Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.10.2010 г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2801/2010 по заявлению Товарищества собственников жилья «Черемховский 1» о признании незаконным бездействие администрации г. Иркутска по формированию земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав, утвердить границы земельного участка, на котором находиться многоквартирный дом, обеспечить проведение государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Черемховский 1» обратилось в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ, требуя признать бездействие администрации г. Иркутска по формированию земельного участка по адресу :г. Иркутск, пер. Черемховский-1 незаконным, обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенное нарушение закона, выразившееся в бездействии по осуществлению обязанности по формированию земельного участка.
В обоснование своего заявления указало, что в июле 2007 года от имени Товарищества собственников жилья «Черемховский-1» Смолянинова В.Л. обратилась в Администрацию г, Иркутска с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и постройки. В августе 2007 года был получен ответ, в котором разъяснялся порядок перехода земельного участка в собственность, и предлагалось предоставить пакет документов для формирования земельного участка. Указанные в письме документы заявителем были предоставлены. С момента предоставления документов прошло более двух лет. В июле 2009 года Смолянинова В.Л. вновь обратилась в Администрацию г. Иркутска с просьбой о выдаче документов на земельный участок, на что был получен ответ за подписью зам. начальника КУМИ г. Иркутска, из которого следовало, что сформировать земельный участок не предоставляется возможным, так как не утверждены проекты планировки и межевания территорий, предусмотренные ст. 46 Градостроительного Кодекса РФ. В связи с тем, что процесс по формированию земельного участка принял затяжной характер, Смолянинова обратилась в общественную приемную Путина В.В., куда поступил ответ из комитета по градостроительной политике, из которого следует, что в отношении земельного участка, разработан проект планировки, прошедший процедуру публичных слушаний и переданный Мэру г. Иркутска для утверждения. Утверждение проекта планировалось к концу 2009 года. В январе 2010 года Смолянинова обратилась в Администрацию г. Иркутска с вопросом о сроках формирования земельного участка. Ответ был получен из КУМИ г. Иркутска, из которого усматривается, что проекты планировки не утверждены, а работы по межеванию не проводились вообще.
В дальнейшем заявитель уточнил требования, указав в уточненном заявлении, что до настоящего времени администрацией г. Иркутска земельный участок под многоквартирным домом по пер. Черемховский-1 г. Иркутска не сформирован, по состоянию на август 2010 года не выполнены работы по проекту планировки и проекту межевания, соответственно, не определен порядок и время публичных слушаний, в связи с чем, усматривается бездействие администрации г. Иркутска, по формированию земельного участка.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Иркутска по формированию земельного участка по адресу: г. Иркутск, пер. Черемховский-1, выразившееся в невыполнении работ по проекту планировки, по проекту межевания, по определению порядка и времени проведения публичных слушаний, обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании заявитель вновь уточнил требования и просил суд, обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенное нарушение, утвердить границы земельного участка, на котором находиться многоквартирный дом, обеспечить проведение государственного кадастрового учета, рассмотреть фактически сформировавшийся участок с учетом сноса жилого дома № по пер. Черемховский.
В судебном заседании председатель ТСЖ «Черемховский-1» Смолянинова В.Л. требования к администрации г. Иркутска поддержала частично, просила суд признать незаконным бездействие администрации г. Иркутска по формированию земельного участка по адресу: г. Иркутск, пер. Чеемховский-1, выразившееся в невыполнении работ по проекту планировки, по проекту межевания, по определению порядка и времени проведения публичных слушаний, обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенное нарушение, путем утверждения границ земельного участка, на котором находиться многоквартирный дом, обеспечить проведение государственного кадастрового учета. От требований об обязании администрации г. Иркутска о рассмотрении фактически сформировавшегося участка с учетом сноса жилого дома № по пер. Черемховский отказалась, представив суду соответствующее заявление. Определением суда настоящее гражданское дело прекращено в данной части требований заявителя
В судебном заседании представитель администрации г. Иркутска Климов И.В., действующий по доверенности просил суд отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном отзыве администрации г. Иркутска.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.
Как следует из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Статьей 36 ЖК РФ предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются (части 1 и 2). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п.5).
Согласно ст.16 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определен следующий подход к применению положений гражданского законодательства в части споров о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома.
В соответствии с пунктом 66 постановления "согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется."
Решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009г. N 004-20-611060/9 "Об утверждении порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска" утвержден порядок формирования земельного участка, под которым расположен многоквартирный дом.
Согласно данному порядку лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, подает в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска заявление о формировании земельного участка, оформленное на имя мэра города Иркутска, с приложением следующих документов:
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме, о собственниках, принявших участие в общем собрании, и количестве голосов, которыми обладают указанные собственники, о повестке дня общего собрания, о решении об обращении в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска за формированием земельного участка с указанием количества голосов, которыми принято данное решение, об избрание уполномоченного лица;
- документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на формируемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника(ов) помещений в многоквартирном доме документов, удостоверяющих права на формируемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в представлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения, сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, помещения в многоквартирном доме, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или иные документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на такие здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме;
- справка о размерах площадей помещений в многоквартирном доме, выданная органом или организацией, осуществляющими государственный учет объектов недвижимого имущества.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска регистрирует заявление и в течение пяти рабочих дней направляет в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска копию заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с учетом проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.
Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в 10-дневный срок с момента получения запроса из комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска изготавливает и направляет в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска схему расположения земельного участка либо заключение о невозможности его формирования.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска:
- в 5-дневный срок с момента получения из комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска и направляет ее заявителю;
- обеспечивает в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, выполнение кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Принятия решения органа местного самоуправления города Иркутска, о предоставлении земельного участка собственникам помещений в многоквартирном доме не требуется. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае невозможности формирования земельного участка по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, с учетом обоснованного заключения комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска готовит письменный отказ в формировании земельного участка, который направляется заявителю.
Как установлено судом ТСЖ «Черемховский-1» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под многоквартирным домом.
ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Иркутска в своем письме № указало заявителю о необходимости предоставления документов, в соответствии с порядком формирования земельного участка под многоквартирным домом.
ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Иркутска в своем письме № заявителю указала о невозможности сформирования земельного участка, на котором находиться многоквартирный дом по пер. Черемховкий,1, в связи не утверждением проектов планировки и межевания территорий.
В судебном заседании представитель заявителя Мосов О.Ю. суду указал, что ТСЖ «Черемховский-1» с заявлением о предоставлении земельного участка под многоквартирным домом обратилось еще в 2007г. однако до настоящего времени администрация г. Иркутска бездействует и не выполняет работы по проекту планировки и проекту межевания, соответственно невозможно определить порядок и время публичных слушаний.
По мнению суда, данные доводы заявителя являются необоснованными по следующим основаниям.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Статьей 6 Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)) определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (п.1).Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (п.3).Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.(п.5) Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса (п.13).
Согласно ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Анализируя вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу, в случае, если территории, на которых находятся многоквартирные дома не разделены на земельные участки, границы земельных участков, под многоквартирными домами, устанавливаются посредством подготовки органами государственной власти или органами местного самоуправления проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.
Как указал Конституционный суд РФ в своем постановлении от 28.05.2010г. N 12-П признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Судом установлено, что Постановлением мэра г. Иркутска от 25.12.2007г. № 031-06-2667/7 «Об утверждении плана реализации Генерального плана города Иркутска на период до 2020 года» был утвержден план реализации генерального плана города Иркутска на период до 2020 года, в котором были определены сроки подготовки проектов планировки и межевания территорий г.Иркутска, в том числе его центральной части, на которой находится спорный земельный участок.
Постановлением мэра г. Иркутска от 29.10.2009г. №031-06-1559/10 «Об утверждении плана мероприятий по землеустройству и землепользованию в г. Иркутске на 2010г.» утвержден план формирования земельных участков под многоквартирными домами и постановки их на кадастровый учет.
Распоряжением мэра г. Иркутска от 02.02.2009г. № 031-10-92/9 установлены предельные сроки выполнения работ по подготовке проектов межевания территорий земельных участков в Правобережном округе (центральной части) -февраль 2009г. - июнь 2010г.
14.07.2010г. Распоряжением мэра №031-10-601/10 внесены изменения в Распоряжение мэра г. Иркутска от 02.02.2009г. № 031-10-92/9 и установлены предельные сроки выполнения работ по подготовке проектов межевания территорий земельных участков расположенных, в том числе в Правобережном округе г. Иркутска (центральная часть), куда входит переулок Черемховский (январь2010г.-март2011г.)
Как следует из представленных в материалы дела администрацией г. Иркутска муниципальных контрактов на выполнение работ по подготовке проекта планировки территории Центральной части г. Иркутска от 05.06.2006г., на разработку проекта правил землепользования и застройки г. Иркутска от 14.11.2008г., на выполнение работ с длительным производственным циклом по внесению изменений в генеральный план г. Иркутска от 16.12.2009г., из актов сдачи-приемки на выполнение работ по указанным муниципальным контрактам, администрация г. Иркутска предпринимает меры по формированию земельных участков.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация г. Иркутска не бездействует, ею проводится работа по формированию земельных участков и проведению государственного кадастрового учета, в том числе и в отношении спорного земельного участка.
При этом необходимо учитывать, что никакими нормами действующего законодательства РФ органы местного самоуправления по формированию земельных участков под многоквартирными домами сроком не ограничены.
Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" указал, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Согласно требованиям действующего законодательства, процедура по формированию земельных участков требует большего объема работ по подготовке проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, проведения публичных слушаний.
По мнению суда, с учетом значительной площади, занимаемой Правобережным округом г. Иркутска, выполнение указанных работ требует длительных временных и больших материальных затрат, финансирование указанных работ происходит из местного бюджета (предельный объем средств: 2010г.-2011г. -10 460 141руб.), в связи с чем, указанный заявителем период в течение которого администрация г. Иркутска проводит работы по формирования спорного земельного участка (2007г.- 2010г.) является разумным сроком.
При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения требований ТСЖ «Черемховский 1» о признании незаконным бездействие администрации г. Иркутска по формированию земельного участка по адресу: г. Иркутск, пер. Черемховский-1, выразившегося в невыполнении работ по проекту планировки, по проекту межевания, по определению порядка и времени проведения публичных слушаний и об обязании устранить допущенные нарушения прав.
Требования ТСЖ «Чермховский-1» об обязании администрации г. Иркутска утвердить проект в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом №1 пер. Черемховский в соответствии с решением думы г. Иркутска от 28.06.2007г. №004-20-390.585/7 и обеспечить проведение кадастрового учета, по мнению суда, также не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании достоверно установлено и не опровергнуто заявителями, что земельный участок под многоквартирным домом №1 по пер. Черемховский не сформирован в установленном законом порядке, в связи с чем, у администрации г. Иркутска отсутствуют законные основания для утверждения границ спорного земельного участка и постановки его на кадастровый учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Товарищества собственников жилья «Черемховский 1» о признании незаконным бездействие администрации г. Иркутска по формированию земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав путем утверждения границ земельного участка, на котором находиться многоквартирный дом, обеспечения проведения государственного кадастрового учета - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 15.10.2010г.