РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2010 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Дятлова С.Ю., при секретаре Катилевской Е.А., с участием в судебном заседании представителя ответчика - Шергиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 452/2010 по иску Рассафонова Д.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании его состоящим на учете для обеспечения транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Рассафонов Д.А. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании его состоящим на 1 января 2005 года на учете для обеспечения транспортным средством бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
Исковые требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ на основании акта освидетельствования ВТЭК на обеспечение транспортным средством были установлены медицинские показания на обеспечение Рассафонова Д.А. мотоколяской с ручным управлением. В соответствии с медицинским заключением он был признан годным к управлению транспортным средством с ручным управлением.
Рассафонову Д.А. была выдана справка № ДД.ММ.ГГГГ серия № №, где указано, что данные медицинские показания установлены без дальнейшего переосвидетельствования.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решение органа Государственной службы медико - социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
В 1991 году все необходимые документы были направлены в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области через отдел социального развития, опеки и попечительства г. Тайшета и Тайшетского района.
В ответе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № было указано следующее: «В соответствии с медицинским заключением, Вы, уважаемый Дмитрий Алексеевич, были признаны годным к управлению автомобилем «Запорожец» с ручным управлением, который могли приобрести за наличный расчет. Указанное заключение о наличии медицинских показаний Вам было дано сроком на семь лет. Таким образом, право (очередное) на обеспечение Вас транспортным средством возникло бы в 1998 году при условии подтверждения наличия медицинских показаний на обеспечение транспортным средством».
За все это время органами Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не было сообщено Рассафонову Д.А. об очередности предоставления транспортного средства, о дополнительных действиях с его стороны для получения транспортного средства.
Факт постановки на учет в качестве нуждающегося в транспортном средстве установлен. Отсутствие продления медицинского заключения о годности к управлению транспортным средством не является основанием снятия с учета.
В соответствии с Постановлением Правительства «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами» стоимость транспортного средства не выплачивается только в случае отказа от данного транспортного средства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 № 658 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» снятие граждан с учета возможно только после получения легкового автомобиля или единовременной денежной компенсации.
Установлено, что ни транспортное средство ни денежную компенсацию Рассафонов Д.А. не получал.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также, по их желанию, вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не уполномочено устанавливать те или иные критерии для постановки на учет инвалидов, отстранять инвалидов от получения компенсации, самовольно снимать инвалида с учета или с очереди.
Отказ в выплате Рассафонову Д.А. компенсации взамен транспортного средства явился основанием для обращения его с иском в суд.
Истец - Рассафонов Д.А. заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - Шергина А.В. не признала исковые требования, указывая, Рассафонов Д.А. был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ. В выписке № от ДД.ММ.ГГГГ указано на необходимость переосвидетельствования через 7 лет, т.е. в 1998 году. После 1998 года Рассафоновым Д.А. не было предоставлено в органы социальной защиты населения документа, подтверждающего его инвалидность и наличие медицинских показаний на обеспечение транспортным средством. Таким образом, в 1998 году Рассафонов Д.А. не стоял на учете в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортным средством бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В материалах дела имеется выписка № из акта освидетельствования ВТЭК по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением, согласно которой Рассафонов Д.А. имеет вторую группу инвалидности. Дата освидетельствования - ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам освидетельствования было вынесено заключение ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ о том, что имеются медицинские показания на обеспечение Рассафонова Д.А. мотоколяской с ручным управлением; годен к управлению автомашиной «Запорожец» с ручным управлением.
Переосвидетельствование - через 7 лет (в 1998 году).
В 2009 году Рассафонов Д.А. обратился в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением об обеспечении его транспортным средством.
Письмом зам.министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № Рассафонову Д.А. было отказано в обеспечении его транспортным средством либо в выплате компенсации взамен предоставления транспортного средства по следующим основаниям.
Заключение о наличии медицинских показаний для обеспечения транспортным средством было дано Рассафонову Д.А. на семь лет. Таким образом, право (очередное) на обеспечение его транспортным средством возникло бы в 1998 году при условии подтверждения наличия медицинских показаний на обеспечение транспортным средством.
После 1991 года заключение Государственной службы медико - социальной экспертизы о переосвидетельствовании Рассафонова Д.А. на наличие медицинских показаний для обеспечения транспортным средством в органы социальной защиты населения не поступало.
Данный отказ явился основанием для обращения Рассафонова Д.А. с иском в суд.
Исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ признан утратившим силу.
Статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 гг. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 рублей.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.
Из материалов дела следует, что Рассафонов Д.А. был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ. В выписке № от ДД.ММ.ГГГГ указано на необходимость переосвидетельствования через 7 лет, т.е. в 1998 году. После 1998 года Рассафоновым Д.А. не было предоставлено в органы социальной защиты населения документа, подтверждающего его инвалидность и наличие медицинских показаний на обеспечение транспортным средством. Таким образом, в 1998 году Рассафонов Д.А. не стоял на учете в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортным средством бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
Поскольку Рассафонов Д.А. не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 01.01.2005, право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло.
В соответствии со справкой ВТЭК № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной истцом в суд, Рассафонов Д.А. является инвалидом с детства второй группы без переосвидетельствования. То есть данная справка не подтверждает наличие медицинских показаний на обеспечение транспортным средством, а подтверждает инвалидность.
Также суд принимает во внимание, что органы социальной защиты населения обязаны были принимать и рассматривать обращения инвалидов, связанные с реализацией права на получение автомобиля, давать ответы, совершать действия по постановке на учет по результатам рассмотрения обращений. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до 01.01.2005 (до момента прекращения постановки инвалидов на учет), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.
В связи с этим, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рассафонова Д.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании его состоящим на 1 января 2005 года на учете для обеспечения транспортным средством бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий С.Ю. Дятлов
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2010
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение не вступило в законную силу 12.04.2010
Судья С.Ю. Дятлов
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2010 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Дятлова С.Ю., при секретаре Катилевской Е.А., с участием в судебном заседании представителя ответчика - Шергиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 452/2010 по иску Рассафонова Д.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании его состоящим на учете для обеспечения транспортным средством,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рассафонова Д.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании его состоящим на 1 января 2005 года на учете для обеспечения транспортным средством бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий С.Ю. Дятлов