РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2010 годаг.Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре Мишовой Ю.П.,
с участием представителя заявителя по доверенности Виго Т.Д., представителя Государственной инспекции труда в Иркутской области по доверенности Змачинской А.В., заинтересованного лица Копыловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-526/2010 по заявлению Индивидуального предпринимателя Буйначевой В.О. о признании недействительным в части предписания Государственной инспекции труда в Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель Буйначева В.О. (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в суд с заявлением к Государственной инспекции труда в Иркутской области (далее – инспекция труда) о признании недействительным пункта 1 предписания Государственной инспекции труда в Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требований предприниматель указала, что инспекцией труда проведена проверка соблюдения ею трудового законодательства по заявлению Копыловой О.А. ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки вынесен акт об устранении допущенных нарушений закона направлено Предписание №. При принятии решения, выраженного в Предписании, инспекцией труда были допущены нарушения законодательства. Решением инспекции труда предпринимателю указано на нарушение ст.236 ТК РФ в части безосновательной невыплаты Копыловой О.А. пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за июль-октябрь 2009 года и об обязании уплатить денежную компенсацию от невыплаченных сумм пособия. В соответствии со ст.3 Федерального закона № 255 от 29.12.2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» пособие по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных Федеральным законом, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, указанных в части 4 статьи 3 Закона) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности. Пункт 4 гласит: финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 190 от 31.12.2002г. «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан». Предпринимателем применяется специальный налоговый режим - ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона № 190-ФЗ от 31.12.2002 г., выплата гражданам, работающим по трудовым договорам (далее - работники), заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее -работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Пунктом 50 Постановления Правительства № 865 от 30.12.2006г. «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» установлен перечень документов, необходимых для получения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Работник Копылова О.А. не предоставила справку с места работы отца ребенка о том, что он не получает пособия по уходу за этим ребенком по месту своей работы. Неполный пакет документов Копыловой О.А. на получение пособия по уходу за ребенком является основанием для отказа в финансировании средств из Фонда социального страхования РФ на эту выплату. Следовательно, выплате пособий предшествует получение средств из Фонда социального страхования РФ на основании представленных документов на получателя согласно перечню по пункту 50 указанного Постановления Правительства РФ. За своевременное и полное предоставление достоверных документов ответственность несет получатель пособий.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ предпринимателем был издан приказ о предоставлении продавцу Копыловой О.А. отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет на основании заявления о предоставлении отпуска. Предприниматель начала производить Копыловой О.А. начисление пособия по уходу за ребенком с момента предоставления Копыловой О.А. соответствующего заявления. В нарушение ч.3 ст.2 Федерального закона № 190-ФЗ от 31.12.2002г., сотрудники Филиала № 1 Иркутского регионального отделения ФСС РФ указывали и указывают предпринимателю и другим работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, на то, что выплата работнику пособия по уходу за ребенком выплачивается не за счет средств ФСС РФ, поскольку ФСС РФ лишь производит возмещение выплаченного работодателем пособия за истекший квартал. При этом ФСС РФ от работодателя ежеквартально требует предоставления в ФСС РФ следующих документов: трудового договора, заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, приказа о предоставлении отпуска, свидетельств о рождении (на всех детей), расходного ордера (документа, подтверждающего выплату работодателем работнику соответствующего пособия), больничного листа по беременности и родам с расчетом, расчета пособия до 1,5 лет, справки с места работы другого родителя о том, что ему пособие не выплачивается (для неработающего - из органов соцзащиты), последнего платежного документа по спецрежиму. Данный факт подтверждается листком-пометкой, содержащим перечисленные требования к предоставлению документов. Данный перечень взят в Филиале № ГУ ИРО ФСС РФ, он свободно распространяется среди всех работодателей, применяющих специальные налоговые режимы и желающих получить выплаты пособия по уходу за ребенком, и висит на стенде перед соответствующим кабинетом Филиала № ГУ ИРО ФСС РФ, в котором производится прием документов, касающихся выплаты пособий.
Так, ДД.ММ.ГГГГ предприниматель обратилась в Филиал № ГУ ИРО ФСС РФ с заявлением и соответствующим пакетом документов для произведения со стороны ФСС РФ возмещения выплаченного Копыловой О.А. пособия по уходу за ребенком за апрель, май, июнь 2009 года в размере 10 067 рублей. К данному заявлению был также приложен расходно-кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующий о том, что предприниматель произвела выплату Копыловой О.А. пособия за апрель, май, июнь 2009 года. Филиал № ГУ ИРО ФСС РФ принял данные документы и произвел не выплату, а уже возмещение пособия за апрель, май, июнь 2009 года.
Однако после этого Филиал № ГУ ИРО ФСС РФ неправомерно требовал от предпринимателя ежеквартально предоставлять заново полный пакет документов. Это подтверждается также требованием Филиала № ГУ ИРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов.
На основании изложенного заявленные требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Копылова О.А.
В судебном заседании представитель предпринимателя Виго Т.Д., действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению по изложенным в заявлении, дополнительном заявлении основаниям.
Участвующая в судебном заседании представитель инспекции труда Змачинская А.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по заявлению работника Копыловой О.А. проведена инспекторская целевая проверка соблюдения предпринимателем законодательства о труде. В ходе проверки установлено, что Копылова О.А. принята на работу у предпринимателя на основании письменного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ на должность продавца. Согласно трудовому договору работнику установлен оклад 1 650 рублей, районный коэффициент 20 %, процентная надбавка 30%. В ходе проведения проверки расчетно-платежных документов, подтверждающих выплату Копыловой О.А. пособия за июль-октябрь 2009г., предпринимателем не представлено. Согласно письменному пояснению работодателя Копылова О.А. должна предоставлять необходимый пакет документов ежемесячно для получения пособия. В связи с тем, что со стороны работника не предоставлены документы, работодатель считал, что основания для выплаты Копыловой О.А. пособия отсутствуют. Ст.ст.13, 14 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» среди прочих видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотрено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Право на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию. Необходимые для назначения пособия документы предоставляются работником работодателю однократно, в случае изменения каких-либо данных получателя пособия работодатель ставится в известность с предоставлением подтверждающих документов. Фактически пособие по уходу за ребенком было назначено на основании представленных работником документов и выплачивалось Копыловой О.А. до июля 2009 года. Со стороны работодателя направлено заказное письмо с уведомлением с описью вложения ДД.ММ.ГГГГ о необходимости явиться и получить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 13 486,32 рублей. Таким образом, при проведении проверки установлено: с июля по октябрь 2009 года предприниматель прекратила выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Копыловой О.А., причиной этому, по объяснению предпринимателя, явилось изменение места работы ее мужа-работника, который ранее работал у предпринимателя (до июля 2009г.). Во время проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предпринимателем не были предоставлены документы, подтверждающие, что работодателем была запрошена справка с места работы Копылова (мужа заявительницы). Данный запрос предпринимателем направлен во время проверки ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки и в соответствии со ст.357 ТК РФ предпринимателю было выдано предписание № об устранении выявленных нарушений трудового законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ: в порядке ст. 236 ТК РФ работодатель обязан произвести Копыловой О.А. выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за июль-октябрь 2009г., причитающихся Копыловой О.А., с уплатой процентов (денежной компенсации) по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. ДД.ММ.ГГГГ предпринимателем был представлен ответ на предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в порядке ст.236 ТК РФ начислено и направлено по почте пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Таким образом, п.1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ предпринимателем был исполнен.
При таких обстоятельствах представитель инспекции труда полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Участвующая в судебном заседании в качестве заинтересованного лица Копылова О.А. полагала заявленные требования незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя предпринимателя, представителя инспекции труда, заинтересованного лица, допросив свидетеля, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд полагает, что заявленные предпринимателем требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ч.ч.1, 2 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст.3 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» настоящим Федеральным законом устанавливается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
На основании ст.4 указанного закона выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде, в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу ст.13 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из ст.14 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ следует, что указанным лицам ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Согласно ч.6 указанной статьи для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Частью 8 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ установлено, что страхователь осуществляет выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится работнику работодателем за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в день, установленный для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений). Неисполнение указанной обязанности является основанием для привлечения работодателя к материальной ответственности независимо от его вины, в том числе в результате неисполнения органами Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности по финансированию выплаты соответствующих пособий.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ Копылова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ работала у предпринимателя в качестве продавца. Согласно п.3.4.3 трудового договора работодатель обязан своевременно выплачивать обусловленную трудовым договором заработную плату. Зарплата выплачивается два раза в месяц: 1 и 16 числа месяца.
Приказом предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Копыловой О.А. ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Согласно представленного предпринимателем расчета ежемесячный размер полагающегося Копыловой О.А. пособия по уходу за ребенком составляет 4 495,44 рублей.
На основании расходного кассового ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Копыловой О.А. предпринимателем произведена выплата пособия по уходу за ребенком в размере 9 590,27 рублей за апрель, май, июнь 2009 года.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Змачинской А.В. в адрес предпринимателя вынесено предписание №, в соответствии с п.1 которого на предпринимателя возложена обязанность в порядке ст. 236 ТК РФ произвести Копыловой О.А. выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за июль-октябрь 2009г., причитающихся Копыловой О.А., с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты (по ДД.ММ.ГГГГ - направлено заказное письмо с уведомлением в адрес Копыловой О.А.) по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Почтовым переводом (квитанция №) ДД.ММ.ГГГГ в адрес Копыловой О.А. предпринимателем направлено пособие по уходу за ребенком в размере 17 495,96 рублей.
Почтовым переводом (квитанция №) ДД.ММ.ГГГГ в адрес Копыловой О.А. предпринимателем направлено пособие по уходу за ребенком в размере 4 306,19 рублей.
Не согласившись с п.1 предписания инспекции труда от ДД.ММ.ГГГГ №, предприниматель обратилась с соответствующим заявлением в суд.
Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем не исполнялась обязанность по выплате Копыловой О.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком в установленные трудовым договором сроки выплаты заработной платы, начиная с июля 2009 года. При этом доводы представителя заявителя о том, что основанием для невыплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком являлись непредставление Копыловой О.А. необходимых документов и отсутствие финансирования соответствующих расходов со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации суд считает необоснованными, не соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, поскольку по состоянию на июль 2009 года на основании представленных Копыловой О.А. документов ежемесячное пособие по уходу за ребенком уже было ей назначено и фактически выплачивалось работодателем, а бездействие Фонда социального страхования Российской Федерации не является основанием для неисполнения работодателем обязанности по выплате работнику установленного законом пособия. А поскольку судом установлена невыплата предпринимателем Копыловой О.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком в установленные законом, трудовым договором сроки, данный факт является основанием для привлечения работодателя к материальной ответственности, установленной ст.236 ТК РФ, независимо от его вины. Иной вывод нарушал бы права Копыловой О.А. и ее ребенка, установленные ч.2 ст.7, ч.1 ст.39 Конституции РФ.
Следовательно, заявленные предпринимателем требования о признании недействительным пункта 1 предписания инспекции труда № от ДД.ММ.ГГГГ, которым на него возложена обязанность в порядке ст. 236 ТК РФ произвести Копыловой О.А. выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за июль-октябрь 2009г., причитающихся Копыловой О.А., с уплатой соответствующей денежной компенсации за каждый день задержки, являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199, 246, 249, 255, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя Буйначевой В.О. о признании недействительным пункта 1 предписания Государственной инспекции труда в Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судьяА.Н. Левошко
Мотивированный текст решения изготовлен 14.03.2010г.
СудьяА.Н. Левошко
<данные изъяты>
СудьяА.Н. Левошко
Решение на 14.03.2010г. не вступило в законную силу.
СудьяА.Н. Левошко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Секретарь с/з