об обязании предоставить вне очереди жилое помещение в г.Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска



РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2010г. Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Алексеенко М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-650/2010 по иску Саловарова П.А. к Администрации г.Иркутска о об обязании предоставить вне очереди жилое помещение в г.Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска,

УСТАНОВИЛ:

Саловаров П.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение в г.Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска, указав, что он был воспитанником ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома № г.Иркутска. В настоящее время он на государственном обеспечении не находится, жилого помещения никакого не имеет, общежитием не обеспечен. Его мать С. лишена родительских прав (решение суда 1987г.). Он не имеет закрепленного жилого помещения, что подтверждается распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время он включен в единый список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в г.Иркутске. Также, он стоял на очереди в ИВВАИУ, после увольнения его из очереди убрали. Просит суд обязать ответчика предоставить вне очереди жилое помещение в г.Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска.

В судебном заседании истец Саловаров П.А. свои требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении, суду пояснил, что за постановкой на учет в Администрацию г.Иркутска на получение жилого помещения не обращался, на учете не состоит. Несмотря на это он имеет право на внеочередное предоставление жилья от органа местного самоуправления.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации г.Иркутска Шевкунова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № исковые требования истца не признала, суду пояснила, что ст. 1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18, лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 8 вышеуказанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим по месту жительства на учете нуждающихся в получении жилых помещений. В г.Иркутске на учете нуждающихся в получении жилых помещений во внеочередном порядке Саловаров П.А. не состоит. Крометого, истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения и соответственно в настоящее время неотносится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Просит суд отказать Саловарову П.А. в удовлетворении исковых требований к администрации г.Иркутска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения в полном объеме.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005 г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ) в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005 года.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно представленной в материалы дела справке Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей детский дом № г.Иркутска следует, что Саловаров П.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся воспитанником Детского дома № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении.

Согласно справке директора ОГОУ Детский дом № Ж. от ДД.ММ.ГГГГ выданной Саловарову П.А. следует, что он поступил в Детский дом № - ДД.ММ.ГГГГ из <адрес>. Выбыл ДД.ММ.ГГГГ в ИВАТУ. Закрепленного жилья не имел. Указанная справка составлена на основе Алфавитной книги учреждения, другие документы сгорели в декабре 1997г. (авиакатастрофа).

Из представленной в материалы дела справки Иркутского военного авиационного инженерного института от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Саловаров П.А. во время прохождения службы в Иркутской ВАИИ с 1996 по 2001г. жилой площадью не обеспечивался.

Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004г.) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Действовавшим до 01.01.2009г. Законом Иркутской области от 13.12.2006г. № 97-ОЗ заявление о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подавались в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства (месту закрепления за ними жилой площади) либо по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья)(ст. 3).

С 01.01.2009г. вступил в силу Закон Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» № 127-оз от 17.12.2008г.

Настоящий Закон в соответствии с Жилищным кодексом РФ определяет порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления) учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), а также устанавливает порядок определения общей площади предоставляемого по договору социального найма жилого помещения в случаях совершения гражданином действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, и период, за который учитываются такие действия и гражданско-правовые сделки (ст. 1).

На учет принимаются граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном законом Иркутской области, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определенные законом Иркутской области категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) законом Иркутской области основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 2).

Заявления о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подаются в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства (месту закрепления за ними жилой площади) либо по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Заявление о принятии на учет регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет по форме, установленной приложением 2 к настоящему Закону. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим ведение учета (ст.3).

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета. Данное решение принимается в соответствии с очередностью поступления заявлений граждан, зарегистрированных в соответствии с частью 4 статьи 3 настоящего Закона. Решения о принятии граждан на учет с выдачей или направлением гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, документа, подтверждающего принятие такого решения, а также решения об отказе в принятии на учет принимаются органом, осуществляющим ведение учета, в порядке и сроки, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 4).

Учет ведется по спискам, сформированным отдельно в отношении каждой категории граждан, указанной в статье 2 настоящего Закона, и в отношении граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди (ст. 5).

В соответствии со ст. 7 указанного Закона право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований снятия их с учета.

Таким образом, внеочередное получение жилого помещение возможно при наличии сведений об отсутствии закрепленного жилого помещения за несовершеннолетним, а также сведений о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет.

В судебном заседании Саловаров П.А. указал, что он, достигнув 18-летнего возраста в 1997г. и после окончания ИВВАИУ в 2001г. за постановкой на учет на внеочередное предоставление жилья, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Администрацию г.Иркутска не обращался, на учете не состоял и не состоит, о чем имеется его роспись в протоколе судебного заседания, что также подтверждено материалами гражданского дела. Ранее он состоял в очереди на получение жилья по месту службы, но после увольнения его из очереди убрали.

На день подачи искового заявления в суд ДД.ММ.ГГГГ Саловаров П.А. имел возраст 30 лет.

Доводы заявителя Саловарова П.А. о том, что он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения вне зависимости от возрастного критерия, суд оценивает критически, поскольку в соответствующими с нормами действующего законодательства государство гарантирует предоставление жилого помещения лицам, достигшим 23-возраста, но вставших (поставленных) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

Истец Саловаров П.А. имел возможность обратиться с заявлением в компетентные органы о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, поскольку это право гражданина воспользоваться либо не воспользоваться своим законным правом, гарантированным законом.

Таким образом, Словаров П.А. имел реальную возможность при достижении им совершеннолетия (18 лет) с 1997г. и до достижения им 23-х летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ встать на учет нуждающихся в получении жилого помещения, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях в частности ИВАИИУ в 2001г., однако своим правом он не воспользовался в установленный законом срок, на день обращения в суд возраст истца Саловарова П.А. - 30 лет, т.е. превышает указанную в законе возрастную границу, в связи с чем суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Саловарова П.А. к Администрации г.Иркутска о об обязании предоставить вне очереди жилое помещение в г.Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья А. М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 01.02.2010г. Судья:

<данные изъяты>