об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4678/2010 по иску Злобиной Ю.А. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Злобина ЮА. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска, требуя обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение площадью не менее установленных социальных норм по договору социального найма.

В обоснование исковых требований указала, что она является сиротой, в соответствии со справкой, выданной Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Иркутску от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно указанной справки, жилое помещение за ней не закреплялось. Она состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ Она обратилась в администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. В мае 2009г. ей дан ответ, со ссылкой на то, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящейся в трудной жизненной ситуации. В мае 2009г. она обратилась в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области заявлением о предоставлении ей жилого помещения, на что ей дан ответ о том, что она имеет право обратиться в суд с заявлением о защите ее жилищных прав. На основании письма начальника отдела учета и предоставления жилья от ДД.ММ.ГГГГ, она включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди в едином списке - №, однако до настоящего времени жилое помещение ей не представлено, договор социального найма с ней не заключен.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Иркутской области.

В судебном заседании истица требования к Администрации г. Иркутска поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Иркутска, действующая на основании доверенности - Шевкунова Т.А., исковые требования Злобиной Ю.А не признала, считала их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, не оспаривая право истицы на предоставление жилого помещения по указанным ею основаниям, суду пояснила, что жилое помещение будет предоставлено истицы после получения на эти цели субвенций из бюджета Иркутской области.

Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие, в своих письменных возражениях просило вывести Правительство из числа ответчиков.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, в их совокупности суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010г. « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-оз).

В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 50-оз учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно представленной в материалы дела справки Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Злобина Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. выявлена и поставлена на первичный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства г. Иркутска. Жилое помещение за Злобиной Ю.А. не закреплялось.

Представленные суду документы подтверждают статус Злобиной Ю.А., как лица, оставшегося без попечения родителей.

Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет.

С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Злобина Ю.А., как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Согласно ответа на запрос Отдела учета и распределения жилья департамента правовой и кадровой работы Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Злобина Ю.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в г.Иркутске, номер очереди -№.

Из представленных в ответ на судебный запрос Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а также справки МУП БТИ г.Иркутска следует, что сведений о зарегистрированных правах Злобиной Ю.А. на объекты недвижимого имущества не имеется.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» № 52-ОЗ от 29.06.2010г. органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области № 52-оз, включен, в том числе, город Иркутск.

Таким образом, осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления.

Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области № 52-оз осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Частью 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22.06.2010г. № 50-ОЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 2 названной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.

С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

Частью 12 ст. 4 Закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

В судебном заседании право истицы на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривалось.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Злобиной Ю.А к Администрации г.Иркутска подлежащими удовлетворению.

При этом оснований для удовлетворения требований истицы к Правительству Иркутской области не имеется, поскольку вышеуказанным законодательством предусмотрено, что осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Злобиной Ю.А. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Злобиной Ю.А. жилое помещение во внеочередном порядке в черте г.Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное, площадью не менее 33 кв.м., с учетом требований ст. 4 п.11 абз.2 Закона Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области.»

В удовлетворении требований Злобиной Ю.А. к Правительству Иркутской области - отказать

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья

Мотивированный текст решения изготовлен 14.12.2010г.

<данные изъяты>

На 14.12.2010г. решение в законную силу не вступило Е.Л. Коржинек

<данные изъяты>

Секретарь с/з

Резолютивная часть

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4678/2010 по иску Злобиной Ю.А. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,

РЕШИЛ:

Исковые требования Злобиной Ю.А. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Злобиной Ю.А. жилое помещение во внеочередном порядке в черте г.Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное, площадью не менее 33 кв.м., с учетом требований ст. 4 п.11 абз.2 Закона Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области.»

В удовлетворении требований Злобиной Ю.А. к Правительству Иркутской области - отказать

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья