РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2010г. Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре судебного заседания Алексеенко М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2602/2010 по заявлению Власова В.С., Антонюк Н.В. о признании незаконным отказа Администрации г.Иркутска в предоставлении земельного участка на праве собственности под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями,
УСТАНОВИЛ:
Власов В.С., Антонюк Н.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г.Иркутска в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> на праве собственности под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, изложенного в письме и.о.председателя КУМИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ исходящий №, указав, что они являются собственниками жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. Власову B.C. принадлежит 1/2доли в праве общей собственности на дом на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом 1-й Иркутской государственной нотариальной конторы Н. ДД.ММ.ГГГГ за реестр. №. Данный договор зарегистрирован в Учетно-техничестком Бюро ГКХ ДД.ММ.ГГГГ под №. Антонюк Н.В. принадлежит 1/2доли в праве общей собственности на дом на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в УФРС по ИО, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ Предварительно, в целях оформления прав на земельный участок под домом были проведены землеустроительные работы, оформлены материалы по составлению схемы расположения земельного участка, получены согласования Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), а также Службы но охране объектов культурного наследия Иркутской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), утверждена схема расположения земельного участка (распоряжение председателя КУМИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №), испрашиваемый земельный участок площадью 945 кв.м. поставлен на кадастровый учет, в результате чего ему присвоен кадастровый номер №, оформлен кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. После указанных мероприятий Власов B.C. и Антонюк Н.В. обратились в Администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 945 кв.м. в собственность под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, но получили отказ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация г.Иркутска в лице КУМИ дала ответ, что земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование, т.е. отказали в предоставлении земельного участка на праве собственности. Считают отказ незаконным по следующим основаниям. Отказ мотивирован тем, что имеется информация департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Но материалы землеустройства были неоднократно на согласовании в архитектуре и никакой информации о красных линиях не содержат. ДД.ММ.ГГГГ на основании корректурного листа (исх. №) участок площадью 973 кв.м. откорректирован по планировочной структуре <адрес> в г. Иркутске. Откорректированная граница землепользования площадью 945 кв.м. занесена в базу данных отделом градостроительного межевания ДД.ММ.ГГГГ и согласована начальником отдела по Октябрьскому округу департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска Д. ДД.ММ.ГГГГ Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. N18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету при установлении границ землепользовании; в земельном и градостроительном кадастрах (п. 3.8). Письмо департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № о корректировке границ земельного участка по <адрес> в <адрес> сведений о наличии красных линий не содержит. Нет этих сведений и в выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, информация о красных линиях является надуманной. Отказ является необоснованным, так как в нем не указан официальный документ, которым утвержден проект красных линий. «Информация» органа не является основанием установления красных линий. Отказ мотивирован ссылкой на ст. 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами не подлежат приватизации. Ссылку на статью 85 ЗК РФ считают неправомерной, так как она не распространяется на испрашиваемый земельный участок. Их участок не занят проездами и автомобильными дорогами, а находится в пользовании собственников дома. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность нарушает их права и законные интересы. Просят суд признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, на праве собственности Власову В.С., Антонюк Н.В. под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, изложенный в письме и.о.председателя КУМИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ исходящий №.
Заявитель Власов В.С. извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием представился по доверенности - Судник В.В.
Заявитель Антонюк Н.В. извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представился по доверенности - Судник В.В.
В судебном заседании представитель заявителей Власова В.С., Антонюк Н.В. - Судник В.В. действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования своих доверителей поддержала по основаниям указанным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель органа, действия которого оспариваются - Администрации г.Иркутска - Покорский А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № заявленные требования Антонюк Н.В., Власова В.С. считал незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Решение об отказе Власову B.C. и Антонюк Н.В. в предоставлении земельного участка площадью 945 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вынесено уполномоченным органом на распоряжение земельными участками на территории <адрес> администрацией г.Иркутска и принято в соответствии с п. 5,6,7 ст. 36 ЗК РФ, п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ «О введение в действие градостроительного кодекса Российской Федерации», постановления мэра г. Иркутска от 16.12.2008г. № 031-06-3257/8 «О градостроительной документации».
Процедура приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, урегулирована ст. 36 ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.Одним из таких законов, в частности, является Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», в п. 8 ст. 28 которого содержится перечень земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению, в т.ч. земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п.11 ст. 1Градостроительного кодекса РФ, определяющий, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов.
В соответствии с п. 8. ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта РФ, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Согласно п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
Земельный участок площадью 945 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> находится в границах красных линий проектируемой зоны инженерной и транспортной инфраструктур, согласно проекта детальной планировки Октябрьского района г. Иркутска.
Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий проектируемой автомагистрали подтверждается предоставленным суду ситуационным планом М 1:2000 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений).
Согласно п. 1.1 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, утвержденного распоряжением мэра г. Иркутска от 01.09.2008г. № 031-10-1041/8, департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска является структурным подразделением комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, не наделенным правами юридического лица.
В соответствии с п. 2.1.4 указанного положения к основным задачам, возложенным на департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, относится осуществление контроля за соблюдением на территории г.Иркутска земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, использованием земель по целевому назначению.
Согласно п. 3 Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, утвержденной приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 02.08.1999г. № 18 органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, федеральными и территориальными градостроительными нормативами и правилами, правилами землепользования и застройки поселений; соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности; предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в поселениях; предоставлением земельных участков в поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями; осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство.
Таким образом, информация о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий проектируемой зоны городского транспорта, согласно действующего проекта детальной планировки Октябрьского района г.Иркутска, предоставлена уполномоченным органом - департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска. Указанная информация была предоставлена устно. Письменных документов, подтверждающих нахождение земельного участка в границах красных линий, установленных проектом детальной планировки Октябрьского района г.Иркутска, утвержденных в установленном законом порядке нет. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п.5 ст. 36 ЗК РФ).
В силу п.6 ст. 36 ЗК РФ вмесячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п.8 ст. 36 ЗК РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом установлено, что Власов В.С. и Антонюк Н.В. являются собственниками индивидуального жилого дома, общей площадью 108 кв.м. по адресу: <адрес>, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый, что подтверждается представленными в материалы дела нотариально удостоверенным договором от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Учетно-техническом бюро ГКХ ДД.ММ.ГГГГ за №, свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии №, дубликатом свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированного за №.
Согласно представленной в материалы дела справки Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, отделом рассмотрены представленные индивидуальными землепользователями Антонюк Н.В., Власовым В.С. по размещению земельного участка под эксплуатацию существующего с 1931г. индивидуального жилого дома по <адрес>, № в Октябрьском районе г.Иркутска, относительно водного объекта, и установлено, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах 200-метровой водоохраной зоны р. Ангара, в 160 м. от уреза воды поверхностного водного объекта (по Дубль ГИС). Территория расположена в зоне влияния Иркутского гидроузла. Жилой дом находится в собственности. Рекомендовано при осуществлении хозяйственной деятельности индивидуальным землепользователям соблюдать режим использования земельного участка определенного ст. 65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. № 74-ФЗ; обеспечить выполнение правил использования земельного участка, направленных на предотвращение загрязнения, засорения и истощение подземных водоносных горизонтов, поверхностных водных объектов; вопросы водоснабжения, канализации, в том числе поверхностного стока с территории, решить с учетом природоохранного законодательства; произвести страхование строений имущества.
Из представленной в материалы дела информации Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном участке» следует, что служба согласовывает предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с условием включения в материалы кадастрового учета и правоустанавливающие документы на предоставление земельного участка информацию о расположении земельного участка в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности «Правобережье р.Ангары, левобережье р. Ушаковки» с режимом использования данной территории: до начала строительства и хозяйственного использования проводится археологическое обследование.
Распоряжением КУМИ Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка площадью 945 кв.м., расположенного на землях населенных пунктах в Октябрьском районе г.Иркутска по <адрес>, под эксплуатацию индивидуального жилого дома со службно-хозяйственными строениями. Земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (достопримечательное место «Правобережье реки Ангара, левобережье реки Ушаковка» и водоохраной зоны реки Ангара.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ за № земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № следует, что площадь земельного участка составляет 945 кв.м., дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование: под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (достопримечательное место «Правобережье реки Ангара, левобережье реки Ушаковка» и водоохраной зоны реки Ангара.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами указан в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограниченные в обороте указаны в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № I78-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергающихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, подъезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Суду представлены материалы по составлению схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании корректурного листа (исх. №) земельный участок по вышеуказанному адресу площадью 973 кв.м. откорректирован по планировочной структуре <адрес> в г. Иркутске, рекомендовано произвести перенос ограждения и строения (позиция 9 приложения №) в границах согласованного земельного участка. Согласован отделом геолого-геодезической службы Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ Откорректированная граница землепользования площадью 945 кв.м. занесена в базу данных отделом градостроительного межевания ДД.ММ.ГГГГ и согласована начальником отдела по Октябрьскому округу департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска Д. ДД.ММ.ГГГГ
Власов В.С., Антонюк Н.В. обратились в Администрацию г.Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 945 кв.м., расположенного в <адрес> под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.
Из представленного в материалы дела ответа КУМИ Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за № по заявлению Власова В.С., Антонюк Н.В., следует, что предоставить в общую долевую собственность испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, т.к. Департаментом архитектуры и градостроительства по градостроительной политике Администрации г. Иркутска при согласовании проекта постановления Администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес>, была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Со ссылкой на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № I78-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» указали, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находится в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. N18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства;в проектах межевания территорий;при установлении границ территориальных зон в поселениях;в земельном и градостроительном кадастрах;на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения (п. 3.8).
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1).
Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города.
Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. от 08.11.2007 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, в том числе, генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
Согласно ст.9 ФЗ от 2912.2003г. № 191 -Ф3 (ред. от 04.12.2007 года) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Судом установлено, что материалы землеустройства неоднократно представлялись на согласование в Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска, вместе с тем какой-либо информации о красных линиях не содержат (инф. Департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № выписка из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №).
В настоящее время в г. Иркутске действует Генеральный план города Иркутска 2007г., утвержденный Решением городской думы г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представленный Администрацией г. Иркутска в материалы дела ситуационный план земельного участка в <адрес>, не соответствует требованиям допустимости, поскольку не относится к какому-либо проекту планировки, в том числе и к проекту красных линий. Более того, как указано в ситуационном плане (дата и номер отсутствуют) проект не утвержден, что также подтверждено в судебном заседании представителем Администрации г. Иркутска, т.к.новые проекты планировки территорий в соответствии с новым генеральным планом г. Иркутска еще не утверждены, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, проект планировки территории не может действовать в отрыве от Генерального плана.
Оценивая в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости и подтверждающих, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в границах красных линий суду не представлено, в материалах дела отсутствуют.
Согласно ст.ст. 2, I9 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Все равны перед законом и судом Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Учитывая, что Власову В.С., Антонюк Н.В. принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в долевую собственность, то есть право, принадлежащее только им, это право заявителей в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим, при этом спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, суд приходит к выводу о том, что в передаче заявителям в собственность спорного земельного участка не может быть отказано.
При этом, суд исходит из положений ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, письменные доказательства, нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Власова В.С., Антонюк Н.В. о признании незаконным отказа Администрации г.Иркутска в предоставлении земельного участка на праве собственности под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность Власова В.С., Антонюк Н.В. земельного участка площадью 945 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья А.М. Тимофеева
Мотивированный текст решения изготовлен 14.07.2010г. Судья
<данные изъяты>