об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.12.2010 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4579/2010 по исковому заявлению Гайдук Е.В. к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Гайдук Е.В. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области, требуя признать отказ ответчика в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 1105 кв.м. незаконным, обязать ответчика осуществить кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером № посредством внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений и снятии указанного объекта недвижимости с кадастрового учета в связи с прекращением его существования.

В обоснование исковых требований указала, что распоряжением заместителя мэра-председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес> по ее заявлению утверждена схема расположения земельного участка площадью 1105 кв.м., расположенного по <адрес>, для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и ему был присвоен кадастровый №. Однако в соответствии с распоряжением заместителя мэра-председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене распоряжения председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>, существование земельного участка площадью 1105 кв.м. с кадастровым №, расположенного в <адрес> было прекращено, а распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № отменено и утверждена схема расположения земельного участка площадью 1364 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ФГУ «Земельная кадастровая палата» » по Иркутской области отказало в снятии объекта с кадастровым номером № с кадастрового учета, мотивируя свой отказ ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ. Согласно данной норме орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Однако в данном случае распоряжением заместителя мэра-председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № была уточнена площадь и местоположение границ земельного участка, расположенного на землях населенных пунктов в <адрес>, необходимого для эксплуатации существующего принадлежащего ей на праве собственности индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. В связи с чем, решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области, принято в нарушение действующего законодательства, является незаконным и нарушающим ее право на оформление в собственность земельного участка необходимого для эксплуатации принадлежащего ей на праве собственности жилого дома.

В судебное заседание истица, извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области - Кругляк В.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Третье лицо- администрация г. Иркутска в судебном заседании просила суд удовлетворить требования Гайдук Е.В. в полном объеме.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в редакции ФЗ от 14.12.1995г. № 197 - ФЗ и от 09.02.2009г № 4-ФЗ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.

Заявления об обжаловании действий и решений в соответствии с Законом РФ № 4866 - 1 рассматриваются в порядке главы 25 ГПК РФ, однако то обстоятельство, что обращения в суд оформлены не заявлением, а исковым заявлением, не умаляют прав истцов на данное обжалование. Сама по себе процессуальная форма обращения не ограничивает суд в применении соответствующего закона, подлежащего применению в данном конкретном случае.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая публичный характер настоящего дела, обязанность по доказыванию требований истицы лежит на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области.

Согласно ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения,расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.

В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляетсякадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В силу ч. 1 ст. 16 вышеуказанного закона, кадастровый учет осуществляется в связис образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Согласно ч. 6 ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 N 221-ФЗ63 с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

В соответствии с п. 23 Приказа Минэкономразвития РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» от 04.02.2010 г. N 42, в предусмотренных Законом о кадастре случаях, решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.

Способы образования земельных участков указаны в ст. 11.2 ЗК РФ, согласно которой, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 1 ст. 11.3. ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению истицы Гайдук Е.В. (Романовой) утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 105 кв.м., расположенного по <адрес>; целевое назначение земельного участка - для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет под №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.

Судом установлено, что распоряжением заместителя мэра - председателя КУМИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению истицы вышеуказанное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № отменено, существование земельного участка площадью 1 105 кв.м. с кадастровым №, расположенного в <адрес> прекращено, при этом утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 364 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что земельный участок площадью 1 105 кв.м., расположенный по <адрес> с кадастровым номером № прекратил свое существование, в связи с образованием нового земельного участка площадью 1 364 кв.м. и отменой распоряжения заместителя мэра - председателя КУМИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1 105 кв.м., расположенного в <адрес>, при этом схема расположения земельного участка площадью 1364 кв.м., расположенного в <адрес> утверждена распоряжением заместителя мэра - председателя КУМИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с ч. 6 ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 N 221-ФЗ, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

Согласно постановлению мэра г. Иркутска от 04.12.2008 г. № 031-06-3039/8 «О передаче полномочий» от имени администрации города Иркутска с заявлениями о кадастровом учете изменений или снятии с учета земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска или государственная собственность на которые не была разграничена, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости, вправе обращаться собственники зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на данных земельных участках.

Гайдук Е.В. (Романова), является собственником жилого 2-этажного дома, общей площадью 186,5 кв.м. инв. №, лит. А, расположенного по адресу: <адрес>-а, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ФГУ «Земельная кадастровая плата» по Иркутской области с заявлением № о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 1 105 кв.м., расположенного в <адрес> и постановкой на кадастровый учет по вышеуказанному адресу, земельного участка площадью 1 364 кв.м.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области отказало истицы в снятии объекта с кадастровым номером № с кадастрового учета.

Не согласившись с данным решением, истица обратилась в суд с настоящим иском, требуя признать незаконным отказ ответчика в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 1105 кв.м. и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 1364 кв.м.

По мнению суда, требования Гайдук Е.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку сохранение на государственном кадастровом учете земельного участка площадью 1105 кв.м. с кадастровым №, расположенного в <адрес>, расположенного в границах вновь образованного земельного участка площадью 1 364 кв.м., расположенного в <адрес>, нарушает права истицы на дальнейшее оформление правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 1 364 кв.м. и его приватизацию в порядке ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

При этом суд исходит из того, что согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития РФ «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» от 30.10.2007 N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения), прилагается, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка.

Предоставление земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска осуществляется согласно Порядку прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 г. № 004-20-611060/9 (далее - Порядок).

Решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания строения, сооружения, принимается постановлением администрации города Иркутска (п. 1 Порядка). Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения (далее - заявители), обращаются в КУМИ г. Иркутска с заявлением на имя мэра г. Иркутска о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели использования земельного участка, его размера, местонахождения, с приложением документов (п. 2 Порядка). В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель(ли) подает(ют) в КУМИ г. Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, (п. 8 Порядка). КУМИ г. Иркутска в 30-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя КУМИ г. Иркутска и выдает заявителю либо готовит и направляет ему мотивированный отказ (п. 9 Порядка). Лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении земельного участка и получившее утвержденную схему расположения земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 11 Порядка). КУМИ г. Иркутска в двухнедельный срок с момента представления заявителем (ями) кадастрового паспорта земельного участка обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка на соответствующем праве и направляет копию постановления администрации г. Иркутска с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка заявителю(ям) (п. 12 Порядка).

Вышеизложенные нормы закона позволяет суду прийти к выводу о том, что отсутствие у Гайдук С.В. возможности поставить земельный участок площадью 1364 кв.м. на государственный кадастровый учет препятствует ей в дальнейшем приобретению прав на указанный земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что нарушенные права и интересы Гайдук С.В. подлежат защите в судебном порядке.

Поскольку в силу норм ч.ч. 3, 5 ст. 1, ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 N 221-ФЗ, государственный кадастровый учет (в том числе) земельных участков подтверждает (в том числе) прекращение существования земельных участков, то отсутствие указания в ч. 6 ст. 20 данного Федерального закона на лицо, имеющее право обратиться с заявлением о снятии с учета земельного участка (среди перечисляемых в законе иных видов объектов недвижимого имущества: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), не должно быть, по мнению суда, препятствием к снятию с кадастрового учета земельного участка, прекратившего свое существование в связи с утверждением новых границ, согласно ч. 1 ст. 11.6 Земельного кодекса РФ.

С учетом системного толкования норм Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. N 221-ФЗ, исследованных в судебном заседании обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области, надлежит снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 1105 кв.м. с кадастровым №, расположенный в <адрес>, ввиду того, что данный земельный участок прекратил свое существование, в связи с утверждением новых границ, и образованием нового земельного участка площадью 1364 кв.м.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в снятии объекта с кадастровым номером № с кадастрового учета является незаконным.

При этом суд также учитывает, что снятие с кадастрового учета земельного участка 1105 кв.м. с кадастровым №, расположенного в <адрес>, не нарушает права и интересы иных лиц, поскольку расположенный на данном земельном участке 2-этажный дом, общей площадью 186,5 кв.м. инв. №, лит. А, принадлежит Гайдук Е.В. на праве собственности, администрация г. Иркутска не возражает относительно снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Гайдук Е.В. о признании отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 1105 кв.м. и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 1364 кв.м. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении вышеуказанных требований Гайдук Е.В., в соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд полагает и подлежащими удовлетворению требования истицы об обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав, путем обязания ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № площадью 1105 кв.м., расположенный в <адрес> и поставить на учет земельный участок площадью 1364 кв.м., расположенный в <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гайдук Е.В. - удовлетворить.

Признать незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в снятии объекта с кадастровым номером № с кадастрового учета.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № площадью 1105 кв.м., расположенный в <адрес> и поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 1364 кв.м., расположенный в <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья Е.Л. Коржинек

Мотивированный текст изготовлен 16.12.2010г.