РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2010 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Дятлова С.Ю., при секретаре Катилевской Е.А., с участием в судебном заседании: истца - Попова В.П. и его представителя - Теплякова А.А., представителя ОАО «Российские железные дороги» - Деминой С.А., представителя ОАО «Страховая группа МСК» - Токарева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 245/2010 по иску Попова В.П. к ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Страховая группа МСК» о взыскании суммы ущерба и 4 050 рублей расходов на оплату государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Попов В.П. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к ОАО «Российские железные дороги» и ЗАО «Стандарт - Резерв» о взыскании 245 000 рублей возмещения ущерба и 4 050 рублей расходов на оплату государственной пошлины.
Исковые требования мотивированы следующим.
Попов В.П. является собственником автомашины <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ в 12:00, выезжая из войсковой части, он пересекал железнодорожные пути. Данные пути показались ему заброшенными, т.к. никаких дорожных знаков не было.
Во время пересечения железнодорожных путей Попов В.П. не заметил приближающийся железнодорожный состав и не успел отъехать, в результате чего его автомашина получила механические повреждения.
По мнению Попова В.П., дорожно - транспортное происшествие произошло по вине ОАО «РЖД».
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17 - ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневренной работой объекты железнодорожного транспорта, являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей не общего пользования).
Таким образом, должны были быть созданы все условия для безопасности прохождения маневрового состава, а значит, на ОАО «РЖД» лежит обязанность возместить причиненный вред.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик - ЗАО «Стандарт - Резерв» заменен на его правопреемника - ОАО «Страховая группа МСК».
В судебном заседании истец - Попов В.П. и его представитель - Тепляков А.А. поддержали исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ОАО «Российские железные дороги» - Демина С.А. не признала исковые требования, указывая, что дорожно - транспортное происшествие произошло по вине Попова В.П., нарушившего пункт 15.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Железнодорожный переезд у светофора м27 (выезд из войсковой части) несанкционирован. Пересечение железнодорожного пути необщего пользования в этом месте не предусмотрено.
Представитель ОАО «Страховая группа МСК» - Токарев В.А. не признал исковые требования, указывая, что ЗАО «Стандарт - Резерв» не заключало с Поповым В.П. договор страхования принадлежащей ему автомашины «Ниссан Бассара», г/н О920РК.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного старшим госинспектором Ленинского РУВД г. Иркутска У., ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. Попов В.П., управляя автомашиной <данные изъяты>, в нарушении пункта 15.2 Правил дорожного движения Российской Федерации при пересечении нерегулируемого переезда не убедился в отсутствии приближающегося поезда, не уступил ему дорогу, в результате чего произошло дорожно - транспортное происшествие.
Попов В.П. привлечен к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Попова В.П. отменено; дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение начальнику ОГИБДД Ленинского РУВД г. Иркутска.
Постановлением и.о. начальника ОГИБДД УВД по Ленинскому району У. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Попова В.П. прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В результате дорожно - транспортного происшествия автомашине <данные изъяты>, принадлежащей Попову В.П., были причинены механические повреждения.
Согласно отчету ООО «Техсервис» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость ущерба от повреждения автомашины <данные изъяты>, составляет 245 000 рублей.
В связи с этим Попов В.П. обратился с иском в суд.
Исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что дорожно - транспортное происшествие произошло по вине Попова В.П. - нарушившего требования пункта 15.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, согласно которому водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17 - ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон) проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
Порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 21 Закона).
Согласно пункту 1.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной министром путей сообщения ДД.ММ.ГГГГ №, железнодорожные переезды - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне - оборудуются необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения, улучшающими условия пропуска поездов и транспортных средств.
Технической документацией производственно - технологического комплекса № Иркутск - Сортировочной дистанции пути Восточно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» подтверждается, что у ОАО «РЖД» отсутствует железнодорожный переезд у светофора м27 (выезд из воинской части), где произошло дорожно - транспортное происшествие.
Представители ОАО «РЖД» пояснили, что отсутствует разрешительная документация для строительства данного железнодорожного переезда, технические условия на устройство переезда и иные документы, подтверждающие законность его функционирования.
Таким образом, Попов В.П., в нарушение пункта 15.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, пересекал железнодорожные пути не по железнодорожному переезду, при этом не уступил дорогу двигающемуся железнодорожному составу, что и явилось причиной совершения дорожно - транспортного происшествия.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 Кодекса).
В связи с тем, что отсутствует вина ОАО «РЖД» в причинении вреда Попову В.П., в удовлетворении исковых требований в отношении ОАО «РЖД» следует отказать.
Согласно пункту 1 статьи 927 Кодекса страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (пункт 1 статьи 929 Кодекса).
В соответствии со статьей 940 Кодекса договор страхования должен быть заключен в письменной форме.
Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (статья 969).
Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
В иске в отношении ОАО «Страховая группа МСК» - правопреемника ЗАО «Стандарт - Резерв» также следует отказать, так как материалами дела не подтверждено, что между ЗАО «Стандарт - Резерв» и Поповым В.П. был заключен договор страхования принадлежащей Попову В.П. автомашины <данные изъяты>.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Попова В.П. к ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Страховая группа МСК» о взыскании 245 000 рублей возмещения ущерба и 4 050 рублей расходов на оплату государственной пошлины отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий С.Ю. Дятлов
Мотивированное решение изготовлено 04.05.2010
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение не вступило в законную силу 05.05.2010
Судья С.Ю. Дятлов
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2010 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Дятлова С.Ю., при секретаре Катилевской Е.А., с участием в судебном заседании: истца - Попова В.П. и его представителя - Теплякова А.А., представителя ОАО «Российские железные дороги» - Деминой С.А., представителя ОАО «Страховая группа МСК» - Токарева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 245/2010 по иску Попова В.П. к ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Страховая группа МСК» о взыскании суммы ущерба и 4 050 рублей расходов на оплату государственной пошлины,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Попова В.П. к ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Страховая группа МСК» о взыскании 245 000 рублей возмещения ущерба и 4 050 рублей расходов на оплату государственной пошлины отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий С.Ю. Дятлов