о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты вынужденного прогула в связи с несвоевременной выдачей трудовой книжки, компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2010 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой С.Н.,

при участии в судебном заседании генерального директора ЗАО «СибиА» Головкова А.В., представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Сокова О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1964/2010 по исковому заявлению Кузнецовой С.Г. к ЗАО «СибиА» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты вынужденного прогула в связи с несвоевременной выдачей трудовой книжки, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецова С.Г. обратилась в суд с иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ЗАО «СибиА» (далее - Общество) о взыскании заработной платы за 2009 год и начисленных на нее районного и северного коэффициентов в сумме 14 680 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 44 дней в сумме 12 590,89 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), оплаты вынужденного прогула в связи с несвоевременной выдачей трудовой книжки в сумме 5 484,67 рубля, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 15 дней в сумме 4 292,4 рубля (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.

В обоснование исковых требований Кузнецова С.Г. указала, что ДД.ММ.ГГГГ была принята в Братское представительство Общества на должность помощника директора представительства.

Однако, при заключении трудового договора, по мнению истца, ответчиком были грубо нарушены ее трудовые права. В частности, в разделе трудового договора «Оплата труда» не были указаны обязательные для включения в трудовой договор условия оплаты труда, т.е. доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Отсутствует указание места работы с местонахождением структурного подразделения. Не были расписаны районный и северный коэффициенты к заработной плате, установленные для лиц, работающих в условиях, приравненных к районам Крайнего Севера. Не был указан дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 16 календарных дней. Кроме того, истцу не была выдана должностная инструкция.

При продлении трудового договора на 2007 г. ответчиком вновь не были учтены районный и северный коэффициенты к заработной плате, дополнительный отпуск 16 календарных дней. Обращения истца к ответчику ни к чему не привели, форма договора осталась без изменений.

При заключении трудового договора на 2008 год ответчик, не уведомив истца должным образом, неправомерно уменьшил оклад за период октябрь - декабрь 2009 года с 7 000 рублей до 3 500 рублей.

При заключении трудового договора на 2009 год ответчик, не уведомив истца должным образом, неправомерно уменьшил оклад с 7 000 рублей до 4 330 рублей, в связи с чем истец считала необходимым взыскать с ответчика доначисленную сумму заработной платы.

В связи с вышеизложенным, заработная плата истицы была начислена без учета районного 40% и северного 50% коэффициентов, не предоставлялся дополнительный отпуск в размере 16 календарных дней.

За весь период работы у ответчика Кузнецова С.Г. ни разу не получила расчетный лист по начисленной заработной плате.

ДД.ММ.ГГГГ истец уволилась по собственному желанию. Заявление на увольнение отправила факсом в Иркутский офис ДД.ММ.ГГГГ Трудовую книжку и полный расчет просила выслать до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. к дате последнего рабочего дня. Однако, трудовую книжку и приказ на увольнение получила только ДД.ММ.ГГГГ, а компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 44 дней не получила до сих пор.

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

В силу ст. 237 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику моральный вред, причиненный его неправомерными действиями.

Причиненный ответчиком моральный вред Кузнецова С.Г. оценила в 30 000 рублей.

На основании изложенного, истец считала уточненные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание истец Кузнецова С.Г. не явилась, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просила рассматривать исковое заявление в ее отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности Соков О.И. в судебном заседании исковые требования Кузнецовой С.Г. к ЗАО «СибиА» признал в части - о взыскании 14 680 рублей - заработной платы за 2009г. и начисленных на нее северного и районного коэффициентов, 12 590,89 рублей - компенсации за неиспользованный отпуск, 5 484,67 рубля - оплаты вынужденного прогула, 4 292,40 рубля - компенсации за неиспользованный отпуск, о чем представил суду соответствующее письменное заявление.

Участвующий в судебном заседании представитель ответчика на основании Устава, генеральный директор Головков А.В. не возражал против признания ответчиком ЗАО «СибиА» исковых требований Кузнецовой С.Г. в указанной части.

Выслушав объяснения представителей ответчика, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

На основании ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из ст.135 ТК РФ следует, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Согласно ст.84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.

В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

В силу ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

На основании ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 315 ТК РФ устанавливает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Кроме того, статьей 115 ТК РФ установлено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Согласно ст.116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статьей 14 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 16 календарных дней в приравненных к районам Крайнего Севера местностях.

На основании ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В судебном заседании установлено, что истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в Обществе на должностях помощника генерального директора по Братскому представительству, руководителя представительства в г.Братске, уволена ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Общества №-к от ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

Вместе с тем, судом установлено, что в нарушение ст.57 ТК РФ в заключенных с истицей трудовых договорах № от ДД.ММ.ГГГГ, б/н от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали сведения о применяемом при исчислении заработной платы районном коэффициенте и процентной надбавке, их размерах. Какие-либо доказательства выдачи истице в день увольнения трудовой книжки, осуществления полного расчета в день увольнения - ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст.ст.84.1, 140 ТК РФ ответчиком суду не представлены, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства исполнения требований ст.136 ТК РФ об извещении истицы в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся ей за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В судебном заседании представителем ответчика по доверенности Соковым О.И. исковые требования Кузнецовой С.Г. к ЗАО «СибиА» в части взыскания заработной платы за 2009 год и начисленных на нее районного и северного коэффициентов в сумме 14 680 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 44 дней в сумме 12 590,89 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), оплаты вынужденного прогула в связи с несвоевременной выдачей трудовой книжки в сумме 5 484,67 рубля, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 15 дней в сумме 4 292,4 рубля (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) признаны, о чем суду представлено соответствующее письменной заявление.

Право представителя ответчика на признание исковых требований указано в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, последствия признания иска установленные ст.ст.39, 173, 198 ГПК РФ представителю ответчика судом разъяснены и ему понятны.

С изложенного суд приходит в выводу об удовлетворении исковых требований Кузнецовой С.Г. о взыскании заработной платы за 2009 год и начисленных на нее районного и северного коэффициентов в сумме 14 680 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 44 дней в сумме 12 590,89 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), оплаты вынужденного прогула в связи с несвоевременной выдачей трудовой книжки в сумме 5 484,67 рубля, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 15 дней в сумме 4 292,4 рубля (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Разрешая требования истца Кузнецовой С.Г. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, суд руководствуется следующим.

В силу ст.21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами.

Из ст.237 ТК РФ следует, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 указано, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения прав истицы, установленных ст.ст.57, 84.1, 140, 136 ТК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда. Нравственные страдания, причиненные истице в связи с указанным противоправным бездействием ответчика, по мнению суда, заключаются в ее переживаниях по поводу недостаточности материального обеспечения своих потребностей, допущенной работодателем в отношении нее несправедливости, появления необходимости отстаивания своих нарушенных трудовых прав в суде. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает, что размер денежной компенсации морального вреда, который истица просит взыскать, является завышенным и полагает разумным и справедливым соответствующие исковые требования удовлетворить частично, в размере 1 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кузнецовой С.Г. - удовлетворить частично.

Взыскать с ЗАО «СибиА» в пользу Кузнецовой С.Г. заработную плату за 2009 год и начисленные на нее районного и северного коэффициентов в сумме 14 680 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 44 дней в сумме 12 590,89 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), оплату вынужденного прогула в связи с несвоевременной выдачей трудовой книжки в сумме 5 484,67 рубля, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 15 дней в сумме 4 292,4 рубля (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой С.Г. к ЗАО «СибиА» о взыскании компенсации морального вреда в размере 29 000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 22.08.2010 г.

Судья А.Н. Левошко

<данные изъяты>

Судья А.Н. Левошко

Решение суда на 22.08.2010 г. не вступило в законную силу

Судья А.Н. Левошко

<данные изъяты>

Секретарь с/з