О признании решения незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.10.2010 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре судебного заседания Абрамовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3438/2010 по исковому заявлению Ломаченко Л.П. к Иркутскому областному военному комиссариату о признании решения жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании восстановить нарушенное право, путем восстановления в списке нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании права на получения государственного жилищного сертификата, военнослужащей, имеющей общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволенной связи с организационно-штатными мероприятиями,

У С Т А Н О В И Л :

Ломаченко Л.П. обратилась в суд с иском к Иркутскому областному военному комиссариату, требуя признать решение жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать восстановить ее нарушенное право, путем восстановления в списке нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать ее право на получение государственного жилищного сертификата, как военнослужащей, имеющей общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволенной связи с организационно-штатными мероприятиями,

В обоснование исковых требований указала, что является военнослужащей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и имеет стаж службы 15 лет 5 мес. 17 дней. Проходила службу в Военном комиссариате Свердловского округа г. Иркутска, была досрочно уволена в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы). Состояла в браке с Ломаченко Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ по май 1992 г. Решением Свердловского суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ брак между ними был расторгнут. В период совместной жизни проживали в служебной двухкомнатной квартире по адресу <адрес> корпус <адрес>, предоставленной на основании Удостоверения № «а» от ДД.ММ.ГГГГ ее мужу на состав семьи из 3 человек: она, муж и дочь. Несмотря на расторжение брака в судебном порядке в 1992 г. она вместе с мужем продолжала проживать в служебной квартире.

На основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ протоколом жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на очередь на получение жилья с учетом состава семьи из 3 человек. С июля 2001г. семейные отношения с мужем распались окончательно, она с дочерью выехала из служебного жилья к матери по адресу <адрес>. Впоследствии по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ дочь приняла участие в приватизации жилого помещения бабушки, она же проживала периодами то у мамы с дочерью, то у сестры, либо на съемной квартире, регистрация оставалась по прежнему месту жительства в служебной квартире, т.к. иного жилого помещения она не имела. Через год после ее выезда из служебного жилого помещения его статус изменился на социальный, Администрацией г. Иркутска ее бывшему мужу выдан социальный ордер серии АБ № от ДД.ММ.ГГГГ с включением в ордер автоматически прежних членов семьи, указанных в Удостоверении.

Поскольку она не проживала в квартире бывшего мужа, но и не снималась с регистрационного учета, ДД.ММ.ГГГГ она по требованию бывшего мужа дала нотариальное согласие на приватизацию квартиры в его единоличную собственность, договор приватизации был им заключен ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ комиссией составлен новый Список на получение ГЖС на состав ее семьи, состоящей из одного человека.

После ее увольнения ДД.ММ.ГГГГ, решением жилищной комиссии она была исключена из очереди на получение жилья на том основании, что она как бывший член семьи собственника сохраняет право пользования жилым помещением, не является нуждающейся и не может участвовать в получении ГЖС, данное решение является незаконным, поскольку она только с учетом права на получение ГЖС дала свое согласие на увольнение с военной службы в связи с организационными мероприятиями, кроме того она не приобрела права пользования по договору социального найма жилого помещения по месту жительства бывшего мужа, поскольку не являлась бывшим членом семьи собственника.

Протокол жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с очереди она впервые увидела на судебном заседании в Кировском районном суде г. Иркутска по ее предыдущему исковому заявлению, оставленному судом без рассмотрения. С этого момента она узнала, что ее сняли с учета немотивированно и безосновательно, т.е. решение о снятии с учета не имеет указания на конкретное основание, предусмотренное ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Из данного решения не следует, когда орган узнал об обстоятельствах, являющихся основанием для ее снятия очереди, что имеет существенное значение. Данное решение комиссии не направлялось ей, тогда как оно должно было быть направлено в течение 3 рабочих дней, в связи с чем, решение о ее снятии с учета нуждающихся является незаконным, как не соответствующим требованиям ст. 56 ЖК РФ.

В судебном заседании истица поддержала свои требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом суду пояснила, что решением Свердловского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу признано, что она в 2001г. расторгла договор социального найма со своим бывшем мужем с момента выезда ее из квартиры мужа, расположенной по адресу: <адрес> в связи с чем, является нуждающейся в жилье с 2001г., поскольку иного жилья она не имеет.

Представитель истицы адвокат Галкина З.А, действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании требования истицы поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представители ответчика Бердникова Н.В., Шаврова М.В., действующие по доверенностям, требования Ломаченко Л.П. не признали, при этом суду пояснили, что срок для обжалования решения жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, истицей пропущен в связи с чем, ее требования об оспаривании решения комиссии не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Бердникова Н.В. суду также пояснила, что основанием для снятия истицы с очереди на получение ГЖС, послужил тот факт, что истица проживала в квартире общей площадью 42, 7 кв.м., между тем как норма постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 15 кв.м., также при снятии истицы с учета, комиссий принято во внимание то обстоятельство, что Ломаченко в нарушение требований ст. 32ч.2 ЖК РФСР, действующей в период до ДД.ММ.ГГГГ, представила документы не соответствующие действительности.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в редакции ФЗ от 14.12.1995г. № 197 - ФЗ и от 09.02.2009г № 4-ФЗ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.

Согласно статье 2 данного закона к действиям и решениям, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к какой - либо ответственности.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Заявления об обжаловании действий и решений в соответствии с Законом РФ № 4866 - 1 рассматриваются в порядке главы 25 ГПК РФ, однако то обстоятельство, что обращения в суд оформлены не заявлением, а исковым заявлением, не умаляют прав истцов на данное обжалование. Сама по себе процессуальная форма обращения не ограничивает суд в применении соответствующего закона, подлежащего применению в данном конкретном случае.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как следует из искового заявления истицы, Ламоченко Л.П. просит суд признать незаконным решение жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.

Согласно п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Из исследованного судом протокола заседания жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Военным комиссаром Иркутской области следует, что комиссией принято решение об исключении из очереди на получения жилья Ломаченко Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ, при этом данное решение комиссии не содержит основания, послужившие для снятия истицы с очереди на получения ГЖС, также в данном решении отсутствует обязательная ссылка на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст. 56 ЖК РФ, в соответствии с которыми Ломаченко Л.П. снята с очереди.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое истицей решение жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям закона, а именно требованиям ч.2 ст. 56 ЖК РФ.

При этом не влияют на выводы суда доводы ответчика о том, что основанием для снятия истицы с очереди на получения жилья послужил тот факт, что истица была обеспечена жильем в пределах нормы постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также несоответствие действительности сведений в документах представленных Ломаченко Л.П. в жилищную комиссию, поскольку в оспариваемом решении какие-либо основания, послужившие для снятия истицы с учета не указаны.

Изложенные в протоколе заседания жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ мнения членов комиссии по вопросу исключения из списков очередников Ломаченко Л.П. о наличии оснований для снятия истицы с очереди, по мнению суда, не являются доказательством указания в оспариваемом решении оснований, послуживших для снятия истицы с учета, поскольку в постановочной части протокола данные основания не изложены, что не соответствует требованиям ст. 56 ЖК РФ.

Вместе с тем, в судебном заседании ответчиком заявлено ходатайство о пропуске Ломаченко Л.П. срока для обращения в суд с требованиями об оспаривании вышеуказанного решения жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.

Статьей 256 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. (п.24).

В судебном заседании истица пояснила, что о своем нарушенном праве, а именно о том, что она незаконно снята решением комиссии от 02. 04.2007г. с очереди на получения ГЖС ей стало известно только при рассмотрении Кировским районным судом г. Иркутска в июне 2010г. ее искового заявления к Иркутскому областному военному комиссариату о признании права на получения государственного жилищного сертификата, которое ДД.ММ.ГГГГ оставлено судом без рассмотрения, кроме того, ей не было известно по каким основаниям, она была снята с учета, поскольку решение жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в ее адрес не направлялось.

Как установлено судом истица обратилась в суд с иском о признании незаконным решения жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем на конверте, в котором исковое заявление направлено в суд.

Вместе с иском, истицей суду представлена ее переписка с различными органами по поводу незаконного снятия истицы с очереди на получения жилья.

Так из письма Военного комиссара Иркутской области и председателя жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № адресованного Ломаченко Л.П. следует, что истица была поставлено в известность о том, что решением жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из списков очередников, нуждающихся в получении жилья.

Из письма Ломаченко Л.П. командующему войсками СибВо, военному прокурору Иркутского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица обращалась к указанным лицам с просьбой проверить законность и обоснованность отказа в предоставлении ей жилья.

ВрИО военного комиссара Иркутской области в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ истицы указал, что в случае несогласия с решением жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ она вправе обжаловать его в суде.

Из ответа Военного комиссара Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Ломаченко Л.П. следует, что Военный комиссар указал истицы о том, что она снята с очереди на получения жилья решением жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, также в данном ответе указано, что в случае несогласия с решением комиссии истица могла обжаловать его в суде.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истице стало известно об обжалуемом ею решении жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в 2007г., данные обстоятельства истицей не опровергнуты в судебном заседании.

По мнению суда, Ломаченко Л.П., которой оспариваемое решение не было ответчиком вручено, не лишена была права обратиться своевременно к ответчику, с просьбой выдать ей решение жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования истицы о признании незаконным решения жилищной комиссии военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ и обязании восстановить нарушенное право, путем восстановления ее в списке нуждающихся в получении жилья, удовлетворению не подлежат, поскольку суду не представлено доказательств, реально препятствующих Ломаченко Л.П., своевременно в трехмесячный срок обратиться в суд с требованиями об оспаривании вышеуказанного решения.

Вместе с тем требования Ломаченко Л.П. о признании ее права, как военнослужащей, имеющей стаж службы более 15 лет уволенной с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями на получения государственного жилищного сертификата, суд находит обоснованными, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция РФ в ст. 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.

Согласно ст. 6 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Согласно п. 9 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:

не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

Таким образом, в случае признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) по избранному постоянному месту жительства, а также при наличии установленных законом выслуги лет и основания увольнения военнослужащие вправе рассчитывать на получение ГЖС для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

Более того, в п. 2 вышеуказанных Правил указано на обязательность их исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи ГЖС военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.

Данное положение не противоречит требованиям ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поэтому военнослужащий, признанный в установленном порядке по избранному месту жительства нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий, в последний год военной службы вправе претендовать на получение ГЖС за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 11 ст. 38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Следовательно, ГЖС должен быть выдан военнослужащему не после его исключения из списков личного состава, а до этого момента.

В судебном заседании, установлено, что Ломаченко Л.П. несла военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения «О прядке прохождения военной службы», досрочно уволена в запас в связи организационно -штатными мероприятиями (п.п.«А» п. 2 ст. 51). Исключена истица из списков личного состава ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из послужного списка прапорщика Ломаченко Л.П.

Из списка нуждающихся в жилплощади военнослужащих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица включена в данный список нуждающихся в жилье с составом семьи на 1 человека, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к Военному комиссару Свердловского административного округа г. Иркутска с рапортом о включение ее в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственный жилищные сертификаты» и выдаче ей ГЖС для приобретения жилья в г. Иркутске.

Судом установлено, что на момент исключения истицы ДД.ММ.ГГГГ из списков личного состава воинской части ГЖС ей не выдан, несмотря на то, что на момент увольнения истица числилась в списке очередников на предоставления жилья.

В связи с чем, требования истицы о признании за ней право на получение ГЖС как военнослужащей, имеющей общую продолжительность военной службы 10 лет признанной на момент увольнения в установленном порядке по избранному месту жительства нуждающейся в получении жилого помещения и уволенной связи с организационно-штатными мероприятиями подлежат удовлетворению.

Удовлетворяя вышеуказанные требования Ломаченко Л.П., суд учитывает, что ответчиком, которому в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства разъяснялись требования ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду достоверных доказательств того, что на момент увольнения из вооруженных сил у истицы отсутствовало, предусмотренное ст. 23 ФЗ РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", право на получение ГЖС в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ломаченко Л.П. к Иркутскому областному военному комиссариату - удовлетворить частично.

Признать за Ломаченко Л.П. военнослужащей, имеющей общую продолжительность военной службы более 10 лет, признанной на момент увольнения в установленном порядке по избранному месту жительства нуждающейся в получении жилого помещения и уволенной связи с организационно-штатными мероприятиями право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с действующим законодательством РФ.

В остальной части исковых требований Ломаченко Л.П. отказать в связи с пропуском срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 07.10.2010г.