об обязании внесения изменений в служебный контракт, взыскании невыплаченной заработной платы



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2010 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой С.Н.,

при участии представителя ответчика по доверенности Маляновой У.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3045/2010 по исковому заявлению Сайдяшева А.А. к Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области об обязании внесения изменений в служебный контракт, взыскании невыплаченной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Сайдяшев А.А. обратился в суд с иском к Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области (далее - Департамент) об обязании внести изменения в служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ (абзац «а» подпункта 1 пункта 9 раздела 4), установив месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Иркутской области (должностной оклад) с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 330 рублей, взыскании невыплаченной разницы заработной платы между установленным должностным окладом в размере 3 260 рублей и установленным минимальным размером оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 330 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 33177, 24 рублей.

В обоснование исковых требований истец указал, что работает секретарем судебного участка № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, является государственным гражданским служащим Иркутской области.

В соответствии с соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ (о внесении изменений в служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ) истцу установлен должностной оклад в размере 3 260 рублей, что, по мнению истца, противоречит трудовому законодательству.

В силу ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже 4 330 рублей.

Согласно разъяснениям Верховный суд РФ, как следует из содержания ст.129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), т.е. минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу изложенного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1. ст.133 ТК РФ, также без учета компенсирующих, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 19.06.2000г № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.06.2008г. № 91) установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009г. в размере 4 330 рублей.

В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

На основании изложенного истец считал, что установленный должностной оклад в размере 3 260 рублей, нарушает его конституционные права на оплату труда, в связи с чем считал исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание истец Сайдяшев А.А., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности Малянова У.Н. исковые требования не признала, считала их незаконными, необоснованными и удовлетворению неподлежащими по следующим основаниям. Сайдяшев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность секретаря судебного участка № <адрес> и является государственным гражданским служащим Иркутской области.

В соответствии со ст.11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Согласно ст.73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

В соответствии со ст.50 Федерального закона от 24.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст.16 Закона Иркутской области от 04.04.2008г. № 2-оз «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области» оплата труда областного гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание областного гражданского служащего состоит из месячного оклада областного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада областного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином областной гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания областного гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин областных гражданских служащих устанавливаются дифференцированно по категориям, группам и наименованиям должностей областной гражданской службы нормативным правовым актом Губернатора Иркутской области.

Размер оклада месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Сайдяшева А.А. установлен в соответствии с постановлением Губернатора Иркутской области от 16.11.2007г. № 536-п «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области», постановлением Губернатора Иркутской области от 16.11.2007г. № 537-п «О размерах окладов за классный чин государственных гражданских служащих Иркутской области», постановлением Губернатора Иркутской области от 14.04.2008г. № 147-П «О повышении окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Иркутской области».

На основании изложенного, представитель ответчика считал доводы истца относительно того, что размер должностного оклада в размере 3 260 рублей противоречит трудовому законодательству несостоятельным.

Представитель ответчика указал, что Сайдяшев А.А. в исковом заявлении ссылается на разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.05.2010г., в котором дано разъяснение по вопросу включения в величину прожиточного минимума при установлении месячной заработной платы работника компенсационных и стимулирующих выплат.

Вместе с тем, в соответствии со ст.ст.56, 58 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» дача руководящих разъяснений судам по вопросам применения законодательства относится к компетенции Пленума Верховного Суда РФ. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Разъяснение Верховного Суда РФ содержится в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ.

Кроме того, постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010г. утвержден Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, в котором Верховный Суд РФ отзывает разъяснения по вышеуказанному вопросу.

На основании изложенного, представитель ответчика по доверенности Малянова У.Н. просила отказать Сайдяшеву А.А. в удовлетворении исковых требований к Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области в полном объеме.

Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 4 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Частями 2, 3 ст.16 Закона Иркутской области от 04.04.2008г. № 2-оз «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области» установлено, что денежное содержание областного гражданского служащего состоит из месячного оклада областного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью областной гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада областного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином областной гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания областного гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин областных гражданских служащих устанавливаются дифференцированно по категориям, группам и наименованиям должностей областной гражданской службы нормативным правовым актом Губернатора Иркутской области.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин областных гражданских служащих не могут быть ниже размеров должностных окладов и окладов за классный чин, установленных для соответствующих должностей федеральных гражданских служащих.

Согласно ст.73 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В судебном заседании установлено, что Сайдяшев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ замещает должность областной государственной службы секретаря судебного участка № <адрес> и является государственным гражданским служащим Иркутской области (служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №/лс).

Размер месячного оклада Сайдяшева А.А. в соответствии с замещаемой им должностью областной гражданской службы установлен в соответствии с постановлением Губернатора Иркутской области от 16.11.2007г. № 536-п «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области» (с дополнениями, внесенными постановлением Губернатора Иркутской области от 01.10.2008г. № 385/2-п) и составляет 3260 рублей в месяц.

Согласно представленных расчетных листков истца за 2010 год (с января по июль), справки Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанной директором Н., заместителем главного бухгалтера И., истцу ответчиком было начислено следующее денежное содержание: в январе 2010 года – 19364,40 рубля (15 рабочих дней), в феврале 2010г. – 20081,60 рубль (19 рабочих дней), в марте 2010г. – 32888,55 рублей (22 рабочих дня, квартальная премия), в апреле 2010г. – 21 654,60 рубля (22 рабочих дня), в мае 2010г. – 22371,80 рубль (19 рабочих дней), в июне 2010г. – 25271,71 рубль (21 рабочий день), в июле 2010г. – 22371,80 рубль (22 рабочих дня).

Полагая, что месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью областной гражданской службы в период с 01.01.2009г. должен был исчисляться ответчиком исходя из установленного законодательством минимального размера оплаты труда – 4330 рублей, истец обратился с соответствующим исковым заявлением в суд, ссылаясь в обоснование своих требований на положения ТК РФ, которые в силу ст.73 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ подлежат применению при регулировании спорных правоотношений.

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2008г. № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4 330 рублей в месяц.

Действовавшее до 01.09.2007г. правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст.129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006г. № 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006г. № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ в редакции. Федерального закона от 30.06.2006г. № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01.09.2007г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ).

В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.06.2006г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.149 ТК РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

С учетом изложенных норм материального права суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством допускается установление месячного оклада областных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями областной гражданской службы, как составной части денежного содержания областного гражданского служащего, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их денежное содержание, включающее в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Поскольку, как установлено судом, установленный Сайдяшеву А.А. месячный оклад в соответствии с замещаемой им должностью областной гражданской службы в период с 01.01.2009г. соответствовал положениям ч.4 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч.3 ст.16 Закона Иркутской области от 04.04.2008г. № 2-оз «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области», постановления Губернатора Иркутской области от 16.11.2007г. № 536-п «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области» (с дополнениями, внесенными постановлением Губернатора Иркутской области от 01.10.2008г. № 385/2-п), заключенного между Департаментом и истцом служебного контракта №340 от 01.07.2008г. (с учетом изменений, внесенных соглашением № 1262 от 01.07.2008г.), а совокупный размер ежемесячного денежного содержания Сайдяшева А.А. в период с 01.01.2010г. по 30.06.2010г. значительно превышал минимальный размер оплаты труда (4330 рублей), суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования к Департаменту об обязании внести изменения в служебный контракт № 340 от 01.07.2008г. (абз.«а» п.п.1 п.9 разд.4), установив месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Иркутской области (должностной оклад) с 01.01.2009г. в размере 4 330 рублей, взыскании невыплаченной разницы заработной платы между установленным должностным окладом в размере 3 260 рублей и установленным минимальным размером оплаты труда с 01.01.2009г. в размере 4 330 рублей за период с 01.01.2010г. по 30.06.2010г. в сумме 33177,24 рублей являются незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сайдяшева А.А. к Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области об обязании внести изменения в служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ (абзац «а» подпункта 1 пункта 9 раздела 4), установив месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Иркутской области (должностной оклад) с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 330 рублей, взыскании невыплаченной разницы заработной платы между установленным должностным окладом в размере 3 260 рублей и установленным минимальным размером оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 330 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 33177, 24 рублей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 08.10.2010г.

Судья А.Н. Левошко