об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2010года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Алексеенко М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-69/2010 по иску Верхозина П.П. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Верхозин П.П. обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, указав, что он с момента своего рождения является ребенком оставшимся без попечения родителей. Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ он поступил в городскую детскую больницу г.Иркутска из центрального роддома в отделение патологии новорожденных. ДД.ММ.ГГГГ его мать В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в браке не состояла, оставила ребенка в роддоме. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Октябрьского районного Совета народных депутатов «Об усыновлении, учреждении опеки, определении в детский дом» он был определен в детское государственное учреждение, в котором находился до 7 лет. Впоследствии был направлен в <адрес> во вспомогательную школу для умственно-отсталых детей, а за тем находился на реабилитации в ОГУСО «ИДДИ-1» в период с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал ОГУСО «Психоневрологический интернат <адрес>». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Иркутском профессиональном училище-интернат для инвалидов по специальности «резчик по дереву древесине». После окончания училища он постоянно проживал в г.Иркутске, своего места жительства он не имеет, временно проживает у знакомого, постоянной регистрации по мессу жительства также не имеет, в связи с чем не может устроиться на постоянную работу, вынужден подрабатывать на временных работах. На период нахождения в государственных учреждениях никакого жилого помещения за ним закрепленного не было. Распоряжением мэра г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №/ был включен в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения в администрации г.Иркутска, номер очереди №. Указанное обстоятельство подтверждается справкой отдела по учету и распределению жилья от ДД.ММ.ГГГГ №. На сегодняшний день номер очереди не изменился. Он является остро нуждающемся в получении жилья и в соответствии с п.2. ст. 57 ЖК РФ и имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Просит суд обязать администрацию г.Иркутска предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Истец Верхозин П.П. извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Верхозина П.П. - Кужим Р.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования своего доверителя поддержала по основаниям указанным в иске, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Иркутска - Поспехова Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № исковые требования Верхозина П.П. не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что Верхозин П.П. обосновывает обязанность администрации г.Иркутска по предоставлению ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма ссылаясь на федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 8 указанного ФЗ от 21.124996г. №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с подпунктом 24 п.2 ст.26.3 федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) в частности относится решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Названные положения конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственными полномочием субъекта РФ и возлагается на органы государственной власти субъекта РФ. Исходя из статьи 132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 30.11.2000 №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22.03.1999г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ, с передачей органам местного самоуправления необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В Иркутской области, закон, наделяющий органы местного самоуправления города Иркутска государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствует. Администрация г. Иркутска в соответствии с п.1 ст.1 Положения об организации и деятельности администрации г.Иркутска, утвержденного решением городской Думы г.Иркутска от 09.06.1997г. №87-9гД(2), является постоянно действующим органом местного самоуправления г.Иркутска, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. В связи с указанными положениями закона и в связи с отсутствием на территории Иркутской области закона Иркутской области, наделяющего органы местного самоуправления г. Иркутска государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей считает требования истца об обязании администрации г.Иркутска предоставить вне очереди жилое помещения по договору социального найма незаконными, что также подтверждаются определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором Конституционный Суд РФ разъяснил что абзацем вторым п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулировании предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительство), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях все видов профессионального образовании, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В соответствии с законом Иркутской области от 17.12.2008г. №127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется органами местного самоуправления. На основании указанного Верхозин П.П. был включен в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в администрации г.Иркутска. В дальнейшем, в связи с проведением проверки и уточнением сведений, содержащихся в едином списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г. Иркутска был направлен запрос в отдел адресно-справочной работы УФМС по ИО. Согласно полученной адресной справки Верхозин П.П. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. В связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование, на основании пп. 3 п. 1 ст. 56 ЖК РФ Верхозин П.П. был снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №. В дальнейшем, решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Распоряжение о снятии Верхозина П.П. с учета было отменено, в связи с чем Распоряжением заместителя мэра - руководителя аппарата Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № Верхозин П.П. был восстановлен на учете в едином списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер его очереди 827. Учитывая, что обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями является государственным полномочием субъекта РФ просит суд отказать Верхозину П.П. в удовлетворении заявленных им исковых требований направленных к Администрации г. Иркутска в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица на стороне истца не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - Кудрявцева О.Е. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № исковые требования Верхозина П.П. считала законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ) в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005г.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст. 1 решения Думы г.Иркутска от 05 июля 2005 г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Иркутске».

На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Представленные суду документы подтверждают статус Верхозина П.П. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве какового истец поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, и в силу приведенных выше норм закона, приобрел право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.

Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет.

С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ истец, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Судом установлено, что Верхозин П.П. родился ДД.ММ.ГГГГ в г.Иркутске, о чем в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №. В качестве родителей указаны - отец - В.П., мать В.А., что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством о рождении IV-СТ № выданным Октябрьским отделом ЗАГС г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ

Из представленного в материалы дела акта городской детской больницы от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что в городской детской больнице находится ребенок Верхозин П.П. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ребенок поступил из центрального роддома в отделение патологии новорожденных - ДД.ММ.ГГГГ Мать ребенка - В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты>, оставила ребенка в роддоме. Принимаются меры к розыску матери. Предварительным медицинским осмотром ребенок может быть рекомендован на усыновление.

Из представленной в материалы дела выписки из решения исполнительного комитета Октябрьского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об усыновлении, учреждении опеки, определении в детский дом» следует, что рассмотрено решение опекунского Совета и п. 7 решено определить в детское государственное учреждение Верхозина П.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящегося в городской детской больнице. Мать В.А., оставила ребенка в роддоме. Ее место нахождения неизвестно. Сведения об отце записаны по указанию юриста.

Из представленной в материалы дела справки ИДДИ № следует, что Верхозин П.П. с ДД.ММ.ГГГГ действительно находился в Иркутском детском доме-интернате № для умственно отсталых детей на полном государственном обеспечении.

Как следует из правки Молодежного реабилитационного центра для инвалидов «Водопадный» - Верхозин П.П. - ДД.ММ.ГГГГгода рождения с ДД.ММ.ГГГГ проходил курс лечения и находился на полном государственном обеспечении.

Согласно справки ПУ -интернат для инвалидов Верхозин П.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно обучался в ПУ -интернат для инвалидов в группе № по специальности «резчик по дереву» срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на период обучения находился на полном государственном обеспечении.

На основании Распоряжения мэра г.Иркутска от 22.04.2005г. № 031-10-438/5 «О делегировании полномочий» Администрацией г.Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами.

Согласно представленному в материалы дела сообщению отдела учета и распределения жилья от ДД.ММ.ГГГГ № Верхозин П.П. включен в единый список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в администрации г.Иркутска - номер очереди №, на основании распоряжения мэра г.Иркутска от 22.04.2005г. № 031-10-438/5.

Из представленного в материалы дела распоряжения заместителя мэра г.Иркутска от 01.04.2009г. № 053-02-89/9 «О снятии с учета детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством)» следует, что Верхозин П.П. снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением заместителя мэра - руководителя аппарата Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № «О восстановлении Верхозина П.П. на учете детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также детей находившихся под опекой (попечительством), во исполнение решения Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Верхозин П.П. восстановлен в едином списке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г. Иркутска с первоначальной даты постановки на учет и номер его очереди №.

Из представленных ответов на запросы суда из УФРС по ИО от ДД.ММ.ГГГГ №, МУП БТИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № сведений о принадлежности недвижимого имущества у Верхозина П.П. -ДД.ММ.ГГГГ года рождения не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Таким образом, решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Правовой статус Правительства Иркутской области устанавливает Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Иркутской области.

Согласно п.4 ст.1 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в названный Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. Следовательно, Правительство Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области специальной компетенции.

В силу ст. 64 Устава Иркутской области - Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом коллегиальных и единоначальных формах.

В состав Правительства Иркутской области по должности входят: Губернатор Иркутской области, первые заместители Председателя Правительства Иркутской области, заместители Губернатора Иркутской области, заместители Председателя Правительства Иркутской области, министры Иркутской области.

Пунктом 2 ст. 26.11 ФЗ № 184-ФЗ, устанавливающим перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта РФ для осуществления полномочий, установленных п. 2 ст.и 26.3 ФЗ № 184-ФЗ, жилых помещений жилищного фонда социального использования для детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено. Согласно подпункту «н» п. 2 ст. 26.11 в собственности субъекта РФ может находиться лишь имущество (в том числе жилые помещения) для социального и медицинского обслуживания указанной категории граждан

Из указанного выше следует, что полномочий Правительства Иркутской области в части предоставления жилых помещений детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей и заключения с ними договора социального найма жилого помещения нет.

Не может являться основанием для отказа в иске Верхозину П.П. - отсутствие финансирования муниципального образования средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

Ссылка Администрации г. Иркутска на Определение Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть принята судом как доказательство освобождения муниципального образования от обеспечения указанной категории граждан и предоставления им жилых помещений, поскольку в силу требований ЖК РФ на органы государственной власти субъекта РФ не может быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

В судебном заседании право истца на получение жилого помещения по договору социального найма ответчиком не оспаривается.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования, направленные к Администрации г.Иркутска, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Верхозина П.П. - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Верхозину П.П. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска, находящееся в черте г.Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м. по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья А.М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 27.02.2010г. Судья:

<данные изъяты>