об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в количестве 10 рабочих мест



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2010 годаг.Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Мишовой Ю.П.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Иркутска Руды Н.Н., представителя ответчика по доверенности Петуховой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-726/2010 по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к Иркутскому филиалу ОАО «Восточный экспресс банк», ОАО «Восточный экспресс банк» об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в количестве 10 рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г.Иркутска (далее – прокурор) обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Иркутскому филиалу ОАО «Восточный экспресс банк» (далее - Банк) об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в количестве 10 рабочих мест.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Иркутска проведена проверка ОГУ «Центр занятости г.Иркутска» по вопросу исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

В ходе проверки установлено, что Иркутским филиалом Банка не выполняется квота для приема на работу инвалидов (по сведениям ОГУ «Центр занятости г.Иркутска»).

Согласно ст.21 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. П.2 ст.2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, установлена квота в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.

В соответствии с п.п.1 ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, т.е. такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Согласно п.3 ст.2 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах квотированиярабочихмест дляинвалидоввИркутскойобласти» среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.82 Приказа Росстата от 12.11.2008г. №278 среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода.

Согласно штатному расписанию Иркутского филиала Банка среднесписочная численность работников составила всего 358 человек.

Квота приема на работу инвалидов для Иркутский филиал Банка составляет 10 рабочих мест, т.е. организация в пределах установленной квоты обязана создать или выделить 10 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Согласно информации Иркутского филиала Банка в качестве работников в трудовых отношениях не состоят граждане, относящиеся к социально незащищенной категории гражданина.

Таким образом, в нарушение п.п.1 ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Иркутском филиале Банка не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

В соответствии со ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление квот для приема на работу инвалидов является одной из гарантий трудовой занятости, предоставляемой инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно письму ОГУ «Центр занятости г. Иркутска» от 05.11.2009г. № 5523 в ОГУ «Центр занятости г. Иркутска», по состоянию на 01.11.2009 г. на учете в качестве безработных состоит 384 инвалида.

Таким образом, Иркутский филиал Банка нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст.37 Конституции Российской Федерации, а также ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку указанными нормами гарантировано право на трудоустройство всех инвалидов. Точно определить число инвалидов, которые могут обратиться в Иркутский филиал Банка в целях трудоустройства, не представляется возможным, т.к. помимо инвалидов, зарегистрированных в ОГУ «Центр занятости г.Иркутска» в качестве безработных, в Иркутский филиал Банка в целях трудоустройства имеют право обратиться и иные инвалиды.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного прокурор полагал заявленные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Определением суда от 12.02.2010г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен ОАО «Восточный экспресс банк».

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Иркутска Руды Н.Н. поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Участвующая в судебном заседании представитель Банка по доверенности Петухова О.Н. исковые требования не оспаривала, указала, что в настоящее время Банком проводятся мероприятия по созданию квот для приема на работу инвалидов, квоты будут созданы с 01.04.2010г. в следующих городах: Байкальск, Слюдянка, Тулун, Нижнеудинск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, Тайшет, Саянск, Усть-Кут, Зима.

Третье лицо ОГУ «Центр занятости г.Иркутска», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направило, в представленном суду заявлении поддержало исковые требования, просило рассмотреть исковые требования в отсутствие своих представителей.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив и исследовав все доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На основании ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Пунктом 2 ст.20 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст.21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Из п.1 ст.24 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ следует, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны, в том числе создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Статьей 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009г. № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлено, что квота устанавливается для приема на работу инвалидов, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством.

Квота устанавливается для коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, в размере 3 процента к среднесписочной численности работников.

Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону.

В судебном заседании установлено, что согласно Устава Открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк», утвержденного Общим собранием акционеров ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений №№ 1 - 20), Банк имеет Иркутский филиал с его местоположением по адресу: <адрес>.

Среднесписочная численность сотрудников Иркутского филиала Банка за период с января по октябрь 2009 года составила 358 человек, что подтверждается письмом Банка от ДД.ММ.ГГГГ №.

Таким образом, общее количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Иркутском филиале Банка должно составлять 10 мест (с уменьшением до целого числа произведения 358 х 0,03)

Вместе с тем, какие-либо доказательства создания или выделения Банком, в силу ст.20 ТК РФ являющимся работодателем, рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Иркутском филиале в количестве 10 мест ответчиком, его представителем, которым в соответственно в определении о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ и в судебном заседании разъяснялись положения ч.1 ст.56 ГПК РФ, суду не представлены, в материалах дела отсутствуют. Более того, согласно писем ДД.ММ.ГГГГ, сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) от ДД.ММ.ГГГГ, подписанных директором Иркутского филиала Банка, соответвтующие рабочие места будут созданы с ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Банку об обязании создать (выделить) в Иркутском филиале рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в количестве 10 мест. Соответствующие исковые требования к Иркутскому филиалу Банка, не являющемуся работодателем и, следовательно, не обладающему правомочиями по созданию рабочих мест (в том числе внесения изменений в штатное расписание), являются необоснованными, не соответствующими законодательству и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к Иркутскому филиалу ОАО «Восточный экспресс банк», ОАО «Восточный экспресс банк» - удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Восточный экспресс банк» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в Иркутском филиале ОАО «Восточный экспресс банк» в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в количестве 10 рабочих мест.

В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к Иркутскому филиалу ОАО «Восточный экспресс банк» об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в количестве 10 рабочих мест – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

СудьяА.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 05.04.2010г.

СудьяА.Н. Левошко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда на 05.04.2010г. не вступило в законную силу

СудьяА.Н. Левошко

<данные изъяты>

Секретарь с/з