О признании права на предоставление досрочной трудовой пенсии, признании отказа незаконным



Решение вступило в законную силу 13 августа 2010г.

Решение

Именем Российской Федерации
28 июня 2010 г. город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Александровой М.А.,

при секретаре Хажаковой Я.В.,

с участием истицы Костюк Г.Г.,

представителя истицы по доверенности Ивановой Н.А.,

представителя ответчика по доверенности Проходовской Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2541/2010 по иску Костюк Г.Г. к Управлению ПФР в Иркутском районе Иркутской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признании решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области зачесть периоды работы Костюк Г.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании Управление Пенсионного фонда в Иркутском районе Иркутской области назначить пенсию со дня обращения за ней,

УСТАНОВИЛ:

Костюк Г.Г. обратилась в суд с иском к Управлению ПФР в Иркутском районе Иркутской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признании решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области зачесть периоды работы Костюк Г.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании Управление Пенсионного фонда в Иркутском районе Иркутской области назначить пенсию со дня обращения за ней. В обоснование исковых требований указала, что в течение 25 лет работала на педагогических должностях в образовательных учреждениях для детей, в связи с чем обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Управления ПФР в Иркутском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии ей было отказано, в педагогический стаж не включили периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора по внеклассной и внешкольной работе. Основанием для отказа было неточное наименование должности, т.к. право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, работающие на должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми. С решением пенсионного фонда не согласна, т.к. в оспариваемый период действовало законодательство СССР и РСФСР, которое в централизованном порядке регулировало деятельность образовательных учреждений, в системе образования был установлен единый порядок определения штатов и оплаты труда работников учебных заведений, наименования должностей устанавливались квалификационными характеристиками должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения. Образовательные учреждения не могли произвольно устанавливать наименования должностей. Квалификационными характеристиками предусматривалась должность организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми. Другого наименования должности, например такого как указано в трудовой книжки истицы (организатор по внеклассной и внешкольной работе) квалификационные характеристики не содержат. Однако действующее законодательство допускало употребление сокращенного наименования должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми. Неточное неполное наименование должности в трудовой книжки истицы не может ограничивать ее прав на досрочное назначение трудовой пенсии.

Кроме того, в спорный период истица также выполняла работу по должности учителя. Указанное обстоятельство не принято во внимание пенсионным фондом, т.к. нет приказа на занятие Костюк Г.Г. штатной должности учителя математики. Однако, в образовательных учреждениях штатное расписание на учителей не составляется учебная нагрузка подтверждается тарификационными листами. Кроме того, педагогическая работа руководящих работников учебных заведений, к которым относится и организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми (на правах заместителя директора) разрешается без занятия штатной должности. Указанная работа не считается совместительство и не требует заключения трудового договора.

В судебном заседании истица Костюк Г.Г., представитель истицы Иванова Н.А. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Проходовская Н.Р. исковые требования не признала. В возражение указала, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора по внеклассной и внешкольной работе не мог быть засчитан в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, т.к. наименование должности не соответствует Списку от ДД.ММ.ГГГГ, Списку от ДД.ММ.ГГГГ В этот же период истица осуществляла работу учителя математике, что подтверждается тарификационными списками учителей за 1990 - 1992 г.г., однако приказ на занятие должности отсутствует. С учетом указанных обстоятельств, просила отказать Костюк Г.Г. в удовлетворении исковых требований. Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Костюк Г.Г. к Управлению ПФР в Иркутском районе Иркутской области обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Выслушав стороны, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ Костюк Г.Г. отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (23 года 08 месяца 02 дня при требуемых 25 годах). При этом отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора по внеклассной и внешкольной работе в Никольской средней общеобразовательной школе, поскольку данная должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Кроме того, основанием отказа стало отсутствие приказа о работе истицы в указанный период в должности учителя математики по совместительству.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ назначение трудовых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определен Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п. 1.10 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию (для исчисления стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002г.) могут применяться нормативные правовые акты, имевшие место до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

Следовательно, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ и после этой даты применяются соответственно Списки профессий и должностей, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991г., Списки должностей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г.

Указанные Списки к соответствующим должностям и учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» относят организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школах всех наименований.

Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в силу ст.66 ТК РФ является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки истицы следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Никольской средней школе в должности организатора внеклассной, внешкольной работе и оставлена учителем математики этой же школы.

Таким образом, наименование должности в трудовой книжке истицы не соответствует буквальному наименованию должности, указанному в Списках.

Вместе с тем, Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 19 июня 2007 г. № 476-О-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельностью).

В оспариваемый период работы истицы действовало законодательство бывшего Союза ССР и РСФСР, централизованно регулировавшее деятельность образовательных учреждений.

Так, действовавшие в тот период Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (далее - Основ законодательства об образовании), утв. Законом ССССР от 19.07.1973 г., Закон РСФСР «О народном образовании», принят на УП сессии ВС РСФСР восьмого созыва 02.08.1974 г., предусматривали единство системы народного образования, единство обучения (см. п.п. 6, 7 ст. ст.4).

Согласно п.п.6 ст.6 указанных выше нормативных правовых актов в системе образования был установлен единый порядок определения штатов, нормирования и оплаты труда работников учебных заведений и других учреждений народного образования (компетенция Союза ССР в области образования).

Наименования должностей педагогических работников образовательных учреждений устанавливались квалификационными характеристиками должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения, утв. приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 г. №24.

Образовательным учреждениям, в силу Основ законодательства об образовании, не предоставлялось право по произвольному установлению наименования должностей.

Квалификационными характеристиками предусматривалась должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Другого наименования должности по внеклассной работе с детьми законодательством предусмотрено не было.

Кроме того, действующее в тот момент законодательство допускало употребление сокращенного наименования -«организатор», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы» (Приказ министра просвещения СССР от 28.07.1970 г. № 50 «Об улучшении деятельности организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы», Положение о педагогическом совете общеобразовательной школы, утв. министром просвещения СССР от 15.12.1970 г.).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что наименование должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» является общим по отношению к наименованию должности «организатор внеклассной, внешкольной работы», указанной в трудовой книжке истицы.

Факт осуществления Костюк Г.Г. на указанной должности воспитательной работы с детьми в Никольской средней школе ответчиком не оспаривается и подтверждается представленной в материалы дела справкой, уточняющей работу в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ

По мнению суда, ошибочное указание работодателем в трудовой книжке наименования занимаемой истицей должности («организатор внеклассной и внешкольной работы» вместо «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми») не является основанием для не учета периода трудовой деятельности истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при определении специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Кроме того, судом установлено и не оспорено ответчиком, что в спорный период истицы продолжала также осуществление трудовой деятельности как учитель математики, что подтверждается ее трудовой книжкой и тарификационными списками. Указанное обстоятельство также дает право истицы на включение периода работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Никольской средней школе в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой деятельности по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Доводы ответчика о том, что в материалы пенсионного дела не представлен приказ о замещении Костюк Г.Г. штатной должности учителя математики по совместительству, суд не может принять во внимание, т.к. в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров ЦК КПСС и СМ СССР от 10.11.1966 г. № 874, Приказа министра просвещения СССР от 28.07.1970 г. № 50 «Об улучшении деятельности организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы) организаторы по внеклассной и внешкольной работе с детьми относятся к числу руководящих работников на правах заместителя директора. А в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», Положением «Об условиях работы по совместительству», утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9.03.1989 г., работа без занятия штатной должности в том же учреждении, в том числе преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения в ГУ УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области истица имела стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, а, значит, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истица обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика имелась обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Костюк Г.Г. к Управлению ПФР в Иркутском районе Иркутской области - удовлетворить.

Признать право Костюк Г.Г. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области зачесть периоды работы зачесть периоды работы Костюк Г.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области назначить Костюк Г.Г. пенсию со дня обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Судья М.А. Александрова

Мотивированный текст решения изготовлен 5.07.2010г.

Судья М.А. Александрова