллективным договором организации, не ограничен во времени, можно прийти к выводу, что названным приказом работодатель отказался от исполнения перечисленных выше условий коллективного договора и в одностороннем порядке изменил условия коллективного договора.

Согласно ст.8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными коллективным договором, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Выплата месячной премии в Обществе предусмотрена и регулируется Положением о премировании работников ООО «Энергозащита - И» от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.2.2. названного Положения текущее премирование работников осуществляется по итогам работы за месяц в случае достижения работником высоких производственных показателей при безупречном выполнении работником трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, должностной инструкцией и коллективным договором, а также распоряжениями непосредственного руководителя.

Премирование работников производится на основании приказа (приказов) директора предприятия, устанавливающих размер премии каждому работнику по представлению руководителя соответствующего подразделения. Установление размеров текущих премий производится ежегодно. В случае, если приказы об установлении размеров премий на текущий год не приняты, размер премий исчисляется в соответствии с приказом (приказами) за предыдущий год (п.4.1. Положения).

С июля 2009 года работодатель, в нарушение п.2.2. и 4.1. Положения о премировании от ДД.ММ.ГГГГ, по неизвестным основаниям прекратил выплату истице текущей премии. С приказами о депремировании истицу никто не знакомил.

Всего за период с января 2009г. по сентябрь 2009г. недоначисленная и невыплаченная истице работодателем сумма заработной платы составила 29 186 рублей (2 235,58 рублей + 2 399,62 рублей + 2 418,76 рублей + 3 076,80 рублей + 2 865,27 рублей + 3 033,16 рубля + 5 034,48 рубля + 5 374,92 рубля + 2 747,58 рублей). Из них выплата надбавки за выслугу лет за период с апреля 2009г. по сентябрь 2009г. составила 2 689,33 рублей (484,97 рубля + 484,97 рубля + 484,97 рубля + 484,97 рубля + 484,97 рубля + 264,48 рубля), а выплата ежемесячной премии за период с июля 2009г. по сентябрь 2009г. составила 3 703,33 рубля (1 454,88 рубля + 1 454,88 рубля + 793,57 рубля).

При предъявлении к работодателю требований о взыскании сумм недовыплаченной заработной платы истица исходила из того, что «положение части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его статьей 395 не препятствует. .. возможности удовлетворения денежных требований работника в полном объеме - при условии признания этих требований правомерными органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор» (п.2.2. Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. № 295-О-О).

Своевременная и в полном размере выплата работнику заработной платы - это одна из основных обязанностей работодателя (статьи 22, 56 ТК РФ)

Истица также полагала, что выплата истице работодателем заработной платы в размере менее установленного МРОТ без учета компенсационных и стимулирующих выплат, незаконна.

В противном случае исчисленная истице с учетом таких выплат (за работу в местностях с особыми климатическими условиями; работу в особых условиях на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, и в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), минимальная месячная заработная плата при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнения норм труда оказалась бы равной минимальной заработной плате, исчисленной для работников, не работающих в перечисленных особых и неблагоприятных условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей (ст.2 ТК РФ).

На основании изложенного истица полагала заявленные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В дальнейшем истица дополнила свои требования, просила суд взыскать расходы за оформление доверенности представителя в сумме 400 рублей.

В судебное заседание истица Беломестных О.Н., представитель истицы на основании доверенности Баяджан Д.А., извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, в представленных суду заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Энергозащита - И» на основании доверенности Смолькина Л.В., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просила о рассмотрении дела в своё отсутствие. Согласно отзыва на исковое заявление, ответчиком исковые требования не признаются, в обоснование указано, что, анализируя положения ст.ст.129, 146, 315, 316 и 317 ТК РФ, п.п.6 п.1 ст.208 и ст.209 НК РФ, Конституционный суд РФ в Определении от 05.03.2004г. № 76-О, указал, что выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок выступают элементами оплаты труда, составной частью заработной платы.

Толкование Конституционным судом РФ в указанном Определении норм трудового законодательства и, в частности ст.129 ТК РФ, свидетельствует о том, что выплаты районного коэффициента и процентной надбавки являются составной частью заработной платы.

Норма, содержащаяся в ч.3 ст.133 ТК РФ, указывает, что месячная заработная плата (т.е. вознаграждение за труд + компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) + стимулирующие выплаты), работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Из буквального толкования приведенных выше норм следует, что выплата заработной платы (где составной частью входят районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах с особыми климатическими условиями) должна производиться в размере не менее МРОТ, установленного соответствующим Федеральным законом.

Ссылка истицы на ряд нормативных актов (в частности п.1 Постановления Совмина СССР № 283 от 15.10.1969г., Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г. № 421/26, Постановление Совмина СССР и ВЦСПС № 794 от 24.09.1989г., решение Исполкома Иркутского областного Совета народных депутатов от 08.07.1991г. № 278), как на документы, подтверждающие законность исковых требований, не обоснована. Указанные документы устанавливают либо только размер районного коэффициента (процентной надбавки) либо, вопреки мнению истицы, устанавливают виды дохода работника, на которые не начисляется районный коэффициент (процентная надбавка). В частности, Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г. № 421/26 содержит указание на составные части заработной платы, на которые не начисляется районный коэффициент.

Истицей не приняты во внимание положения ст.ст. 316, 317 ТК РФ и не применены нормы материального права, подлежащие применению. Вывод о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, которая должна быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом № 91 от 24.06.2008г., допущен истицей на основании ошибочного толкования нормативных актов, приведенных выше, и положений, содержащихся в ст.ст.130, 133, 135, 146-148, 316, 317 ТК РФ.

Вместе с тем, общие нормы, содержащиеся в ст.ст.130, 133, 135, 146-148, не устанавливают ни размер, ни порядок выплаты таких компенсационных выплат, как районный коэффициент и (или) процентная надбавка. В ч.1 ст.316 ТК РФ законодатель определил, что органом, устанавливающим размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы, является Правительство РФ. Статья 317 ТК РФ содержит отсылочную норму, устанавливающую, что размер процентной надбавки к заработной плате, и порядок ее выплаты, устанавливаются в порядке, определяемом ст.316 ТК РФ.

Истица не привела ни одного документа, в котором бы компетентный орган исполнительной власти, руководствуясь ст.316 ТК РФ, определял бы порядок применения районного коэффициента (процентной надбавки) для расчета заработной платы, начисляя указанные выплаты на МРОТ без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Приведенные нормативные акты, в основном, касаются только установления размера районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири.

Только один нормативный акт, указанный истицей, касается вопроса установления порядка применения районного коэффициента (процентной надбавки) для расчета заработной платы. Правительство РФ, согласно своей компетенции, делегировало Министерству труда РФ принятие нормативов по вопросу начисления районных коэффициентов, процентных надбавок. В свою очередь, Министерством труда РФ постановлением № 49 от 11.09.1995г. было утверждено Разъяснение от 11.09.1995г. № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока».

Согласно данному Разъяснению процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Согласно в п.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 321, Минздравсоцразвития России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы оплаты труда, письмом от 16.02.2009г. № 169-13 дало разъяснения по вопросу применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В указанном письме пояснено, что в фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации.

Далее в указанном письме обращено внимание на то, что районные коэффициенты и процентные надбавки имеют особый порядок начисления к заработной плате в отличие от других видов выплат компенсационного характера, которые устанавливаются к окладам и ставкам заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений (п.4 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583).

Учитывая изложенное, в указанном письме пояснено, что районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются на фактический заработок работника.

Таким образом, ст.ст.316, 317 ТК РФ не содержат иного понятия «заработная плата», и не вводит иной структуры заработной платы, чем в ст.129 ТК РФ. В диспозиции статей 316, 317 ТК РФ законодатель определил компетентный орган исполнительной власти, определяющий размер районного коэффициента, процентной надбавки и порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Используя понятие «заработная плата», введенное в ст.129 ТК РФ, законодатель в ч.3 ст.133 ТК РФ определил, что месячная заработная плата работника (т.е. вознаграждение за труд + компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) + стимулирующие выплаты), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ошибочное толкование ст.ст.129, 133, 316, 137 ТК РФ, допущенное истицей, а также неприменение нормативных актов, подлежащих применению, привело к ошибочному выводу о том, что начисление районного коэффициента, процентной надбавки должно производится на МРОТ без учета других компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера.

Доводы истицы, изложенные в иске, противоречат правоприменительной практике Верховного Суда РФ. Судебная практика Верховного Суда РФ по толкованию и применению ст.ст.129, 133 ТК РФ продемонстрирована в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.09.2008г. № 3-Г08-15 и от 28.05.2008г. № 74-Г08-27.

В указанных определениях Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассматривая споры о порядке исчисления размера заработной платы, установила, что выплата заработной платы за полностью отработанную норму рабочего времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах с особыми климатическими условиями должна производится в размере не менее МРОТ, установленный соответствующим Федеральным законом.

При этом Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что данный вывод согласуется с положениями ст.ст.129, 133, 133.1 ТК РФ, по смыслу которых не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника в понимании ст.129 ТК РФ.

На основании изложенного ответчик полагал исковые требования истицы не подлежащими удовлетворению.

Исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.129 ТК РФ (в редакции, действующей до 01.09.2007г. до внесения изменений Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ) минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Согласно ч.4 ст.133 ТК РФ (в редакции, действующей до 01.09.2007г. до внесения изменений Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ) размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ указанные положения с 01.09.2007г. утратили силу.

На основании ст.129 ТК РФ, действующей в период рассматриваемых правоотношений, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из ст.57 ТК РФ следует, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2008г. № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009г. установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 330 рублей в месяц.

Таким образом, действующим в 2009 году правовым регулированием законодатель придает различное правовое значение понятиям «тарифная ставка», «минимальный размер оплаты труда». Установленная работнику тарифная ставка может быть меньше минимального размера оплаты труда, что недопустимо в отношении размера заработной платы, выплачиваемой работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности). Размер заработной платы устанавливается сторонами трудового договора – работником и работодателем при его заключении в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (в том числе с учетом тарифных ставок, установленных штатным расписанием, Положением об оплате труда работников).

Данные выводы также подтверждаются правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам от 17.09.2008г. № 3-Г08-15, от 10.09.2008г. № 83-Г08-11, от 28.05.2008 № 74-Г08-27.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 01.10.2009г. № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева Виталия Александровича, Хисаевой Лилии Исмагиловны и Юмагулова Марса Расульевича на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Одновременно была введена дополнительная гарантия: согласно статье 5 Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» не допускается в связи с принятием данного Федерального закона снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до 1 сентября 2007 года (дня вступления в силу указанного Федерального закона).

Тем самым при изменении правового регулирования, касающегося минимального размера оплаты труда, был предусмотрен правовой механизм, не допускающий снижения размеров оплаты труда. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации), были сохранены в неизменном виде.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (пункты 1 и 2 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

В соответствии с п.1.1 Положения об оплате труда работников ООО «Энергозащита-И» основой системы оплаты труда работников Общества является 12-разрядная тарифная сетка. Оплата труда по которой определяется согласно тарификации работ и присвоенной квалификации рабочим и служащим по действующим ЕТКС работ и профессий рабочих, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

Пунктом 1.2 Положения установлено, что тарифная сетка устанавливается из расчета месячной тарифной ставки работника первой ступени оплаты труда с последовательным увеличением между ступенями на 12%. Распределение работников по ступеням оплаты труда производится в соответствии с Приложением №. Минимальная месячная ставка рабочего первого разряда, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 941 рубль.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Общества № от ДД.ММ.ГГГГ истица осуществляла трудовую деятельность в Обществе в качестве уборщика производственных помещений с тарифной ставкой в размере 1 947 рублей.

Согласно представленных штатных расписаний Общества, расчетных листков истицы за 2009 года тарифная ставка по занимаемой ею должности уборщика производственных помещений 2 разряда повысилась и составляла 3 489 рублей в месяц. При этом истице ответчиком было начислено: в январе 2009 года - 11 369,96 рублей (16 рабочих дней), в феврале 2009 года – 9 599,51 рублей (19 рабочих дней), в марте 2009 года – 9 026,76 рублей (21 рабочий день), в апреле 2009 года – 8 276,32 рублей (22 рабочих дня), в мае 2009 года – 9 296,1 рублей (19 рабочих дней), в июне 2009 года – 8 360,36 рублей (21 рабочий день), в июле 2009 года – 6 239,04 рублей (23 рабочих дня), в августе 2009 года – 6 335,31 рублей (20 рабочих дней), в сентябре 2009 года – 9 547,25 рублей (12 рабочих дней).

Полагая, что заработная плата истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ должна была исчисляться работодателем исходя из тарифной ставки по должности уборщика производственных помещений 2 разряда в размере 4 849,6 рублей, составляющей 1,12 размера (в соответствии с п.1.2 Положения об оплате труда работников ООО «Энергозащита-И») тарифной ставки по должности уборщика производственных помещений 1 разряда, равной установленному законодательством минимальному размеру оплаты труда – 4 330 рублей, истица обратилась с соответствующим исковым заявлением в суд.

Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства, поскольку действующим законодательством установлено, что тарифная ставка работника может быть менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда, размер начисленной и выплачиваемой истице с ДД.ММ.ГГГГ заработной платы при полной отработке нормы рабочего времени за месяц с учетом компенсационных и стимулирующих выплат значительно превышал 4 330 рублей и соответствовал действующей у Общества системе оплаты труда, какие- либо доказательства установления нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами Общества тарифной ставки по должности уборщика производственных помещений 1 разряда в размере 4 330 рублей, тарифной ставки по должности уборщика производственных помещений 2 разряда в размере 4 849,6 рублей, истицей, которой в определении о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству разъяснялись положения ч.1 ст.56 ГПК РФ, не представлены, положения трудового договора, локальных нормативных актов (Положения об оплате труда работников ООО «Энергозащита-И», штатных расписаний), установивших применяемый ответчиком размер тарифной ставки по занимаемой истицей должности, ею в установленном порядке не оспаривались, а суд при таких обстоятельствах, не являясь стороной трудового договора, не вправе изменять его существенные условия (в том числе изменять размер тарифной ставки), суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным выплаты заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда без учета компенсационных и стимулирующих выплат, взыскании невыплаченной заработной платы, рассчитанной исходя из тарифной ставки в размере 4 849,6 рублей являются незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Как следует представленных расчетных листков истицы за 2009 года вознаграждение за выслугу лет не начислялось и не выплачивалось истице в составе заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячная премия – с ДД.ММ.ГГГГ Вознаграждение за выслугу лет не начислялось на основании приказа Общества от 30.04.2009г. № 56 «О приостановке поощрительных выплат социального характера», согласно которому по итогам анализа производственно-хозяйственной деятельности общества и в связи с создавшимися убытками за 1 квартал 2009 года главному бухгалтеру Р. поручено не производить выплаты поощрительного характера с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе не начислять вознаграждение за выслугу лет.

В соответствии с п.1.12 Положения об оплате труда работников ООО «Энергозащита-И» конкретные размеры средств, направляемых на премирование работников, надбавки и другие выплаты устанавливаются в зависимости от финансовых результатов Общества. Принципы премирования формируются Положением о премировании за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности.

Из п.1.13 Положения следует, что работникам Общества выплачивается вознаграждение за выслугу лет и по итогам работы за год в пределах выделенных средств на оплату труда.

В соответствии с п.1 Положения о выплате вознаграждения за выслугу лет работникам ООО «Энергозащита-И» вознаграждение за выслугу лет выплачивается работникам Общества в зависимости от непрерывного стажа работы в следующих размерах: от 1 до 3 лет – 0,6, от 3 до 5 лет – 0,8, от 5 до 10 лет – 1,0, от 10 до 15 лет – 1,2, свыше 15 лет – 1,5 долей месячной тарифной ставки (оклада). Вознаграждение за выслугу лет начисляется ежемесячно в размере 1/12 части тарифной ставки (должностного оклада) за отчетный месяц с учетом стажа работы и в пределах имеющихся средств, предусмотренных в смете затрат на расчетный период.

Из п.3 данного Положения следует, что вознаграждение за выслугу лет выплачивается за время, фактически отработанное в расчетном периоде.

Директор не имеет права уменьшить или лишить выплаты вознаграждения за выслугу лет работников, в том числе и работников, допустивших нарушение трудовой и производственной дисциплины (п.7 Положения).

В соответствии с п.1.7 Положения о премировании работников ООО «Энергозащита-И» премирование работников по результатам их труда есть право, а не обязанность администрации и зависит, в частности, от количества и качества труда работников, финансового состояния предприятия и прочих факторов, могущих оказывать влияние на сам факт и размер премирования.

Пунктом 4.1 Положения установлено, что премирование работников общества производится на основании приказа (приказов) директора общества, устанавливающих размер премии каждому работнику по представлению руководителя соответствующего подразделения. Установление размеров текущих премий производится ежегодно. В случае, если приказы об установлении размеров премий на текущий год не принят, размер премий исчисляется в соответствии с приказом (приказами) на предыдущий год.

На основании п.4.5 Положения в случае неудовлетворительной работы отдельных работников, несвоевременного или ненадлежащего исполнения ими должностных обязанностей, совершения нарушений трудового законодательства, требований по охране труда и технике безопасности, невыполнения приказов, указаний и поручений непосредственного руководства либо администрации, совершения иных нарушений, руководитель структурного подразделения представляет директору служебную записку с предложениями о частичном или полном неначислении работнику текущей премии.

Согласно п.4.6 Положения полное или частичное не начисление текущей премии производится на основании приказа (распоряжения) директора общества с обязательным указанием причин.

На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии у Общества права по выплате работникам премии, которое он реализует путем издания соответствующего приказа исходя, в том числе из финансового состояния, качества труда работников (п.п.1.7, 4.1 Положения о премировании работников ООО «Энергозащита-И»), и обязанности по выплате вознаграждения за выслугу лет (п.7 Положения о выплате вознаграждения за выслугу лет работникам ООО «Энергозащита-И»).

Следовательно, при отсутствии доказательств наличия приказов Общества о начислении ежемесячной премии исковые требования о взыскании невыплаченной заработной платы с учетом ежемесячной премии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными удовлетворению не подлежащими.

Исковые требования о взыскании невыплаченной заработной платы с учетом вознаграждения за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению. При этом суд считает необоснованными доводы ответчика об отсутствии оснований для начисления истице указанного вознаграждения ввиду имеющихся убытков по итогам финансово-хозяйственной деятельности, поскольку ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ продолжалось начисление истице ежемесячной премии, выплата которой зависит, в том числе от финансового состояния Общества. Общая сумма подлежащей взысканию с ответчика заработной платы в результате неначисления вознаграждения за выслугу лет (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки) составляет 3 069,11 рублей, исходя из следующего расчета: (3 489 + 3 489 + 3 489 + 3 489 + 3 322,86 + 1 903,09) / 12 х 1,2 х 1,6.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ с Общества в пользу истицы подлежат взысканию понесенные судебные расходы в размере 21,03 рубль.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Беломестных О.Н. – удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Энергозащита - И» в пользу Беломестных О.Н. невыплаченную заработную плату в размере 3 069,11 рублей, судебные расходы в размере 21,03 рубль.

В удовлетворении исковых требований Беломестных О.Н. к ООО «Энергозащита - И» о признании незаконным выплаты заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда без учета компенсационных (районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате, за работу в южных районах Иркутской области, доплата за совмещение профессий, доплата за работу во вредных условиях труда) и стимулирующих (надбавка за выслугу лет, месячная премия) выплат, взыскании невыплаченной заработной платы в размере 26 116,89 рублей, судебных расходов в размере 378,97 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

СудьяА.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 31.03.2010г.

СудьяА.Н. Левошко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда на 31.03.2010г. не вступило в законную силу

СудьяА.Н. Левошко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Секретарь с/з