Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2010 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Ещенко К.А.,
с участием в судебном заседании истицы Якимчик Е.С., представителя ответчика по доверенности Поздняковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2810/2010 по иску Якимчик Е.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы в должности завуча организатора Александровской средней школы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Якимчик Е.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области (далее - Управление, ответчик) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признании незаконным решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы в должности завуча организатора Александровской средней школы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование своих требований истица указала, что в течение 25 лет отработала на педагогических должностях в образовательных учреждениях для детей, в связи с чем считала, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
За назначением пенсии истица обратилась в Управление ДД.ММ.ГГГГ, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии отказано. В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, Управление отказалось включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 09 месяцев 01 день) - в трудовой книжке значится должность «завуч-организатор».
С данным решением истца не согласилась, считала отказ Управления в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным по следующим основаниям.
В трудовой книжке, отражающей период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указана должность «завуч-организатор» в Александровской средней школе. Эта запись о наименовании должности была выполнена ошибочно, нормативное наименование этой должности - «организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми». В оспариваемый период работы действовало законодательство бывшего Союза ССР и РСФСР, централизованно регулировавшее деятельность образовательных учреждений.
Наименования должностей педагогических работников образовательных учреждений устанавливались квалификационными характеристиками должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения, утвержденными приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978г. № 24, которые применялись до утверждения постановлением Правительства РФ от 11.11.1992г. № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно - квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» тарифно - квалификационных характеристик в связи с переходом работников, в т.ч. образования, на оплату труда на основе Единой тарифной сетки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.1992г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».
Образовательным учреждениям, в силу Основ законодательства об образовании, не предоставлялось право произвольно устанавливать (вводить в штатное расписание) наименования должностей, не предусмотренных тарифно-квалификационными характеристиками, обязательными для применения на территории всего бывшего Союза ССР.
Квалификационными характеристиками установлена должность «организатор внеклассной и внешкольной работе с детьми», тогда как должность «завуч-организатор» не предусматривалась вообще.
В оспариваемый период образовательные учреждения действовали на основе Устава средней общеобразовательной школы, одобренного постановлением Совета министров СССР от 08.09.1970г. № 749.
В п.47 раздела «Руководство школы» Устава было установлено, что для организации воспитательной работы с учащимися, в школах вводилась должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы и прямо было указано на то, что эта должность вводится на правах заместителя директора школы. В последующем, в 1993 году в период перехода оплаты труда на основе Единой тарифной сетки согласно приказа Министерства образования РФ от 25.01.1993г. № 21 должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми были официально переименованы в должность заместителя директора по воспитательной работе.
Истица указала, что в школах принято применять сокращенное, бытовое наименование всех заместителей директоров (по учебно-воспитательной, воспитательной работе) - завуч. Истица считала, что поэтому в трудовой книжке и появилось такое ненормативное наименование, как «завуч-организатор» - указание на заместителя директора школы и на организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми.
Образовательные учреждения - бюджетные учреждения. Ни в период работы истицы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, ни в настоящее время законодательство не допускало и не допускает произвольного установления наименования должностей, должностных окладов (ставок) (ст.ст.57, 144 ТК РФ).
Истица считала, что неправильно указанное работодателем в трудовой книжке наименование должности не должно влиять на ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В Александровской средней школе Якимчик Е.С. работала на педагогической должности - организатор по внеклассной, внешкольной и воспитательной работе с детьми, которая предусмотрена Списками, в соответствии с которыми назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Данная работа дает право на включение в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании изложенного истица считала, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен войти в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Для назначения пенсии ей необходимо выполнить три условия: в течение 25 лет отработать на педагогических должностях в образовательных учреждениях.
С зачетом указанных выше периодов работы у истицы имеется необходимый для назначении досрочной трудовой пенсии 25-летний стаж.
На основании изложенного, истица считала исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании истица Якимчик Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности Позднякова Н.И. исковые требования не признала, считала их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Стаж истицы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», составляет 24 года 04 месяца 21 день при требуемом 25 лет.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определен Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться нормативно-правовые акты, имевшие место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
К таким нормативно-правовым актам, в частности, относятся Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г.№ 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».
Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ Якимчик Е.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в страховой стаж на соответствующих видах работ не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности завуча организатора Александровской средней школы, поскольку в п.1 раздела «Наименование должностей» Списка от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Также эта должность предусмотрена в Списке от ДД.ММ.ГГГГ Список должностей, учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
С учетом изложенного представитель ответчика по доверенности Позднякова Н.И. считала исковые требования Якимчик Е.С. удовлетворению не подлежащими.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (24 года 04 месяца 21 день при требуемых 25 годах). При этом отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 09 месяцев 01 день) в должности завуча организатора в Александровской средней школе, т.к. не поименован в п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 (с изменениями от 02.05.2006г., 18.06.2007г.), не подтверждено занятие штатной должности учителя.
Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
В силу п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки истицы АТ-IV № следует, что Якимчик Е.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве завуча-организатора Александровской средней школы.
Согласно справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, выданной Муниципальным образовательным учреждением Александровская средняя общеобразовательная школа № от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Якимчик Е.С. работала в должности завуча-организатора Александровской средней школы.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, действующий в период осуществления истицей трудовой деятельности в качестве завуча-организатора Александровской средней школы, к соответствующим должностям и учреждениям относил заведующих, их заместителей по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работе, по производственному обучению, заведующих учебной и учебно-воспитательной частью, заместителей директора (заведующего) по учебно-воспитательной работе (части) в начальных, семилетних, восьмилетних и средних школах, независимо от их наименования.
Пунктом 12 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.1984г. № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, период работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, к соответствующим должностям и учреждениям относил заведующих учебной частью и организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми школ и школ - интернатов всех типов и наименований.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, установлено, что независимо от ведения преподавательской работы в выслугу включается работа в качестве заместителей директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно - воспитательной, воспитательной, производственной, учебно - производственной и другой работе, связанной с образовательным процессом, начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, к соответствующим должностям и учреждениям относит заведующих учебной частью, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми школ всех наименований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исполнение трудовых обязанностей в средних общеобразовательных школах в качестве заведующей учебной частью, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми школ всех наименований в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 09 месяцев 01 день) осуществления истицей трудовых обязанностей в должности завуча организатора в Александровской средней школе подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом, в силу ч.1 ст.61 ГПК РФ, суд полагает общеизвестным и не нуждающемся в доказывании факт соответствия сокращенного наименования должности «завуч» указанной в изложенных Перечне (Списках) должности «заведующая учебной частью». Кроме того, суд учитывает, что приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978г. № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» должность организатора среди должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ отсутствует, имеется только должность организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Александровской средней школе истица фактически осуществляла трудовую деятельность на должности, совмещающей функции заведующих учебной частью и организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми, что является основанием для включения указанного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании обстоятельств, установленных в судебном заседании при оценке представленных сторонами доказательств, с учетом изложенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в Управление стаж педагогической деятельности, подлежащий учету при установлении права на досрочную трудовую пенсию, у истицы составлял более 25 лет (установлено Управлением при рассмотрении заявления истицы - 24 года 04 месяца 21 день + установлено судом при рассмотрении настоящего гражданского дела - 09 месяцев 01 день), что дает истице право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Следовательно, решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Якимчик Е.С. досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и необоснованным.
В силу п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку истица обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика имелась обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Якимчик Е.С. - удовлетворить.
Признать право Якимчик Е.С. на получение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области об отказе Якимчик Е.С. в назначении досрочной трудовой пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области зачесть Якимчик Е.С. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности завуча организатора Александровской средней школы.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области назначить Якимчик Е.С. досрочную трудовую пенсию с даты обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Н. Левошко
Мотивированный текст решения изготовлен 19.09.2010г.
Судья А.Н. Левошко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение суда на 19.09.2010г. не вступило в законную силу
Судья А.Н. Левошко
<данные изъяты>
Секретарь с/з